Уже достаточно

Сколько вам нужно денег, славы и успеха?

Уже достаточно

Photo by Julien Pianetti on Unsplash

Историка и автора нескольких бестселлеров Юваля Ноя Харари однажды спросили, как он относится к деньгам. Книги Sapiens и Homo Deus принесли Харари миллионные гонорары, пригласить его выступить стоит теперь сотни тысяч долларов, — поэтому Харари скромно признался, что его состояние «существенно выше», чем 15 лет назад, когда он был простым университетским преподавателем. Но он отметил лишь одно преимущество своего финансового благополучия: оно позволяет не думать о деньгах. «Если в супермаркете я хочу купить ананас, а в Израиле очень дорогие ананасы, — уточняет Харари, — то я просто покупаю его, не глядя на ценник».

Согласитесь: чтобы покупать ананасы, даже в Израиле, не нужно писать бестселлеры, продающиеся в каждом международном аэропорту, выступать на Давосском форуме и давать интервью Марку Цукербергу — достаточно просто хорошей зарплаты. Достаточно иметь необходимый минимум. Достаточно денег, которые позволяют не беспокоиться о завтрашнем дне. Достаточно… если бы только четко знать, что значит это именно для меня.

Когда официант подливает молоко в кофе, мы останавливаем его этим словом: достаточно, хватит. Здесь сложно ошибиться, да и у чашки есть пределы — в нее не зальешь десять литров. Когда речь заходит о деньгах, славе, успехе, верхняя граница пропадает: миллионер завидует миллиардеру, популярный блогер — еще более популярному блогеру, шеф-повар успешного ресторана — соседнему заведению, получившему звезду «Мишлена». 

Марк Мэнсон в книге «Тонкое искусство пофигизма» рассказывает о гитаристе Дэйве Мастейне. В 1983 году его с позором выгнали из группы Metallica. Назло своим бывшим партнерам, буквально, чтобы доказать, что он круче, Мастейн основал новую группу — Megadeth. Она собирала стадионы, объездила с концертами весь мир, но Мастейн страдал от того, что Megadeth продала «всего лишь» 25 миллионов альбомов, в то время как Metallica — 180 миллионов. «Он превратил успех Metallica в основной критерий жизненного успеха. И этот выбор причинял ему боль десятилетиями. Невзирая на богатство, почитателей и восторги толп, он считал себя неудачником».

Причину этого несоответствия внутреннего ощущения объективной реальности стоит искать в эволюции. Выживание наших предков зависело от положения в группе, статуса: быть отверженным 100 000 лет назад означало умереть, быть наверху пирамиды племени — иметь кров, еду и возможность оставить много потомков. Современные люди создают треш-метал-группы, ловят покемонов и бегают с холмов за катящимся вниз сыром, но вся эта сознательная (хотя, в случае с сыром — не очень) деятельность разворачивается на все том же древнем биологическом субстрате, спрятанным в черепной коробке. Мы автоматически сканируем окружение на постоянно сверяем статус — свой и других.

Иногда биологические механизмы дают сбой. Это происходит в силу врожденных особенностей мозга, из-за воспитания или из-за травматичного опыта; быть изгнанным из группы накануне выхода первого и очень успешного альбома — то еще удовольствие. В отдельных случаях сбой оборачивается паталогией. До 2,6% людей страдают расстройством накопительства; крайнее его проявление — до потолков заваленная хламом квартира, из которой человеку страшно выбросить даже обрывок газеты или грязный мусорный пакет. Нейробиологически это расстройство объясняют сниженной способностью к принятию решений из-за боязни ошибки: а вдруг, я выкину что-то важное?

Психически здоровым людям, впрочем, тоже нужно принимать решения, постоянно спрашивая себя: а не достаточно ли мне того, что уже есть? Сколько мне нужно? Для чего?

Известный российский финансист Алексей Горячев, анализируя несколько лет назад свою жизнь, понял, что среди прочего ему важно иметь общественное признание. Но что это такое? Как понять, что оно есть? Алексей выбрал точный критерий: общественное признание — это выступление на конференции TED. Он в итоге выступил не на TED, а на TEDx, в число спикеров которой попасть существенно легче, и понял, что тема признания закрыта — можно о ней больше не беспокоиться и занялся чем-то другим.

