Что будет, если мы начнем определять возраст человека по биологическим показателям?

Сейчас цифры в паспорте слишком важны. Есть способ это изменить

Что будет, если мы начнем определять возраст человека по биологическим показателям?

Несколько лет назад в США вышел сериал «Юная» (Younger) — в нем рассказывается о 40-летней женщине Лайзе Миллер, которой пришлось соврать, что ей 27, чтобы устроиться на работу после затянувшегося декрета. Героиня молодо выглядит, и трюк удалось провернуть — однако после этого пришлось жить «двойную жизнь» и врать всем вокруг. Но почему людей в возрасте 40+ вообще дискриминируют настолько сильно, что им приходится идти на разные ухищрения, чтобы продолжать нормальную жизнь?

Исследование Headhunter подтверждает опасения тех, кто боится стареть: 19% российских работодателей признаются, что не готовы брать на работу людей старше 45 лет. Причины разные: боязнь, что возрастной сотрудник не впишется в молодой коллектив, стереотипное представление о людях в возрасте как о «немотивированных», желающих только поскорее дожить до пенсии, наконец, близость той самой пенсии — людей предпенсионного возраста не так уж просто уволить, поэтому проще их не брать на работу вовсе.

Но дискриминация есть не только на работе. Недавно пользователи Tinder засудили компанию за эйджизм: они обнаружили, что людям старше 29 лет премиальная подписка обходится дороже. А 70-летний голландец Эмиль Рательбанд, как и Лайза Миллер в сериале Younger, называет себя «возрастфлюидным»: он захотел официально изменить свой возраст по паспорту на 50 лет, чтобы получать больше «мэтчей» в тиндере. Тем более, уверен голландец, выглядит он моложе своих лет.

Кроме того, людям старше 75 могут отказать в продаже автомобильной страховки, а медицинская страховка обойдется людям предпенсионного возраста дороже, чем их более молодым коллегам. У человека старше 50 могут возникнуть проблемы с усыновлением/удочерением и оформлением опекунства — как в США, так и в России (хотя по закону верхней границы для возраста усыновителя или опекуна в России нет, а в США она существует только в нескольких штатах).

Изменится ли это, если все смогут менять свой возраст в паспорте в соответствии со своим мироощущением? Биоэтик Юна Раасаанен из Университета Осло рассуждает о возможных препятствиях, которые могут возникнуть на этом пути, в своей колонке в журнале Aeon. Он уверен: пожилые люди должны иметь возможность официально изменить свой возраст — вопрос в том, как это провернуть?

Возраст — это просто цифры

По мнению Юны Раасаанена, у человека может быть три причины сменить свой официальный возраст:

  • он_а сталкивается с дискриминацией;
  • его/ее биологический возраст ниже, чем хронологический;
  • он_а чувствует себя некомфортно со своим возрастом «по паспорту».

Вряд ли каждая их этих причин по отдельности может стать достаточным поводом, чтобы менять легальный возраст. К тому же, тот факт, что человек «не чувствует себя на 70» — это недостаточный аргумент как для чиновников, так и для страховых компаний, у которых есть своя статистика по возраст-зависимым заболеваниям и соответствующие повышающие коэффициенты.

А если ощущение «чувствую себя моложе своих лет» подкрепляется тестами на биологический возраст, и человек ощущает дискомфорт и/или испытывает дискриминацию из-за своего хронологического возраста? Тогда смена цифр в паспорте может стать хорошим решением.

Какие трудности могут возникнуть при смене возраста?

Во-первых, это, конечно, законодательные ограничения. Общество пока не готово к появлению «возрастфлюидных» людей — поэтому вам, скорее всего, просто не разрешат сменить дату рождения в паспорте.

Во-вторых, касательно даты рождения: получается, вам придется создавать «ложный» день рождения? Юна Раасаанен предлагает выход из этой ситуации: например, чтобы возраст определялся не по паспорту, а по какому-нибудь приложению в смартфоне, которое постоянно мониторит ваш текущий биологический возраст на базе различных параметров организма. Возрастфлюидность как она есть!

Наконец, смена возраста может привести к забавным бюрократическим нестыковкам. Например, если 70-летний мужчина, у которого в 18 лет родился ребенок, решит юридически стать 50-летним, то его 52-летняя дочь окажется старше него. И как это потом объяснять?

