Немецкий дневник: «такси для жаб», нарушение кровообращения и другие приметы весны

Почему в каждой стране есть свои любимые псевдоболезни, над которыми смеются соседи

Немецкий дневник: «такси для жаб», нарушение кровообращения и другие приметы весны
Специальный дорожный знак в Германии предупреждает водителей, что в этом месте через дорогу могут переходить жабы. Ограждение и ведро-ловушка должны спасти им жизнь.

В Германии есть две надежные приметы весны. Первая — вкопанные на обочинах шоссе пластиковые ведра. С виду это может показаться пережитком какого-то древнего культа. На самом деле это вполне современное «такси для жаб» (Krötentaxi). С приходом тепла жабы, тритоны и саламандры просыпаются и массово отправляются метать икру к ближайшим водоемам — часто через автобаны. Чтобы они не попали под колеса, вдоль дорог устанавливают заграждения, ведущие к ведрам-ловушкам. Пойманных земноводных собирают и переносят на другую сторону. 

Вторая верная примета весны — рост числа людей, озабоченных нарушением кровообращения (Kreislaufstörung). В преддверии нового бальнеологического сезона в разговорах, соцсетях и медиа все чаще всплывает тема лечения сосудов. С виду это может показаться вполне рациональным современным трендом. Но на самом деле это как раз настоящий магический культ.

Да, сердечно-сосудистые заболевания (ишемия, острая сердечная недостаточность и инфаркт миокарда) — относятся к главным причинам смерти в Германии. Но когда немец жалуется на «нарушение кровообращения», он скорее всего имеет в виду не их, а «конституционную гипотензию». Эту патологию вы не найдете в международных классификациях. Иногда ее в шутку называют «немецкой болезнью». 

Вы стали больше уставать, быстрее теряете концентрацию, растет раздражительность, кружится голова, реагируете на погоду, что-то холодновато, настроение ни к черту, не спится, няня, здесь так душно? Если вы заметили у себя похожие симптомы и при этом давление у вас ниже 110/60 (у мужчин) и 100/60 (у женщин), у вас есть шанс присоединиться к 10% немцев, у которых диагностирована «конституционная гипотензия». Германия — единственная развитая страна, где вам не только могут поставить диагноз «пониженное давление», но и дать на его основании больничный, так что все расходы на лечение и реабилитацию покроет медстраховка. 

Но прежде чем поставить диагноз, врач должен исключить настоящие заболевания сердечно-сосудистой системы. Так же диагностировали «нарушение кровообращения» на почве «вегетативного невроза» еще в 1930-е. Например, у жены художника Пауля Клее Лили — после того, как стало ясно, что с сердцем и сосудами у нее все в порядке. По сути это не диагноз, а способ сочувственно развести руками. Методы лечения с тех пор тоже не сильно изменились. 

Их можно разделить на экстренные и профилактические. 

При обострении симптомов врачи, как и сто лет назад, рекомендуют приложить к шее холодную мочалку, чтобы «стимулировать рецепторы в сонной артерии и стабилизировать давление». Еще можно разжиться массажной щеткой и тереть тело, медленно продвигаясь от ног к груди: «Трение высвобождает субстанции, которые стимулируют сосудистую систему и улучшают кровоснабжение сердца». Для профилактики полезно принимать и один из многочисленных «тоников для сосудов» на основе натуральных трав, бережно собранных семейными компаниями с вековыми традициями. 

Но главным лекарством от нарушения кровообращения остается старая добрая вода. Поэтому настоящий системный подход к лечению сосудов требует посещения бальнеологического курорта. В Германии их больше 350 — в каждом городке, где хоть что-то вытекает из земли. Воду можно пить (если она минеральная), можно дышать ее парами (если она соленая) и обязательно — в нее погружаться (или хотя бы погружать руки), чередуя холодные и горячие ванны, чтобы «тренировать сосуды»

Прелесть в том, что, какой бы метод лечения вы ни выбрали, он на сто процентов сработает. Как пошутил один немецкий журналист, «если большинство людей в мире после "блокировки сосудов" отправляются на свидание с создателем, немцам в таких случаях всегда удается возродиться из пепла и продолжить плодотворное существование».