Джейсон Фрид, создатель таск-менеджера Basecamp и почтовой программы HEY, построил весь свой бизнес на том, что «достаточно» ему и его компании. Он, например, не задается вопросом, какую долю рынка занимают его продукты. «Мне все равно. У нас достаточно денег, чтобы покрывать расходы и зарабатывать прибыль? Да. Это число увеличивается каждый год? Да. Для нас этого достаточно. Неважно, занимаем мы 2% рынка или 4% или 75%. Важно, чтобы у нас был здоровый бизнес с крепкой экономикой, которая работает на нас», — пишет Фрид в книге «Не сходите с ума на работе, или Как создать спокойную компанию». В спокойной компании Фрида бывают, правда, бунты сотрудников, но в целом условия там близки к идеальным и полностью соответствуют принципу достаточности: не более 40 часов работы в неделю, 32 часа летом, никаких поздних звонков в среду, если можно обсудить вопрос в четверг утром. Команда работает шестинедельными спринтами, затем берет паузу на две недели, чтобы обдумать сделанное и наметить цели на следующие шесть недель.

Когда мы говорим о достаточности, то имеет смысл также обращать внимание на сферы жизни, на которые мы расходуем энергию. Например, вы годы потратили на то, чтобы заполучить самого красивого партнера и самую высокую зарплату, но потом поняли, что куда важнее наличие близких людей и глубина отношений с ними. «”Достаточно” — это знать, что у меня хватает друзей, которые откроют мне дверь и накормят, если я когда-нибудь окажусь в нужде», — пишет Пол Миллерд в книге The Pathless Path, посвященной свободе выбора своего жизненного пути.

Наконец, достаточно — это про умение ценить то, что у вас уже есть. Если вас беспокоит, что вы мало поработали за день, попробуйте перечислить все, абсолютно все, что вы сделал, вплоть до чистки зубов, просмотра новостей и приема лекарств. Вы удивитесь, как много успели. Или представьте, что вы живете последний день. Это страшно, но такой эксперимент подтолкнет окинуть взором все, что вами уже сделано, и заново прожить приятные моменты. Поверьте, в по-настоящему последний день вашей жизни у вас либо не будет возможности подумать обо всем об этом, либо вы вспомните примерно то же, что и сейчас. Плюс еще тот потрясающий отпуск в Риме, в который вы пока не съездили.

В некотором смысле, мы все в любой момент времени уже сделали и уже имеем достаточно, если отбросить нелепые ориентиры вроде «догнать и перегнать Metallica». Осознание этой полноты и завершенности освобождает, заряжает энергией — чтобы написать еще одну песню, вылечить еще одного пациента, запустить еще один продукт. Не ради цифры на банковском счете (это ведь только кажется, что «жить в достатке» значит быть богатым), а потому что это нравится делать.

Харари нравится писать книги и выступать. И так вышло, что его доходы существенно превосходят скромную цель приобрести в магазине ананас, не глядя на ценник.

Вы уже оценили материал

Продолжайте читать

Фан
22 ноября, 2024
Личный опыт

«Выходные в новом месте — это маленькая жизнь»

Художница и организатор экспедиций Тина Рыбакова о том, как короткие путешествия помогут полюбить свою рутину (и почему они лучше отпуска на месяц)

Художница и организатор экспедиций Тина Рыбакова о том, как короткие путешествия помогут полюбить свою рутину (и почему они лучше отпуска на месяц)

«Выходные в новом месте — это маленькая жизнь»

33 способа начать что-то новое

Как преодолеть страх неопределенности и поменять карьеру и жизнь к лучшему

Как преодолеть страх неопределенности и поменять карьеру и жизнь к лучшему

33 способа начать что-то новое
Картина мира
11 ноября, 2024

Трюки со временем

26 креативных способов управления минутами, часами, днями и годами

26 креативных способов управления минутами, часами, днями и годами

Трюки со временем