По всему миру наблюдается одна и та же демографическая тенденция: чем образованнее и состоятельнее люди, тем позже они становятся родителями. Исследования показывают, что дети в таких семьях получают много преимуществ, однако возраст родителей — один из главных факторов риска для здоровья ребенка. Современные технологии заморозки яйцеклеток, спермы и эмбрионов могут снизить эти риски — и они уже достаточно доступны, чтобы стать массовыми. Reminder рассказывает, как проходят процедуры, сколько они стоят и кому подходят.
Заморозка спермы — это самая простая процедура криоконсервации биоматериала. Обычно требуется не более двух обращений в клинику. Во время первого — лабораторная диагностика, чтобы исключить инфекционные заболевания. Во время второго — сама сдача и заморозка.
После того, как вы сдали биоматериал, эмбриологи в лаборатории выполняют тестирование — спермограмму — для определения качества сперматозоидов, их морфологии и подвижности. Параллельно эмбриологи выполняют криотест — определяют выживаемость сперматозоидов после воздействия низких температур. Результаты у всех людей разные — и это может повлиять на то, какое количество спермы необходимо заморозить.
Учтите, что не все половые клетки переживут заморозку: после размораживания остается до 80% жизнеспособных сперматозоидов, а подвижных — способных оплодотворить яйцеклетку без ЭКО — от 41,5% до 70%. И это при использовании самых современных методов — если врачи будут использовать традиционные технологии, то выживет, скорее всего, не более 25–35% сперматозоидов.
Обычно из одного миллилитра спермы получается две криовиалы (специальная тара). В среднем, для зачатия ребенка хватает четырех криовиал.
Процедура по сбору и заморозке биоматериала — вместе со всеми подготовительными анализами и спермограммой для оценки качества материала — стоит от 8000 до 15 000 рублей. Далее нужно учесть цену хранения — это от 3480 до 12 000 рублей в год.
Примерно после 35 лет у женщин значительно падает уровень антимюллерова гормона (АМГ). Он отражает овариальный резерв женщины. Чем ниже АМГ, тем меньше фолликулов созревает в каждом цикле — значит, меньше вероятность, что во время овуляции появится зрелая жизнеспособная яйцеклетка, которая сможет встретиться со сперматозоидом и превратиться в эмбрион.
Именно поэтому многие женщины после 35 лет испытывают проблемы с зачатием и прибегают к экстрокарпоральному оплодтоворению (ЭКО). Во время этой процедуры пациенток стимулируют мощной дозой гормонов, чтобы помочь яйцеклеткам созреть. Часто приходится прибегать к нескольким стимуляциям, чтобы собрать достаточно материала для зачатия и рождения одного ребенка. Но есть и альтернатива: заморозить яйцеклетки заранее, пока вы еще молоды — а затем использовать их в цикле ЭКО, когда будете готовы к материнству.
Заморозка яйцеклеток — процедура куда более сложная, чем криоконсервация спермы. Процесс в среднем занимает два месяца. Около месяца уходит на все обследования, и в последующем менструальном цикле проводится процедура.
Сначала репродуктолог должен оценить овариальный резерв пациентки. Затем, согласно приказу Минздрава, ей необходимо пройти полное обследование — и подтвердить заключением терапевта, что у нее нет противопоказаний для прохождения процедуры забора яйцеклеток. В спектр обследований входят анализы крови, рентген грудной клетки, УЗИ молочных желез и т.д. Рекомендуется проходить процедуру криконсервации яйцеклеток до 36 лет.
После обследования можно приступить к самой процедуре, которая занимает около 10–15 дней. Ежедневные инъекции гормонов можно делать самостоятельно, но потребуется 3–4 раза посетить врача для контроля роста фолликулов и самого забора яйцеклеток.
Обычно для сохранения максимального количества биоматериала используют гормональную стимуляцию яичников. Если в естественном цикле созревает всего одна-две яйцеклетки, то при стимуляции яичников можно получить 10–15 яйцеклеток и даже больше. Не все из них, правда, окажутся зрелыми — замораживать будут только те, которые в дальнейшем окажутся пригодными к оплодотворению.
К побочным эффектам гормональной стимуляции относится синдром гиперстимуляции яичников. В случае индивидуальной гиперчувствительности пациентки могут набрать значительный вес, брюшная полость наполняется жидкостью, сгущается кровь. Этот синдром может быть даже опасен для жизни — из-за густоты крови растет риск тромбоза, а значит, и инфаркта миокарда, инсульта и других тяжелых последствий.