Над этим можно просто посмеяться. А можно задаться вопросом: почему чуть ли не в каждой стране есть свои национальные псевдоболезни, над которыми смеются соседи. Англичане озабочены здоровьем кишечника и очисткой от токсинов. Французы страдают от «спазмофилии» — загадочных панических атак с одышкой и спазмами. В России фантомные болезни — вегетососудистая дистония, остеохондроз, авитаминоз, дисбактериоз — вообще пронизывают все сферы существования. 

Обычно этот феномен объясняют склонностью людей к магическому мышлению, помноженной на особенности менталитета и культурно-исторический бэкграунд. Например, можно сказать, что российский паноптикум несуществующих болезней — следствие низкого уровня медицинской грамотности. Или что британская одержимость здоровьем кишечника восходит к XIX веку, когда люди верили в возможность «самоотравления кишечными шлаками». 

Можно провести и более замысловатые параллели. Скажем, связать немецкую любовь к травяным тоникам с женской эмансипацией. В 1950-е, как и сейчас, нарушение кровообращения часто диагностировалось у женщин активного возраста. Причиной считалось отсутствие общественно допустимого способа разрядки нервного напряжения. Мужчины могли открыто снимать стресс алкоголем в пивных и барах, а женщинам из-за гендерного ханжества приходилось тайком глотать ликер на кухне, страдая от чувства вины. И вот медицина дала домохозяйке избавление — 16-градусный тоник для сосудов Frauengold («Женское золото»). Оригинала уже нет, но он положил начало традиции, которую успешно продолжают многочисленные микстуры типа «капель для кровообращения» Korodin — это настойка боярышника, в которой целых 60% спирта. 

Ретро-реклама тоника для сосудов Frauengold обещает вернуть потерянное счастье. 

Пиетет немцев перед бальнеологическими курортами тоже можно объяснить культурной спецификой. Изобретатель метода тренировки сосудов контрастными ваннами Себастьян Кнейпп был католическим священником. И это придает водолечению явные религиозные коннотации, которые перекликаются с немецким восприятием фитнеса как аналога монашеской аскезы — искупления грехов чревоугодия и праздности.

Недостаток таких объяснений в однобокости: они возлагают ответственность за веру в несуществующие болезни исключительно на пациентов. А почему бы не взглянуть в другую сторону, спрашивает бывший главный редактор отдела здоровья в The Independent Джереми Лорэнс. 

Псевдоболезни, считает он, — это напоминание о том, что медицина при всех ее достижениях далеко не всесильна. Она может «выращивать» детей в пробирке, пересаживать органы, вытаскивать людей из клинической смерти и побеждать болезни с помощью генной инженерии. Но очень часто не в состоянии дать внятный ответ на наши самые распространенные жалобы. А когда врач объясняет головную боль, ломоту в пояснице, странные артефакты в глазах или беспричинную усталость расплывчатым «нервным переутомлением» или «нарушением кровообращения», нам приходится брать поиски решения в свои руки. В ситуации неопределенности наш мозг обращается в прошлое и цепляется за традиции культуры. Отсюда и национальные предпочтения в выборе псевдоболезней. 

Там, где медицина может дать научное объяснение и четкий алгоритм действий, магическое мышление и историческая инерция преодолеваются без проблем. Живое доказательство — владелец дома, в котором я снимаю квартиру. Ему 82 года, он провел всю жизнь в деревне и у него нет высшего образования. И этот «простой пенсионер» не только самостоятельно ухаживает за садом и водит машину, но и прекрасно осведомлен о доказательной медицине. Он точно знает, что у него нарушение кровообращения связано с диабетом и для заботы о сосудах нужна не массажная щетка и рюмка ликера, а готовность контролировать уровень сахара в крови разными способами — от приема лекарств и диеты до прогулки после еды. Хотя бы на полчаса. Заодно можно помочь жабам на ближайшей трассе. 

Вы уже оценили материал