В 2000-х мир IT был совсем другим. Рабочие споры велись на кухне, а не в мессенджерах, собрания проходили в небольших офисах, а электронная почта была основным способом коммуникации: через e-mail и устраивались на работу, и переписывались с друзьями.
Это было время, когда небольшие команды энтузиастов создавали будущее, проверяя гипотезы на лету и работая с невероятным драйвом. Они заложили фундамент того, чем мы пользуемся каждый день вот уже много лет. Многое делалось «на коленке», но с азартом первооткрывателей. Каждый новый сервис — как запуск спутника: не просто фича, а след в истории. Рабочий день мог заканчиваться поздно ночью. Все было сыро (поначалу), сложно (на первых порах), но по-настоящему живо (всегда) — и это чувство, что ты строишь будущее своими руками, объединяло сильнее любых KPI.
В такой обстановке зарождалась и Почта Яндекса. Сегодня это сервис, который обрабатывает свыше 250 миллионов писем ежедневно, а под капотом у него — мощные сервера и эффективная система противодействия спаму с искусственным интеллектом, а также Нейрофильтр с YandexGPT, который отбирает значимые письма и создает для пользователей их краткий пересказ. А тогда — небольшая команда, общая кухня, названия релизов в честь героинь мультфильма MTV «Дарья» и вера в то, что Почта может стать чем-то большим, чем просто способом отправить сообщение.
История «Почты» перевалила за 25 лет, по этому случаю делимся рассказами тех, кто стоял у истоков — почувствуйте вайб эпохи.
День рождения одного из коллег. Ему подарили гибкий трипод для фотоаппарата, мы сразу же установили его на перегородку между сегментами опенспейса и сделали общее фото. В руках у Пети (посередине) недавно приобретенная на масленичной ярмарке во дворе Красной Розы картина с Мопсом — маскотом микросервиса «mops», с которого пошла мода называть микросервисы в честь пород собак.
В 2007 году Яндекс Почта была похожа на стартап внутри компании: команда из нескольких человек, серверные комнаты и атмосфера, где решения принимались за чашечкой чая.
Виктор Щукин, руководитель службы SRE в Яндекс 360. Пришел в компанию в 2007 году: После университета я работал в научно-инженерном центре. Если коротко, мы запускали ракеты в космос. Я ездил по космодромам и в режиме реального времени собирал телеметрию с вышек и станций, чтобы вывести ракету на орбиту. Про Яндекс я только слышал, даже поисковиком не пользовался.
И вот, в декабре 2006 года мне написал рекрутер: в Петербурге открылся офис Яндекса, можно пройти собеседование. У меня не было особенных ожиданий, шел просто поговорить. Сначала пообщался с руководителем питерского офиса, потом — с руководством из Москвы по телефону (видеозвонки еще не были распространены). После этого меня отправили пить чай, а через десять минут представили команде как нового сотрудника. Это было самое быстрое интервью в моей жизни.
Я стал системным администратором: занимался закупками, установкой оборудования, следил, чтобы все исправно работало. Профессия айтишника тогда еще не была такой модной, да и вайб внутри IT-компаний был иной, более ламповый. Мы садились на пол в кружочек и говорили про Яндекс, его прошлое, будущее. Никаких видеовстреч, все вопросы обсуждали за чаем. Команда была маленькой — в Питере я стал, кажется, двадцатым сотрудником. Но мы были одной большой семьей.
Позже я перешел в Яндекс Почту, где отвечал за протокольную часть обработки писем: как они приходят, где хранятся и как уходят дальше. За все, что «под капотом». Компания быстро росла, и сейчас уже сложно поверить, что одно время корпоративная почта была собрана на Open Source решениях — и только потом мы переехали на «большую» Почту, которой, собственно, пользовались клиенты.
Сегодня почтовые серверы Яндекс Почты могут обработать несколько десятков миллиардов входящих писем, и процессы гораздо стабильнее. С этой точки зрения, в моей работе стало меньше стресса, хотя новые технические задачи появляются постоянно: совершенно другие даже по сравнению с прошлым годом. Такое ощущение, что я поработал совсем в разных компаниях: например, раньше у нас не было продукта для крупного бизнеса, а штат Яндекс 360, куда входит Почта, три года назад был в десять раз меньше, чем сегодня.
Отмечали Новый год в офисе в БЦ Строганов — лучшее место из всех офисов, где мы обитали (потом появился мем «а в Строганове было лучше»).