Как объясняет главный врач института репродуктивной медицины REMEDI Елена Младова, с сегодняшними технологиями риск осложнений минимален, и синдром чаще возникает не от самой стимуляции, а от последующей беременности в том же цикле. В результате организм получает двойную дозу гормонов — это и вызывает сбой. «Это бывает только в том случае, когда врачи делают ЭКО и переносят эмбрион в том же менструальном цикле, в котором проводилась стимуляция», — говорит врач. Если же речь идет о заморозке яйцеклеток, то никакой беременности в ближайшее время не наступит — а значит, и риск синдрома гиперстимуляции окажется минимальным.
Статистика подтверждает это. С тяжелой формой синдрома сталкиваются только 0,1–2% пациенток, с легкой формой, которая проходит сама без последствий — 3–6%. И из них абсолютное большинство — 96,7% — переживают синдром гиперстимуляции именно потому, что беременеют в цикле ЭКО. Итого, риск столкнуться с серьезной формой расстройства при гормональной стимуляции для заморозки яйцеклеток — ничтожные 0,066%.
Если вы хотите заморозить только те яйцеклетки, которые можно получить в естественном цикле — без гормональной стимуляции, — то это будет стоить от 30 до 100 тысяч рублей. Но учтите, что получить в таком случае можно будет только одну, максимум пару яйцеклеток, а это очень мало для будущих попыток ЭКО. Елена Младова объясняет, что шансы дойти до стадии переноса эмбриона в таком случае составят всего 30%. Гормональная стимуляция повысит ваши шансы на успех в ЭКО по сравнению с забором яйцеклеток в естественном цикле. Однако в этом варианте растет и цена — до 180 тысяч рублей.
Плюс стоимость хранения — от 3480 до 12 тысяч рублей в год.
Снизить расходы можно, если поучаствовать в донорской программе — в таком случае 75% яйцеклеток пойдет в донорский банк, а 25% замороженных яйцеклеток вы получите для себя бесплатно. Платить в таком случае вам придется только за хранение.
Чтобы воспользоваться сохраненным материалом, в любом случае понадобится процедура ЭКО — пересаживание оплодотворенных яйцеклеток в матку. Одна попытка ЭКО обойдется в 70–100 тысяч рублей, а в среднем для успеха нужно три-четыре попытки.
Первый «ребенок из пробирки» — Луиза Браун — родилась в 1978 году, и с тех пор с помощью ЭКО на свет появилось уже более 8 млн детей. Согласно статистике, эти дети чаще сталкиваются с повышенным давлением и инсулинорезистентностью, страдают аутизмом и депрессией, а риск рака в детском возрасте у них на 17% выше. Но, по всей видимости, это результат не прямого воздействия процедуры, а того, что этой технологией чаще пользуются люди старшего возраста с проблемами со здоровьем.
Наталья Сидоренко, управляющий партнер «Криотоп», поделилась своей историей заморозки яйцеклеток:
«Где-то три года назад — мне тогда было 33 — я поняла, что “часики тикают”, а со мной рядом нет того единственного, с кем можно было бы построить отношения и родить детей. Я наткнулась на статью на английском языке, из которой узнала о процедуре криоконсервации яйцеклеток — она обещала, что я смогу завести детей позже, когда все-таки встречу своего человека. Я заинтересовалась, изучила всю информацию, связанную с методиками криоконсервации — и стала смотреть, что есть в России на этот счет. Оказалось, в нашей стране уже были подобные предложения со стороны клиник ЭКО — но они были больше для тех, кто хочет сохранить яйцеклетки в рамках какого-либо заболевания, например, онкологического.
Я задумалась, а какой, интересно, у меня овариальный резерв? Если мне 33, к гинекологу я хожу раз в пять лет, и меня ничего не беспокоит, значит, у меня все в порядке? Но, изучив вопрос, я поняла, что снижение резерва с возрастом у каждой женщины индивидуально — и лучше не рисковать.
На консультации с врачом-репродуктологом мы проверили мои яичники, и я сдала анализ на АМГ — по результатам врач подтвердила возможность прохождения программы криоконсервации. В течение недели я прошла обследование перед программой заморозки — потребовалось три визита в клинику. Получив заключение, что противопоказаний нет, я вновь встретилась с репродуктологом для планирования программы.
Сама процедура не доставила мне много хлопот — если только исключить тот факт, что инъекции препаратов в период стимуляции овуляции нужно было делать самостоятельно. Плюс во время гормональной стимуляции мне надо было приезжать на УЗИ для замеров фолликулов и коррекции дозировки препарата. На последнем контроле врач сообщила, что фолликулы практически готовы к забору — и можно планировать индукцию овуляции.
В день забора я приехала в стационар клиники — и за 20 минут здорового сна врач извлекла мои яйцеклетки. В стационаре я пробыла около трех часов — и после этого смогла поехать на работу. Дальше оставалось только ждать подтверждения из эмбриологической лаборатории — сколько яйцеклеток удастся заморозить после отбора и селекции. Мне удалось заморозить 12 яйцеклеток — они до сих пор хранятся в криобанке.
