Все мы по возможности должны стоять прямо, держать спину ровно и следить за осанкой. Это, вроде как, полезно для здоровья. Но что, если это не так? Идея о необходимости поддержания правильной осанки стала популярной сравнительно недавно и имеет довольно сомнительное происхождение, утверждает бывший физиотерапевт, профессор социальных наук Пенсильванского университета Бет Линкерис. В этом году вышла ее книга «Сутулость: паника осанки в современной Америке», а мы публикуем перевод статьи Линкерис на ту же тему с сокращениями и дополнениями.
Многим из нас в какой-то момент жизни велели стоять или сидеть прямо — и обычно мы бездумно подчинялись. То, что прямая осанка полезна, — общеизвестная истина, которую мы редко подвергаем анализу или сомнению.
Утверждения о пользе прямой осанки часто встречаются в популярных СМИ. «Плохая осанка может заставить вас выглядеть старше и толще, чем вы есть», — утверждает пишущая о здоровье обозреватель New York Times Джейн Броуди. А статья в журнале Psychology Today утверждает, что «хорошая осанка активизирует вашу напористость», снижая стресс и повышая настроение и самооценку. Предполагается также, что правильная осанка важна для физического здоровья, особенно для профилактики болей в спине.
В недавней статье на сайте Американской ассоциации пенсионеров читателям советуют стоять прямо, чтобы «избежать ноющей боли». Журнал Today's Parent в 2021 году предписывал воспитателям учить маленьких детей «гигиене позвоночника», потому что «их спины потом скажут вам спасибо». И даже Национальный институт здравоохранения США продвигает тот же тезис: «Годы сутулости изнашивают ваш позвоночник, делая его более хрупким и склонным к травмам».
Я больше десяти лет изучаю современные и старые научные работы об осанке и до сих пор поражаюсь тому, как часто появляются эти наводящие страх статьи. Особенно с учетом того, как ничтожно мало доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь между сутулостью и болями в спине у здоровых людей.
Исследования показывают, что людям, страдающим от болей в спине, может помочь индивидуальная работа над осанкой с физиотерапевтом, а хорошая физическая форма может предотвратить травмы в некоторых видах спорта, например, в тяжелой атлетике. Но тренировка осанки как профилактическая мера при болях в спине — особенно жесткое предписание «стоять/сидеть прямо» — кажется малоэффективным.
Многие эксперты в области здравоохранения и научные журналисты знают, что этиология болей в спине сложна и непрозрачна, но прибегают к упрощенным заявлениям о вреде сутулости. Чтобы понять, почему так живуч этот вводящий в заблуждение медицинский посыл, заглянем в его историю.
Целенаправленное научное изучение осанки человека началось после выхода книг Чарльза Дарвина «Происхождение видов» (1859) и «Происхождение человека» (1871).
В этих работах Дарвин утверждал, что первым и самым важным шагом в эволюции человека было вертикальное положение, а бипедализм — хождение на двух ногах — предшествовал развитию мозга и освоению языка. Приоритет, отданный Дарвином вертикальному хождению и человеческому позвоночнику, перечеркнул многовековую работу естествоиспытателей и анатомов, которые считали интеллект — часто измеряемый по размеру мозга или черепа — определяющей чертой человечества. Процесс эволюции, основанный на позе, и сегодня широко распространен среди большинства практикующих ученых.
Среди ученых, взявших на вооружение эволюционные идеи Дарвина об осанке и применивших их к современным условиям и людям, был врачи-антропологи. Такие, как Артур Кит, прочитавший в 1923 году лекцию «Осанка человека: Эволюция и нарушения» в Королевском колледже хирургов, и Элиза Мошер, которая вместе с преподавателем физкультуры Джесси Бэнкрофтом и рядом других людей в 1913 году основала Американскую лиги осанки (American Posture League, APL).
