Джим Коллинз — бизнес-консультант ведущих компаний, автор мировых бестселлеров «Построенные навечно», «От хорошего к великому» и других. Он многие годы изучает, что именно позволяет бизнесу добиваться успеха, и параллельно выводит правила личной эффективности. О последних он рассказал в популярном подкасте Тима Ферриса, автора книги «Как работать по 4 часа в неделю». Reminder приводит основные тезисы Коллинза.
Для подсчета времени на креатив, преподавание и другую деятельность, Джим Коллинз использует часы с тремя таймерами. Как он пришел к этому?
«Я поговорил с некоторыми из коллег на факультете в Стэнфорде, спросил у них, как вообще люди, которых вы уважаете, распределяют свое время? Мне все отвечали примерно одно и то же: 50, 30, 20. 50% — на новую, интеллектуальную, креативную работу. 30% — на преподавание. 20% — на все остальное, что должно быть сделано. Я решил, что звучит неплохо и начал подсчитывать свои часы. Каждый день. Позже я понял, что меня больше всего интересовало, сколько часов в день было отведено на креативную работу. Цель была 50% и выше. Для этого мне и понадобились часы с тройным таймером.
Позже, в книге “Великие по собственному выбору” я расскажу о концепции броска на 20 миль (подробно об этой концепции). Она заключается в следующем: если вы, начав свой путь, не проходите ежедневно 20 миль или, хуже того, вовсе отбрасывайте фанатичную дисциплину, то вы не управляйте событиями, а они вами. Но тогда я ее еще не сформулировал, и моя идея заключалась в том, чтобы крайне дисциплинированно заниматься своей деятельностью, только тогда она принесет плоды.
В то время я максимально упростил концепцию 50–30–20, завел часы, блокнот. И в конце каждого дня заносил в каждую из 3 граф: что произошло за день, на что я потратил время, что мне удалось сделать. Описание дня могло выглядеть так: “Встал рано. 2 часа по-настоящему удачной креативной работы. Завтрак с женой. 5 часов креативной работы. Сон. 3 часа креативной работы. Ужин с женой”. Происходили и другие вещи: встречи с людьми, интересные беседы. Я все записывал — это маркеры. Позже, при подведении итогов года они мне пригодились. Минимальное количество креативных часов в год — 1000. Неважно, болели вы или были заняты чем-то другим, 1000 — минимальный порог, ниже которого заходить нельзя».
У всех у нас есть темные, сложные времена, а есть — времена хорошие. Но память человека устроена таким образом, что он не может вспомнить, как чувствовал себя пару дней назад. Поэтому Коллинз предлагает записывать ощущение от каждого прожитого дня, оценивая его по шкале -2, -1, 0, 1, 2.
«+2 — суперпозитивный день. Это может быть день активного скалолазания или по-настоящему продуктивного письма. Или — день активных бесед с кем-то, кто для тебя очень много значит. +1 — тоже хороший день. 0 — ни рыба, ни мясо. Минус 1 — слегка негативный, а вот -2 — по-настоящему плохой. Соответственно, мне в жизни хотелось бы проживать больше “+2-дней” и избегать вещей, которые “минусуют” мой день. Чтобы этого добиться, мне нужно было выяснить, что это за вещи.
Факторы, составляющие “+2-дни”, разные: во-первых, одиночество по-настоящему продуктивной творческой работы, когда буквально теряешь себя в исследовании или размышлениях. Во-вторых, состояние потока, которого не так легко достичь. В-третьих, общение с людьми, которых любишь. Когда я смотрю на свои лучшие дни, я вспоминаю, что они не были наполнены событиями. Им была свойственна невероятная простота, много креативной работы в состоянии потока (возможно, я формулировал какую-то концепцию). Или — общение с семьей и близкими друзьями. Пусть даже в эти дни я ничего не добился, например, если я отправлялся на скалу с другом, я помню только общение с ним, а не сам процесс восхождения.
Вообще я люблю готовиться к беседе, представлять, о чем мы будем говорить. Даже когда я собираюсь поговорить с близким другом, я обычно записываю три вещи, которые я хотел бы обсудить».
Мы постоянно думаем о тайм-менеджменте. Но примерно треть нашей жизни проходит во сне — как управлять и этим временем?
«Из наблюдений за своим сном я вынес одну важную вещь. Обычно мы, говоря о сне, считаем, что ежедневно человек должен спать 7–8 часов. Но на самом деле важно то количество качественного сна, которое вы получаете за 10 дней. Так что я начал подсчитывать все время, что я уделяю сну — подобно броску на 20 миль. Пока мне удавалось спать около 70 часов за 10 дней, все было в порядке.
Лично для себя я также сформулировал правила сна. Первое — правило 20 минут. Если вы просыпаетесь среди ночи и потом не можете заснуть в течение 20 минут — вставайте и приступайте к работе. Я порой встаю в 3 или 4 утра и начинаю работать — отличное время для творчества. Второе — спать в любое удобное время. Тут мне повезло с генами — я могу задремать в любой ситуации. На 5 минут, на час — даже стоя.