В 2010-х Почта начала превращаться из простого ящика в современный технологический сервис с массой новых возможностей. Команда разработчиков ломала шаблоны, создавала новый интерфейс, где письма открывались без перезагрузки страницы, а названия релизов вдохновлялись популярным мультиком с MTV — в лучших традициях IT-романтики тех лет.
Алексей Тен, SRE-разработчик, пришел в Яндекс в 2008 году: В 2000-х, до появления смартфонов и мессенджеров, все действительно общались по электронной почте. Я завел тогда ящики на всех доменах: первый на Yahoo, еще в 1998-м году, а когда в 2004-м Google выпустил Gmail, зарегистрировался и там. Яндекс Почта у меня тоже была, даже две.
Я работал верстальщиком в веб-студии, собирал сайты. Затем был верстальщиком в блоге Я.ру (входил в Яндекс. — Reminder), а в 2010-11 году мы всей командой перешли в Почту, где нам поставили задачу переработать интерфейс.
Это сложно представить сейчас, но в то время почтовые ящики работали как сайты: нажимаешь на письмо — страница полностью перезагружается. И только когда Google выпустил Gmail, случилась настоящая революция. Интерфейса, в котором письма открываются в одном окне без обновления, до этого никто не видел.
У нашей команды была фишка: давать релизам имена — ламповые. В Почте наш тимлид решил называть все релизы женскими именами из сериала «Дарья» — спин-оффа «Бивиса и Баттхеда». Кажется, он единственный во всем Яндексе смотрел этот мультфильм, поэтому никто ничего не понял, но идея прижилась.Так появились: Daria — основной интерфейс Почты; Quinn — мобильная версия Почты, по сериалу популярная младшая сестра Дарьи; Jane — прошлая версия «Дарьи», а по сериалу ее подруга и творческая натура.
Если сравнивать Почту в 2000-х и сейчас, видно, что она развивалась вместе с интернетом: от обычных веб-страничек до полноценного онлайн-сервиса. Сейчас внутри — целый набор инструментов для коммуникаций. Я думаю, в будущем Почту ждут серьезные изменения.
Поздравляли коллегу с днем рождения. Что подарили не помним, но судя по картинке на телевизоре — небольшой баг 🙂.
К 2011 году Яндекс Почта обрабатывала миллионы писем, и команде пришлось решать задачу космического масштаба: перенести хранилище данных на новую платформу, не потеряв ни одного письма. А заодно понять: безобидная шутка может стать настоящей головной болью.
Владимир Бородин, руководитель Yandex Cloud On-Premises, пришел в Яндекс в 2011 году: В начале 2010-х электронная почта все еще была центром цифровой жизни. Через нее шла вся коммуникация: личная, рабочая, учебная. В то время уже сотни миллионов писем обрабатывались в Яндекс Почте. Я занимался хранилищем данных, и главной задачей нашей команды был переезд с Oracle, на котором создавались первые версии, на PostgreSQL (то есть, с проприетарной платформы управления базами данных на созданную самостоятельно на базе открытого кода. — Reminder): перевести хранение писем на другую технологию без даунтайма и при этом не потерять ни одного байта пользовательских данных.
Это была сложнейшая инфраструктурная задача, и, казалось, что, бросив на нее все силы, мы не сможем параллельно сделать вообще ничего продуктового — только поддерживать существующее решение и заниматься миграцией. Но Почта неплохо развивалась в продуктовом направлении: мы сделали новый веб-интерфейс и асинхронные операции, чтобы в сервисе можно было выполнять дополнительные задачи, не нарушая основной поток. Также выпустили долгожданное мобильное приложение. Я до сих пор горжусь, что тогда получилось все совместить.
Конечно, случались и веселые промахи. Например, когда внутреннее хранилище с письмами пользователей, переехало на новую SAS-шину, мы стали называть серверы «sasulca100a.mail.yandex.net», поменяв старый префикс на «sas».
Почему? Как известно, в IT всего две проблемы: как сделать инвалидацию кэша и какое придумать название.
Это было внутреннее имя, которое пользователи не должны были видеть. Но когда в Яндекс Диске изменили принцип работы с файлами, названия серверов стали доступны пользователям в отдаваемых ссылках. Они открывали файл в Диске и видели в адресной строке набор символов, начинающийся с «sasulca». В итоге пришлось переименовать тысячу серверов. Но урок усвоен: к названиям надо подходить очень внимательно.
Однажды в Яндекс Почте организовали конкурс на новый логотип, пообещав победителю iPhone 7. Участников было много, все ждали результатов. «И вот победителю торжественно вручают… торт в форме iPhone! Всем эта идея очень понравилась. Так шутить можно только в команде, где людям по-настоящему комфортно вместе», — говорит Владимир Бородин.