У идеи Раасаанена есть и критики, которые, хотя и поддерживают его борьбу с эйджизмом, предлагают другие способы решить эту проблему. Например, просто сделать дату рождения человека закрытой информацией — такой же секретной и личной, как пин-код банковской карточки. Тогда человек будет иметь возможность поделиться своим возрастом с теми, с кем захочет — но вот спрашивать дату рождения будет неприличным и даже незаконным.

Но даже если мы принимаем идею о том, что возраст можно сменить, остается главный вопрос: как определить, что биологически вы моложе своего «паспортного» возраста?

Тест на биологический возраст

Самый распространенный способ сверить свои «биологические часы» с хронологическими — сдать ДНК-тест на возраст теломер, или теломерный тест.

Теломеры — это концевые участки на хромосомах в ДНК человека, которые не несут кодирующей информации и сокращаются при каждом делении клетки. Как только теломеры укорачиваются до некоторого критического значения, клетка перестает делиться и погибает — либо, что (вероятно) еще хуже, становится сенесцентной. Сенесцентные клетки — это старые клетки, которые уже прекратили делиться, но по какой-то причине не погибли и остались жить в организме. С возрастом накопление таких клеток может вызывать хроническое воспаление, рак и ускорять процесс старения организма.

Из всего вышесказанного следует, что по длине ваших теломер можно косвенно определить, в какой форме находится ваш организм — и совпадает ли биологический возраст с хронологическим. Теломерный тест — дорогая и не очень распространенная в России услуга, однако в некоторых лабораториях его все же можно сдать: например, в Москве или Санкт-Петербурге.

А вот в США, например, некоторые люди уже сдают теломерный тест just for fun. Вот, например, корреспонденты Buzzfeed Келси Дэррах (27 лет) и Керли Веласкез (30 лет) прошли ДНК-тест на длину теломер — и выяснилось, что у одного из них биологический возраст совпадает с хронологическим, а другой «старее» своего паспортного возраста на 11 лет! Узнать, что так повлияло на «биологические часы» одного из участников, можно в этом видео.

Правда, с теломерами не все так очевидно. Исследование, которое вышло в начале 2018 года, показало, что более длинные теломеры могут быть связаны как раз с ускоренным старением, а не с более юным биологическим возрастом.

Так что, прежде чем менять паспорт, имеет смысл пройти и другие тесты на биологический возраст.

Например, тест на метилирование ДНК. Метилирование ДНК — это процесс, отображающий эпигенетические изменения, которые возникают в ДНК под воздействием среды в течение жизни. Они накапливаются с годами — значит, чем больше выражено метилирование в тканях, тем старше (с биологической точки зрения) организм. Кстати, именно процесс метилирования взял за основу своих «эпигенетических часов» Стив Хорват — один из авторов громкого исследования, повернувший процесс старения вспять (интервью с ним и его коллегами можно почитать тут).

Плохая новость: у этого способа измерить биологический возраст есть один минус — он очень дорогой и осуществляется пока фактически только в научных лабораториях. Кое-где, правда, его уже можно приобрести (правда, пока не в России).

Но есть и хорошая новость. Простейший индекс под названием frailty index (FI34), который можно подсчитать вручную, оказывается даже более точным в определении биологического возраста, чем «эпигенетические часы». Рассчитать свой индекс FI34 можно с помощью этого опросника (сложить все параметры и разделить на 34). А люди старше 50 могут сравнить свой индекс с показателями других людей от 50 до 80 — и понять, как их биологический возраст соотносится с хронологическим.

А на сайте Aging.ai можно рассчитать другой тип «биологических часов» — их создала команда исследователей во главе с американским ученым российского происхождения Алексом Жаворонковым. Нужно сдать всего несколько простых анализов — общий анализ крови и биохимию (биохимические параметры, которые используются в «часах», соответствуют расширенной биохимии в лаборатории «Инвитро»).

Меняем возраст?

Эмилю Рательбанду, увы, суд пока не разрешил легально изменить дату рождения в паспорте. По мнению судьи, Эмиль волен чувствовать и вести себя в соответствии со своим 50-летним мироощущением, но оснований для смены паспорта суд не нашел.

Так что до официальной реализации идеи возрастфлюидности нам, похоже, еще далеко. А пока такие люди, как Юна Раасаанен, лоббируют идею о смене возраста, обществу следует задуматься: правда ли стоит определять ценность его членов по количеству прожитых лет?

Фото на обложке: Martin Péchy/Unsplash
Вы уже оценили материал