Любимые ситуации для того, чтобы подремать:
1) В самолете. В полете я ничего не ем. Я либо стараюсь заняться чем-то креативным, либо сплю. У меня даже есть свой “набор для сна”: шумоподавляющие наушники Bose, маска и подушка в форме пончика. С этим набором я создаю среду для сна — спать можно где угодно.
2) Послеобеденное время отлично подходит для сна, так как при пробуждении у тебя наступает “второе утро”, когда снова можно продуктивно работать.
Мой любимый режим сна: ложусь спать в 23 и встаю в 3 утра. С 3 до 7 занимаюсь креативной работой или готовлюсь к лекции, потом снова засыпаю — до 10 или 11 утра. Этот второй сон все равно, что общий наркоз. Но после него наступает “второе утро”. Для меня это идеальный вариант».
Концепция «ежа» излагается в книге «От хорошего к великому». Само разделение людей на «лис» и «ежей» предложено философом Исайей Берлином. Первые стремятся к нескольким второстепенным целям одновременно, последние — сконцентрированы на одной, но значительной, и дисциплинированно продвигаются к цели. Все создатели великих компаний были в той или иной степени «ежами».
Суть концепции Коллинза — в том, чтобы найти в себе внутреннего «ежа». Для этого он предлагает ответить себе на три вопроса:
1) В чем вы можете быть лучше всех в мире?
2) На чем основана ваша экономическая модель?
3) Что вас действительно волнует?
Коллинз также предлагает наглядную иллюстрацию этой концепции в виде трех кругов — если вы находитесь в точке пересечения всех трех кругов, вы нашли своего «ежа».
Об этой концепции Коллинз впервые упомянул в работе «От хорошего к великому», но развитие она получила в его новой монографии «Turning the Flywheel: Monograph to Accompany Good to Great». Суть ее в том, что любая хорошая компания становится великой не сразу, а постепенно. Это поступательный процесс, а не результат резкого преобразования. Он сравнивает это становление с раскруткой маховика: сначала идет наращивание потенциала (при этом нужна сосредоточенность на одном направлении), а только потом — прорыв на качественно новый уровень.
Судя по исследованиям, которые легли в основу книги «От хорошего к великому», у великих компаний не было графика, какого-либо кодового названия для этого преобразования. «Нам повезло опросить чуть ли не всех руководителей великих компаний, которые были живы на тот момент. Мы часто спрашивали у них: “Ну и как вы поняли, что пришел тот самый момент, момент прорыва?” Они раздраженно отвечали, что не понимают наш вопрос — не было никакого момента. Тогда я начал осознавать, что то, что со стороны выглядит как переход на другой уровень, внутри ощущается иначе — как естественный результат эволюции компании. Когда вы смотрите на яйцо, вы ничего не видите, вы не знаете, что происходит внутри. Просто в один прекрасный момент скорлупа трескается, и появляется цыпленок».
Маховик, как его видит Коллинз, — не какой-то список шагов, а определенная логика развития. Если вы сделали А, вы обязательно сделаете и Б, затем логически и неизбежно последуют В и Г, так как они взаимосвязаны. У разных людей и компаний разные маховики, но общее правило — они «раскручиваются» с течением времени по своей логике.
Однажды Коллинз завел блокнот, который назвал «Журналом для наблюдения за жучком» — как это делают натуралисты. Таким образом он смог получить более объективные данные о себе и принимать важные решения.
«Я был тем самым жучком по имени Джим. Я решил наблюдать за собой со стороны. Именно так я понял, что я собираюсь делать по жизни.
Я делал там примерно такие записи: “Жучок Джим любит искать смысл, разбираться в чем-то по-настоящему сложном, раскладывать это по полочкам и доносить это до людей, учить их”. Подобные наблюдения и привели меня к преподавательской деятельности в Стэнфорде, когда мне было 30 лет. Это стало началом моей карьеры».
Когда Джим Коллинз встретился с одним из самых известных бизнес-консультантов и теоретиков менеджмента Питером Друкером, тот дал ему пару советов.
Помимо чистого анализа ситуации чрезвычайно важна эмпирическая валидация. Коллинз называет этот принцип «Сначала пули, потом — пушки». Ее объяснение в том, что при ограниченном запасе пороха нужно пристреляться пулями — определить идеальную траекторию, опытным путем оценить то или иное умозаключение. И только затем заряжать оставшийся порох в пушку.
«Жизнь — это люди. Жизнь в ее лучшем проявлении — делать осмысленные вещи с людьми, которых ты любишь».
«Успех для меня, в конце концов, то — что моя супруга любит и уважает меня с каждым годом все больше».
«Я спросил у [Питера Друкера], какой из написанных им 26 книг он гордится больше всего. Он ответил: “Следующей!”. Ему тогда было 86. И он действительно написал еще десять книг и умер в 92».
Филип Болл об основах жизни, человеческой ДНК и новых подходах к лечению рака
Как преодолеть страх неопределенности и поменять карьеру и жизнь к лучшему
26 креативных способов управления минутами, часами, днями и годами