
Рэй Далио
Люди, которые задаются вопросом о том, какой след они оставят на Земле, пишут книги, создают компании или же вкладываются в своих детей. Рэй Далио — миллиардер, автор бестселлера «Принципы» и основатель хедж-фонда Bridgewater Associates — решил оставить после себя самого себя, но в виде цифровой ИИ-версии. В 76 лет он представил Digital Ray: алгоритм, обученный думать, отвечать и советовать так же, как это делал бы он сам. За этим проектом кроется не жажда вечной жизни, а вполне земная идея — масштабировать собственное мышление и передать знания, накопленные за десятилетия.
Далио давно убежден, что объединение человеческого и машинного интеллекта позволяет принимать более эффективные решения, чем каждый из участников тандема может принять по отдельности.
Еще в 1970-х годах он начал оцифровывать свой опыт: записывал все правила и принципы, которыми руководствовался, и превращал их в код. Благодаря этому компьютер стал его партнером в процессе принятия решений, компенсируя человеческие недостатки своей скоростью и точностью, а человек, в свою очередь, дополнял машину воображением и эмпатией.
ИИ-клон, по замыслу Далио, — это искусственный интеллект, который думает и принимает решения точно так, как это сделал бы он сам — только еще лучше. В отличие от обычных голосовых ассистентов или обезличенных чат-ботов, этот клон отражает конкретные ценности, принципы и предпочтения своего создателя.
Толчком к созданию Digital Ray стало развитие искусственного интеллекта: появление ChatGPT в 2022 году показало, что машины могут общаться (почти) по-человечески. Далио решил использовать эту возможность, объединив свои данные с современным ИИ. Так родился Digital Ray.
При этом Далио проводит четкую грань между своим ИИ-клоном и обычными нейросетями. Большие модели вроде ChatGPT обладают обширными знаниями по любой теме, но лишены индивидуальности.
Они обрабатывают массу чужой информации, но не имеют собственных ценностей и перспектив. Вот и получается, что советы таких унифицированных ИИ лишены «человечности». А ведь мы ценим мнения конкретных мыслителей именно за их уникальный взгляд и принципы. ИИ-клон, созданный Далио, имитирует стиль мышления конкретного человека. Как объясняет инвестор, его Digital Ray умеет рассуждать, опираясь на личные принципы Рэя Далио, (благо они уже были собраны в одноименной книге) и потому может давать рекомендации так, будто их формулирует сам Далио, но с машинной скоростью и точностью.
Основная цель миллиардера — сделать свое мышление доступным для всех желающих. «Это позволит мне вести неограниченные беседы с людьми, на которые раньше у меня не хватало времени», — написал Далио, представляя своего цифрового двойника. Сам он называет передачу своих идей и опыта другим людям своей главной целью в жизни. Теперь вместо интервью он может лично (пусть и виртуально) общаться с любым количеством собеседников одновременно. Сейчас пока можно только оставить заявку на доступ к Digital Ray.
В последние годы идея цифрового двойника — хоть при жизни, хоть после нее — из футуристической мечты превратилась в зарождающийся рынок.
Сначала эта технология привлекла внимание тех, кто хочет сохранить память о близких. Так появилась индустрия цифрового бессмертия. Компании предлагают создавать интерактивных griefbots — чат-ботов, которые имитируют умерших людей на основе их цифровых следов. Если раньше это могло показаться сюжетом из сериала «Черное зеркало», то теперь достаточно загрузить в сервис переписку, фотографии и голос человека, и искусственный интеллект сгенерирует его аватар, с которым можно пообщаться.
Например, стартап HereAfter AI предлагает записать при жизни часы интервью в приложении: человек отвечает на вопросы о детстве, семье, взглядах, привычках, страхах. Эти ответы сохраняются как аудиозаписи, а потом превращаются в интерактивного бота. Родственники могут задать ему вопрос, и услышать ответ, произнесенный реальным голосом близкого, с его интонацией и паузами. «HereAfter позволяет сохранить важные воспоминания о вашей жизни и интерактивно поделиться ими с близкими», — гласит слоган проекта.
Спрос на подобные услуги растет: по данным опросов, значительная часть молодых людей была бы не против общаться с цифровой копией покойного родственника. В некотором смысле виртуальное бессмертие стало доступной услугой.