В эпоху, когда спам захлестывал почтовые ящики, команда создавала передовую защиту от нежелательных писем, которая получила название Спамооборона. Но причем здесь «Звездные войны»?
Георгий Шмаровоз, ведущий технический менеджер проектов Yandex Cloud Tech, пришел в Яндекс в 2007 году: До 2007 года я работал в компании, которая занималась внедрением систем бэк-офиса в банках. В моем окружении уже тогда многие хотели работать в Яндексе, он был на слуху. Я тоже откликнулся на вакансию. Процесс найма выглядел совсем иначе, чем сейчас, я даже с HR-отделом пересекался минимально. Пришел, побеседовал с руководителями Поиска, Антиспама и еще несколькими людьми, и после услышал: «Супер, давай, приходи к нам работать. Серега покажет твое рабочее место». Я испытал приятный шок от того, что получилось относительно легко попасть в компанию, куда хотели многие.
В Яндексе меня поразила более свободная атмосфера.
Я видел, как это выглядело в банках: сотрудники IT-отделов ходили в пиджаках, работали в небольших помещениях, обеды носили с собой, в то время как руководство располагалось на этажах с панорамными окнами и одевалось в дорогие костюмы. Здесь все были на равных.
Почту я сразу стал воспринимать через призму антиспама. Уже в нулевых у Яндекса была технология Спамооборона: разработчики писали почтовый антиспам на основе базовых правил SpamAssassin (Apache SpamAssasin — популярное программное обеспечение для фильтрации спама. — Reminder). У нас был движок с набором базовых правил, но многое приходилось отслеживать вручную. Коробочную версию мы устанавливали клиентам. Менеджер, который работал с этим продуктом, полдня ездил по клиентам и возвращался с обратной связью по их проблемам. А я был единственным аналитиком, и в мою задачу входило прописывать правила обработки писем: что отправлять во входящие, а что класть в спам. Так у нас сформировались эвристики обработки писем — изначально их было около тысячи.
Я особенно горжусь тем, как мы запускали тегирование (автоматическое распознавание типа письма — например, уведомление от банка или заказ из магазина. — Reminder). В процессе получили несколько патентов.
Со временем Спамооборона обрастала новыми компонентами, каждый из которых отвечал за анализ своего набора данных, например, репутации отправителя. Сейчас система собирает ответы от компонентов, суммирует их и на основе полученных данных делает вывод — помечать письмо как спам или нет. Всего учитывается более 10 000 подобных факторов.
Некоторым компонентам мы давали забавные названия. Например, был сервис, которому наш разработчик дал имя монстра из вселенной «Звездных войн» — Сарлакк. А большой сервис статистики, который считал, сколько писем пришло за сутки по конкретной теме, на сколько входящих с этой темой пожаловались и так далее, мы называли Шинглер — от слова «шингл», обозначающего алгоритм обнаружения дубликатов в тексте.
Когда я пришел, в Почте были только ящики для пользователей, а когда уходил, в Почту уже переносили свои корпоративные адреса огромные компании. В Спамообороне сейчас активно используются методы машинного обучения. Нагрузка увеличилась раз в 50, а возможности сервиса, мне кажется, и вовсе раз в 100.
Что для меня Почта сейчас? В первую очередь, это личное безопасное пространство. В нем хранится все необходимое, и я уверен, что оно никуда не исчезнет.
Как-то раз на 8 марта ребята решили поздравить девушек и привели в офис двух енотов. Все были рады погладить пушистиков и сделать фото на память.
Когда интернет все еще был в новинку, пользователи часто заваливали поддержку Яндекс Почты вопросами вроде «верните отправленное письмо». И часто на все эти вопросы отвечал всего лишь один человек — Юра. Люди должны помнить имя этого героя.
Павел Бывших, Директор по управлению клиентским опытом в Яндекс Маркете, пришел в Яндекс в 2005 году: Было время, когда служба поддержки подписывалась просто: «С уважением, команда Яндекса» или «Служба поддержки». Но это стало казаться нечестным: пользователи приходили с личными вопросами, представлялись, делились проблемами, а в ответ получали обезличенное сообщение от компании. Как быть? Думали подписываться настоящими именами. Но быстро поняли, что это небезопасно. Тогда появилась идея создать виртуальных сотрудников. Сначала просто вымышленные имена, позже — полноценные «личности» в социальных сетях. Так в Поиске появился Антон Щукин. А для Почты и других сервисов выбрали двух виртуалов: Тимофея Журавлева и Леру Стразу. Мы делали вид, что это сотрудники Яндекса: публиковали от их имени посты, отвечали в соцсетях, они проводили конкурсы.
