Окончательного ответа о том, как именно новый вирус попал в человеческую популяцию, наука пока не дает. Согласно версии, которой придерживаются большинство ученых, он перешел к людям от летучих мышей. Но где именно это произошло (считается, что на рынке животных в Ухане) и кто был нулевым пациентом, мы не знаем. И есть вероятность, что не узнаем никогда. Люди начали искать ответы своими силами: в соцсетях обсуждаются всевозможные альтернативные версии, согласно которым вирус появился в результате заговора неких влиятельных сил. Reminder попросил преподавателя Университета Лидса и автора книги «Русская культура заговора» Илью Яблокова проанализировать самые распространенные из них.
Илья Яблоков: «Во время кризисов всегда происходит расцвет конспирологии. В России первой половины 1990-х циркулировало много теорий заговора о том, что крах СССР организовали, например, масоны или американцы. А падение фондовых рынков в 2008 году сыграло невероятную роль в том, что конспирология вновь стала мейнстримом и на Западе, и в России. С психологической точки зрения это понятный механизм: в тревожные моменты мы все испытываем растерянность, бессилие, часто не понимаем причины произошедшего, в такой момент включается механизм отрицания. Во время пандемии мы видим это вновь. Еще пару месяцев назад мы были уверены, что наш привычный уклад жизни невозможно разрушить: мы покупали себе утром кофе, шли в офис, по вечерам встречались в баре с друзьями, хотя бы раз в год путешествовали. Но все это рухнуло в один момент. Эта ситуация некомфортна всем, но финансово защищенным и обладающим развитым критическим мышлением людям проще. Они меньше паникуют из-за неопределенности и поэтому быстрее переходят от стадии отрицания к принятию реальности. А вот люди, которые менее защищены финансово и социально, более пассивны и склонны полагаться на условное государство, — переносят ситуацию тяжелее. Стресс снижает их критичность и они становятся адептами всевозможных теорий. Главное, чтобы эти теории были одновременно достаточно невероятны, чтобы объяснить всю нетипичность происходящего, и отвечали культурным представлениям — соответствовал картине мира — этих людей.
Недавно появился еще один фактор — доступ к большому количеству информации. Уровень медиаграмотности остается низким, и это приводит пользователей на разные сайты с фейковыми новостями, сплетнями и теориями заговора».
Илья Яблоков: «Любопытна эта версия тем, что как и вирус, который может мутировать, любая теория заговора меняется в зависимости от того, в какую среду она попадает. Если человек не любит американцев, он будет склонен считать, что вирус создали они. Если боится китайцев — будет верить, что за всем стоит Уханьский институт вирусологии и китайская компартия. Вариантов ответа на вопрос: «Зачем кому-то потребовалась эта эпидемия?» — тоже немало. Например, чтобы уничтожить какой-то народ, усилить контроль за человечеством или разрушить мировую экономику.
Двигатель распространения этой теории заговора — страх потерять свободу, страх, что за тобой следит Большой брат. Сейчас для борьбы с пандемией правительства многих стран используют технологии, чтобы мониторить состояние здоровья населения. Это происходило и до пандемии, но теперь многим стало понятно, что проникновение государства в нашу повседневную жизнь намного глубже, чем предполагалось прежде. Если обобщать, теории об искусственном происхождении вируса — попытка осмыслить изменение роли властных структур в нашей жизни и ответить на вопрос: "Что есть свобода человека в том новом мире, в котором мы теперь оказались?"»
Илья Яблоков: «Одна из ведущих теорий в англоязычных странах. Часто распространяется среди представителей антипрививочного движения и сторонников Дональда Трампа, и имеет два основных варианта. Первый: Билл Гейтс устроил пандемию, чтобы получить доступ к системам здравоохранения. А попутно убить часть населения вакцинами от коронавируса. Второй: Билл Гейтс хочет под предлогом борьбы с эпидемией чипизировать все население и начать его контролировать.
Главный фактор, сделавший популярными антипрививочные теории, — сильная социальная поляризация в современном мире. Во второй половине ХХ века в западных странах (а в России после распада СССР) основным трендом в массовом сознании стало недоверие политической элите. Рядовой гражданин страны видел, что у политиков становится все больше власти, что они все теснее срастаются с финансовой элитой. Но изменить это он никак не мог. Это бессилие приводило к фрустрации. А фрустрации — отличная почва для конспирологии. Люди начинают верить, что их хотят окончательно «поработить» элиты — отсюда версии про чипизацию. Яркий образ этого — «поля человеческих тел» из фильма «Матрица»: система питается энергией людей, и Вачовски очень хорошо передали эту обеспокоенность влиянием системы. Другое беспокойство, часто проявляющееся через эти теории заговора: властям нужно избавиться от пожилых и инвалидов, потому что вклад в экономику они не вносят, а ресурсы государства проедают. И сделать это власти якобы пытаются с помощью вредных прививок.
Билл Гейтс — воплощение этих коварных элит для конспирологов. Во-первых, потому что он финансирует благотворительный фонд, занимающийся вакцинированием населения беднейших стран. Во-вторых, он медийный, богатый и из технологической среды — а значит, у него, в теории, достаточно ресурсов, чтобы устроить чипизацию или изобрести особо хитрую вакцину. Гейтс — идеальный кандидат на роль злодея, каких любит изображать Голливуд в фильмах про тайные общества и супергероев. Сейчас у теорий заговора про Билла Гейтса становится все больше сторонников, потому что в их основе — страх, что государство окажется неспособно защитить здоровье граждан и управление медициной в такой роковой момент для наций окажется в руках миллиардеров».
Илья Яблоков: «Версия о вредном излучении вышек 5G популярна среди правых, опять же в англоязычных странах. И возникла она, как мне кажется, в ответ на рост экономического и политического влияния Китая в современном мире. Дело в том, что основа правой идеологии — защита нации от влияния извне. Отстаивание своих границ: территориальных, культурных, политических. У националистов с XIX века был даже такой термин — «тело нации». Под ним подразумевается некое единство патриотов и членов определенной нации. И для правых радикалов проникновение иных — чужих — в это тело сравнимо с заражением вирусом.
Еще до всякого коронавируса велись активные дискуссии в британской прессе о том, безопасна ли технология 5G, не получит ли с ее помощью китайская компания Huawei доступ к информации граждан Великобритании. В этих обсуждениях участвовали даже представители политического мейнстрима. То есть в массовом сознании мысль о том, что технология 5G может представлять какую-то угрозу, уже циркулировала. Когда случился коронавирус, дискурс в какой-то момент внезапно переключился с технологической безопасности на биологическую. Так версия, что вышки могут вызывать симптомы, приписываемые коронавирусной инфекции, стала одной из объяснительных моделей происходящего.
Огромную роль в ее распространении играют соцсети. Сначала о вреде 5G сообщил в интервью известный автор теорий заговоров Дэвид Айк. Сотни его поклонников начали эту версию развивать и в твиттере началось — все еще идет — невероятное бурление. Какие-то активисты-конспирологи делают видео о вреде вышек, пишут миллионы твитов, форсят тематические хэштеги, шерят и лайкают. И так эта информация доходит до огромного количества людей. Кто-то из них проникся настолько, что приступил к реальным действиям — начал сжигать вышки, которых, по подсчетам журналистов британской The Guardian, уже точно сотня».
Фото на обложке: Magda Ehlers / Pexels
Как преодолеть страх неопределенности и поменять карьеру и жизнь к лучшему
Семь принципов, которые помогут вам лучше понять, что и как стоит есть, чтобы оставаться здоровым