Мошер и Бэнкрофт утверждали, что видят на улицах Нью-Йорка три типа сутулых людей. Первый тип — представители высшего класса, которые ориентировались на популярную парижскую моду debutante slouch, «сутулости дебютантки». Второй — профессионалы из среднего класса, которые все чаще стали вести сидячий образ жизни, вызванный новыми формами офисной работы и распространением автомобилей. И третий — нищие эмигранты, которых поэтесса Эмма Лазарус окрестила «сгорбленной массой», и которые, учитывая низкое качество жизни и изнурительные условия труда, жили в болезнях и страданиях.
Под влиянием популярных в то время сторонников евгеники, утверждавших, что населению страны грозит интеллектуальное и физическое вырождение, Мошер и Бэнкрофт продвигали Американскую лигу осанки как национальный проект, который должен укрепить здоровье, дисциплину и задать универсальный стандарт правильной осанки, который можно и нужно принять, независимо от расы, пола, класса или вероисповедания.
Они утверждали, что до 80% граждан США утратили «естественно сформировавшуюся» здоровую осанку из-за своего легкомыслия и досуга — проблемы высшего и среднего классов — и нездоровых условий работы, о которых страдали трудящиеся бедняки и маргинализированные слои населения.
Вместе с 70 коллегами, входившими в APL, Мошер и Бэнкрофт создали стандартные экзамены на осанку, технологии, улучшающие осанку (в основном они касались стульев, одежды и обуви), а также иллюстрированные образовательные брошюры и плакаты, изображающие образцовую осанку — силуэты человеческих фигур, на которых голова, плечи, грудь, бедра, колени и пальцы ног образовывали прямую линию сверху вниз. Поддержание этой линии, утверждали в APL, может уберечь от болезней, даже от туберкулеза, и предотвратить будущие мучительные боли в теле.
На дворе была эпоха, когда доминирующей силой в здравоохранении США становилась превентивная медицина. Это направление хорошо вписывалось в идеологию свободного рынка и тогдашнего консервативного правительства США, которое раз за разом отказывалось принять систему всеобщего здравоохранения и лечения. Поэтому тесты и учебные материалы, предлагаемые APL, были с готовностью приняты службой здравоохранения США и распространены в государственных школах, колледжах, вооруженных силах и в промышленности.
Во всех этих учреждениях чиновники ввели обязательные экзамены на осанку, которые стали рудиментарным методом наблюдения для сортировки людей на здоровых и нездоровых. Человека с малейшей сутулостью легко могли отнести к группе нездоровых, что имело негативные последствия для его будущего. В истории есть множество примеров того, как иммигрантам с отклонениями в позвоночнике отказывали во въезде в страну, соискателей со сколиозом не брали на работу или как детей с заметными искривлениями не допускали к получению формального образования.
Наблюдение за осанкой стало неотъемлемой частью долгой истории дискриминации инвалидов в XX веке и юридически приемлемой практикой до принятия в США раздела 504 Закона о реабилитации 1973 года, который запретил дискриминацию по признаку инвалидности в рамках программ и мероприятий, финансируемых из федерального бюджета.
Таким образом, можно понять, почему в первые две трети XX века расцвел рынок коррекции осанки. Если вы хотели прослыть нездоровым, если вы хотели поступить в школу, университет или устроиться на работу, вам нужно было следить за положением своего тела. А людей с болями в шее или спине обвиняли в том, что они недостаточно стараются, чтобы предотвратить такие проблемы.
И это не только американская история. К началу XX века науки об осанке были распространены по всему миру и часто использовались как инструмент государственной политики. В своей автобиографии Born a Crime о взрослении в Южной Африке комик и политический обозреватель Тревор Ной рассказывает о повышенной бдительности в отношении осанки, которая требовалась от чернокожих мужчин. «На протяжении веков, — пишет он, — цветным людям говорили: “черные — это обезьяны. Не качайтесь на деревьях, как они. Научитесь ходить прямо, как белые люди”».