Кстати, клонирование в цифровом пространстве становится не только способом сохранения памяти о тех, кого уже нет с нами. Музыканты и актеры начали создавать цифровых аватаров, продлевающих их творческую жизнь. Самый яркий пример — поп-группа ABBA. Все четверо ее участников, ныне в возрасте за 75, воссоздали свой облик и голос тридцатилетней давности. На шоу ABBA Voyage в Лондоне на сцене выступают их молодые виртуальные версии. Эти концерты собирают полные залы, принося около 1,6 миллиона фунтов стерлингов в неделю, пока сами музыканты наблюдают за происходящим по видеосвязи из дома.
Голливудский актер Джеймс Дин «снялся» в фильме через 65 лет после своей смерти благодаря технологии CGI (Computer-Generated Imagery). Специалисты использовали старые фотографии и видеоматериалы, чтобы построить цифровую модель, а движения и мимику передавал другой актер. Неудивительно, что киноиндустрия всерьез обсуждает, как обезопасить права актеров, чьи образы и голоса можно безгранично копировать при помощи нейросетей. Сама по себе возможность клонировать чей-либо голос или внешность настолько продвинулась, что породила новую проблему: вирусные ролики с фальшивыми Морганом Фриманом или Томом Хэнксом собирают миллионы просмотров, а их настоящие прототипы вынуждены опровергать эти утверждения.
Рэй Далио не единственный предприниматель, экспериментирующий с цифровым клонированием. Сооснователь LinkedIn Рид Хоффман год назад представил своего двойника ReidAi и даже провел публичную беседу со своим электронным альтер эго. Генеральный директор финтех-компании Klarna Себастьян Семятковски однажды поручил своему AI-аватару провести презентацию квартального отчета для инвесторов. Виртуальный СЕО уверенно зачитывал финансовые показатели, пока реальный наблюдал со стороны. А глава Zoom Эрик Юань заявил, что хотел бы создать для каждого пользователя «цифрового близнеца», который сможет ходить за вас на встречи и даже принимать рутинные решения.
Стремительно приближаясь к эре персональных клонов, мы заново сталкиваемся со старыми философскими вопросами: что делает нас нами и можно ли это скопировать?
Психологи напоминают, что даже самый продвинутый аватар — это всего лишь симуляция личности. Чтобы создать цифровой аватар, нужна масса данных и нейросеть, которая на их основе предскажет, как этот человек мог бы ответить на тот или иной вопрос. Но мог бы — не значит на самом деле ответил. Цифровой клон не обладает сознанием или искрой жизни оригинала, а просто вычисляет вероятную реакцию, опираясь на прошлую информацию. Да, разговор с таким ботом может казаться удивительно правдоподобным. Да, он может рассказать историю из детства, которую вы не слышали, или дать совет в духе покойного родственника. Но все его слова — это рекомбинация записей, имитация мыслей, а не их продолжение.
Отсюда вытекает сложная проблема идентичности. Если цифровая копия говорит и думает почти как вы — считается ли она вами? Современники пока интуитивно отвечают отрицательно. Но граница размывается. Людям свойственно одушевлять технологии, особенно когда те принимают облик знакомого лица.
«Мы живем в момент, когда человек может быть биологически мертв, но при этом виртуально присутствовать и социально действовать», — отмечает исследовательница цифрового бессмертия Дебра Бассетт.
Это беспрецедентная ситуация: частичка личности продолжает жизнь в цифре, отделившись от тела. Возникает новый тип наследия — не вещи или потомки, а оцифрованная личность. Такой аватар может общаться, учиться на новой информации, даже спорить. Но кто несет ответственность за его слова и поступки — особенно если оригинала уже нет в живых? И как быть с подлинностью: ведь образ можно отредактировать. К примеру, создатель клона своей бабушки может опустить ее дурные черты, приглаживая цифровой образ. Получится «очищенная» версия человека — удобная, но не вполне настоящая.
Впрочем, Далио, который дотошно контролирует каждую деталь своего цифрового двойника, уверен в своем проекте. Он утверждает, что Digital Ray уже на 95% похож на него в разговорах о жизни и работе и примерно на 80% — в обсуждениях рынков, экономики и политики. Клон постоянно дообучается и, по словам Далио, со временем станет умнее и быстрее, чем оригинал.
Плюс — идеи, которые превратят вашу поездку в полноценный отпуск
Руководители агентства Braining Group Дмитрий Рафальский и Розалина Сейранян — о том, как работодатели становятся брендами
Разбираемся, как свести вред к нулю и сохранить волосы красивыми и здоровыми.