Сейчас сложно поверить, но когда-то именно Яндекс Почта была главным направлением в поддержке внутри всего Яндекса. Люди только начинали пользоваться интернетом и присылали необычные просьбы: «Я случайно отправил письмо, верните его обратно». Или: «Скачал файл, а он мне не понадобился. Как вернуть его отправителю?»
Сейчас саппорт в Яндексе разделен по скилл-группам. Есть команды, которые отвечают за финансы, за качество, одни знают, как устроен биллинг, другие — как работают алгоритмы, куда отнести ту или иную проблему. В самом начале поддержка делилась не по темам, а по сервисам. Если ты отвечаешь за Яндекс Почту, значит, разбираешься во всем: от авторизации до фильтрации спама. А в выходные на весь Яндекс оставался один человек — Юра. Он дежурил по субботам и воскресеньям и должен был знать все про каждый сервис. Когда он приходил, никого уже не было, а когда вся команда собиралась — Юра отдыхал. Поэтому он постоянно отставал от обновлений и писал письма: «Расскажите, как это теперь работает».
Уголок саппорта. Маша и Катя отвечают на вопросы пользователей и помогают решать их проблемы.
Когда находишься внутри процесса, изменения происходят постепенно и почти незаметно. Но, если оглянуться назад, то становится видно, какой огромный путь проделан командой. Прогресс особенно заметен, если отмотать на пару десятилетий назад.
Роман Иванов, продакт-менеджер Яндекса, пришел в компанию в 2004 году: Когда я пришел в Яндекс и начал заниматься Почтой, Почта была типичным сервисом Web 1.0 с двумя основными проблемами. Первая — устаревший интерфейс. В Почте тогда еще не было динамических элементов, а страница полностью перезагружалась при каждом действии. Вторая — хромающая стабильность. Сервис работал на базе данных Oracle, которая стоила безумных денег и иногда падала из-за нагрузок (в это время часть пользователей не могла пользоваться Почтой). Было понятно, что нужно менять технологии под капотом, заново придумывать интерфейс. Тем более, что появился Gmail, и стало очевидно — наша Почта сильно отстает, нужно что-то, как мы тогда говорили, “рррреволюционное”. Впрочем, наша первая попытка сделать современный интерфейс оказалась излишне рррреволюционной, и не получила широкой пользовательской любви :).
Команда Почты в офисе Строганов.
Сегодня Яндекс Почта — это цифровой хаб с технологиями ИИ и кастомизацией.
Говорят, e-mail устарел. Но это не так: мы продолжаем им пользоваться, не замечая, порой, насколько интеллектуальным и безопасным стал сервис, благодаря добавлению новейших технологий. В целом, так и должен работать хороший сервис. Ведь, как писал фантаст и футуролог Артур Кларк, «любая достаточно развитая технология неотличима от магии».
Никита Анферов, руководитель Яндекс Почты, пришел в компанию в конце 2023 года: Когда я только пришел работать, старожилы мне говорили, что и через пять лет я буду узнавать что-то новое про Почту. Пока что этот прогноз сбывается: спустя полтора года здесь, я почти каждую неделю открываю какую-то «потайную дверь» — то горячие клавиши для разбора писем, то тема оформления, которую рисовали вручную и монтировали, то ещё одна возможность менять интерфейс под себя. Как будто унаследовал корабль с огромной историей — и теперь мы его не просто поддерживаем, а превращаем в современный лайнер.
И да, e-mail жив. Почта остается важным каналом личной и профессиональной коммуникации, где пользователь управляет своим информационным контуром: читает, отвечает, ищет, хранит. Мы так и смотрим на этот сервис — он должен приносить ценность, учитывая современные реалии потребления информации. Для этого мы внедряем ИИ, который помогает держать фокус на важных письмах и обходить стороной нежелательные, а также улучшаем интерфейс для понятного и легкого взаимодействия. Почта не просто современный и полезный инструмент, она часть большой экосистемы персональных сервисов.
Наши дни. Команда, которая развивает Яндекс Почту сейчас.
Реклама. ООО «Яндекс». ИНН 7736207543. erid: 2RanymHtxBB
Как сохранять ресурс на работе, использовать ИИ в терапии и почему важно проводить one-on-one с сотрудниками
Как фильтровать информационный шум и выстраивать границы в эпоху информационного изобилия
Изучаем свое телосложение, процент жира, мышечную массу, метаболизм, калорийность пищи и другие показатели — по фото