Моя личная история закончилась забавно. Я отложила вопрос своего материнства до 40 лет — и настроила много планов, в том числе запустила собственный криобанк «Криотоп». Но ровно через 2 месяца после запуска проекта узнала, что беременна. В январе 2019 года у меня родилась дочь».
Самый надежный способ обеспечить себя потомством — это заморозка эмбрионов. Вероятность того, что после заморозки и разморозки эмбрион окажется жизнеспособным, достигает 99,5%.
Подходит метод в основном для пар — вы должны точно знать, что в будущем хотите ребенка именно с этим партнером. Хотя, если вы в любом случае планируете быть одиноким родителем, или вам важно сохранить только ваши гены — можете воспользоваться донорским биоматериалом и также создать эмбрионы для заморозки.
При желании или показаниях можно протестировать эмбрионы на самые распространенные моногенные (вызванные дефектом в конкретном гене) наследственные заболевания — среди них муковисцидоз, фенилкетонурия и спинальная мышечная атрофия — и сохранить только здоровые.
Сложный этический вопрос — невостребованные эмбрионы, которые, скорее всего, останутся после процедуры. Вариант выхода — передать их в донорский криобанк. Так вы подарите возможность завести детей бесплодным людям.
Подготовка к заморозке эмбрионов включает все те этапы, которые проходят отдельно мужчины для заморозки спермы, а женщины — для заморозки яйцеклеток. Затем врачи культивируют эмбрионы, дожидаются, когда они в своем развитии дойдут до этапа бластоцисты и, обычно на пятый день эмбрионального развития, замораживают их и перемещают в хранилище.
Сохранять там эмбрион могут столько, сколько вы захотите. Многие хранят эмбрионы годами. В 2017 году на свет появилась девочка, для рождения которой использовали замороженный 24 года назад эмбрион.
Зачатие с помощью замороженного эмбриона, судя по исследованиям, ничем не отличается от обычной процедуры ЭКО — и дает такие же шансы родить ребенка. Работ, посвященных здоровью детей, рожденных после заморозки эмбрионов, пока мало — но первые из них показывают, что их развитие в возрасте двух лет ничем не отличается от такового у естественно зачатых детей.
Стоит вся процедура заморозки эмбрионов примерно 200 тысяч рублей. Плюс около 5000 рублей в год за хранение.
Существует два способа замораживания биологического материала человека.
Витрификация — более популярная процедура, ведь она не только дешевле, поскольку не требует дополнительного оборудования, но и безопаснее: благодаря большой скорости замораживания удается избежать образования микрокристаллов льда, травмирующих клетки — а значит, повышаются шансы их успешного выхода из разморозки. К тому же, этот метод занимает менее 10 минут.
Для классической заморозки нужно более трех часов. Но для работы со спермой она считается более эффективной. При витрификации жидкий азот может сильно повлиять на качество мужского биоматериала. Кроме того, с помощью витрификации сложно сохранять большие объемы спермы, что не является проблемой для аппаратов медленной заморозки.
Поэтому эмбрионы и яйцеклетки сохраняют посредством витрификации, сперму — чаще с помощью классической заморозки.
Для хранения биообразцов используется криогенное оборудование «сухого типа» — это значит, что жидкий азот полностью изолирован от биоматериалов. В современных криобанках используется автоматизированная система контроля — резервные системы снабжения могут поддерживать автономную работу криобанка на протяжении 30 суток. Центральный пункт управления собирает информацию с датчиков уровня азота и температуры в криохранилищах, и при отклонении любого из параметров выдает тревожное оповещение на пульт оператора.
А что будет, если какой-то конкретный криобанк просто закроется? Куда денется биоматериал?
Наталья Сидоренко из «Криотопа» говорит, что в таких случаях клиенты криобанка будут заранее проинформированы, и им предложат расторгнуть договор и перевезти биоматериал в другой криобанк.
Тем не менее даже криоконсервация не может гарантировать рождение собственного биологического ребенка в будущем. На прошлогоднем Американском конгрессе реабилитационной медицины рассматривался доклад о женщине, которая прошла процедуру криоконсервации биоматериала, но смогла родить лишь при помощи донорской яйцеклетки. Потери замороженного биоматериала могут составлять от 10% до 20%. Чтобы снизить риски, пациентам часто рекомендуют пройти процедуру криоконсервации дважды.
Фото на обложке: Polina Tankilevitch / Pexels
Художница и организатор экспедиций Тина Рыбакова о том, как короткие путешествия помогут полюбить свою рутину (и почему они лучше отпуска на месяц)
Как преодолеть страх неопределенности и поменять карьеру и жизнь к лучшему
26 креативных способов управления минутами, часами, днями и годами