Станислав Скакун, создатель сервиса «Биодата» для хранения и анализа медицинских данных, скорее всего, самый оцифрованный человек в России. Вот уже десять лет он регулярно сдает анализы крови на сотни биомаркеров и проводит кучу других измерений. Стас называет это личным экспериментом, который также лег в основу его компании, помогающей собирать и оценивать данные клиентов.
«Моя концепция в том, что нужно собирать все категории данных», — рассказывает Стас. Он выделяет восемь направлений, каждое из них так или иначе влияет на состояние организма или отражает это состояние:
За последним пунктом Стас, проживая в Москве, не особенно следит: «Тут чистый воздух, но если бы я жил в Дубае или в некоторых городах Китая или Индии, то я бы вел наблюдения». Есть еще один тип данных, которые Стас отслеживает в рамках многолетнего эксперимента лишь изредка, — все, что связано с продуктивностью: экранное время, скорость решения задач.
Показатели из остальных категорий тщательно фиксируются. Стас начинал с нескольких десятков анализов крови и довел общее число биохимических показателей до 1300: если собрать данные за десять лет, то получится датасет из 15 000 точек, и каждый год добавляется пара тысяч новых. Примерно 300 параметров Стас измеряет каждый месяц, добавляя по кругу к базовым анализам специфические, относящиеся к разным системам организма: пищеварению, сердечно-сосудистой системе, работе мозга, иммунитету. Другие, еще более специфические анализы и измерения, он делает реже, некоторые — раз в несколько лет.
Но это только анализы и аппаратные измерения вроде МРТ печени, которую он делает раз в четыре года. «Если добавить еще данные о питании — а это сотни точек в день, анализ работы сердца, качества сна, уровня стресса и расшифровку генов (до 900 000 точек), то счет идет на миллионы», — заключает Скакун.
Стас не только отслеживает тысячи параметров, но и корректирует образ жизни, чтобы менять неоптимальные показатели. Он читает научные исследования, консультируется с врачами и экспериментирует с питанием, приемом биодобавок и лекарств. «Самый понятный результат эксперимента: мой биологический возраст за эти десять лет не изменился», — говорит Стас. Для расчета возраста он пользуется своим же приложением, которое применяет формулу PhenoAge, разработанную биохимиками Морган Левайн и Стивом Хорватом: она учитывает несколько параметров из общего и биохимического анализов крови и уровень С-реактивного белка (маркер воспаления).
В 2014 году, когда Стас начинал эксперимент, ему был 31 год, а биологический возраст был 32 года — больше, чем паспортный. Теперь ему 42, а биологический возраст — 33 года.
«Я чувствую себя лучше, чем когда начинал, — говорит Скакун. — Возможно, кому-то именно это покажется значимым, но судить так ошибочно: субъективные ощущения не так важны, как объективные данные».
И, как ни странно, самым главным итогом эксперимента Стас считает не биологический возраст и самочувствие, а то, что у него теперь есть датасет из десятков тысяч точек данных. «Это значит, что любую научную публикацию, любой вопрос о здоровье, который можно поставить, я могу смоделировать на собственных данных глубиной 5-10 лет. В мире не более десяти человек, которые могут похвастаться подобным датасетом», — говорит Скакун.
Разобравшись с лабораторными данными, Стас пытается так же точно оцифровать свое питание: «На мой взгляд, режим питания дает 20-30% вклада в состояние здоровья и влияет даже на уровень энергии. Например, если человек ест поздно вечером, то смещается циркадный ритм и, следовательно, качество сна, так как, когда организм должен быть в глубоком сне, идут процессы пищеварения. А это уже напрямую влияет на продуктивность».
Раньше Стас фиксировал рацион с помощью дневниковых записей: калораж, БЖУ, окно питания (он придерживается интервального питания 16/8, которое рекомендовано не всем, но ему конкретно разрешено). Сейчас приложение «Биодата» дорабатывает систему автоматического распознавания еды и ее состава по фото: это позволит автоматически заносить сотни показателей и отслеживать их, сравнивая с другими данными о состоянии организма.
Благодаря многолетним наблюдениям Стас убедился, что питание действительно сказывается на показателях анализов и трендах: «Если мы его не регистрируем, то на глазок не способны оценить с достаточной точностью, где и как мы нарушаем рекомендованный режим».
Четыре с половиной года назад Стас в интервью Reminder дал три совета, как поддерживать здоровый образ жизни. В частности, он рекомендовал «исключить вещи, которые однозначно вредят» (недосып, фастфуд, малоподвижный образ жизни, алкоголь и сигареты), и «следить за тем, от какой еды становится плохо, не есть продукты, которые вызывают негативную реакцию: вздутие, тяжесть в животе, обострение аллергии».
Сейчас он бы добавил к тем советам еще три.
Согревающие истории для тех, кто уже устал ждать весну
Осторожно: звучит крайне нелогично