В нацистской Германии полиция использовала тесты на осанку для определения склонности к преступлениям, основываясь на расистских утверждениях ученых вроде антрополога Ганса Гюнтера, который считал, что «достоинства нордического народа выражаются в его мужском типе тела, с его прямой осанкой, выраженной грудной клеткой и небольшим животом». Прямая осанка, утверждал он, чужда евреям и «восточному человеку, чья внешность была отрицанием идеала красоты Запада». А министерство здравоохранения Китая распространяло брошюры, очень похожие на творение APL, в которых заявляло, что «хороший ребенок должен иметь хорошую осанку».
Аналогичным образом возникли и распространились по миру фитнес-системы, направленные на развитие и поддержание вертикальной осанки. Возьмем, к примеру, уроженца Германии Джозефа Пилатеса, который усовершенствовал и популяризировал свою систему в США. Или уроженца Украины Моше Фельденкрайза, разработавшего программу упражнений, ориентированных на осанку, которую взял на вооружение первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион. А еще есть уникальный стиль йоги айенгар, созданный в середине XX века индийцем Б.К.С. Айенгаром, в котором основное внимание уделяется правильному положению тела.
И хотя мы больше не живем в мире обязательных проверок осанки — за исключением нескольких стран вроде США, Японии или некоторых районов Китая, где до сих пор проводятся обследования на сколиоз, — рынок коррекции осанки и ошибочная вера в его профилактическую силу сохраняется.
Сегодня на устройства для улучшения осанки — от биометрических «тренажеров», подключаемых к смартфону, до особых стульев и даже бюстгальтеров — ежегодно тратится примерно $1,25 млрд по всему миру.
Этот рынок — при поддержке и содействии легковерных СМИ — все еще в значительной степени полагается на упрощенный стандарт хорошей осанки, впервые провозглашенный APL более века назад, воспринимая его как признак идеальной человеческой формы и здорового образа жизни.
Но научные данные свидетельствуют о значительной вариативности позвоночника у разных людей и о том, что он невероятно динамичен и устойчив, что ставит под сомнение идею универсального стандарта осанки человека. Более того, существует мало доказательств того, что осанка человека служит значимым показателем здоровья.
В опубликованной в 2019 году научной статье физиотерапевты, работающие в Катаре, Австралии, Ирландии и Великобритании, утверждают, что необходимо срочно развеять миф о том, что плохая осанка приводит к ухудшению здоровья. Авторы настаивали на том, что призыв стоять прямо сомнителен с научной точки зрения, «подкреплен давними стереотипами» и «внушающими страх сообщениями в основных средствах массовой информации». Там же говорится, что «люди бывают разных форм и размеров, с естественными различиями в искривлениях позвоночника».
На первый взгляд, кампании по улучшению осанки — для успешной работы на рабочем месте или для физического и психического здоровья — могут показаться довольно безобидными. В конце концов, какой вред от участия в программах упражнений для осанки? В покупке стульев, обуви и устройств, помогающих стоять прямо?
Вполне возможно, что лично вам занятия йогой или покупка эргономичного кресла помогут улучшить самочувствие. Но если взглянуть на долгую историю кампаний по улучшению осанки, становится ясно, что они были обусловлены ошибочными ценностями и плохими научными данными.
В последние годы публикуется все больше исследований, авторы которых ставят под вопрос необходимость поддержания «правильной» осанки для того, чтобы избегать появления болей в спине или шее.
Например, согласно этому систематическому обзору, самым сильным «физическим» фактором риска болей в шее была работа в неудобных или долго не меняющихся позах (но есть и психосоциальные причины вроде подавленного настроения и сильного ролевого конфликта, которые часто бывают даже более важными).
Еще одно исследование выявило очень слабую связь между возникновением болей в пояснице у подростков и их сутулостью, которая, в свою очередь, возникает из-за сложного комплекса физических и психосоциальных факторов. Боль в пояснице, говорится в другом исследовании, могут возникать как у сутулых людей, так и у людей с правильной осанкой; авторы большого систематического обзора также не смогли выявить прямой зависимости между осанкой и болями в пояснице.
Общие рекомендации авторов этих и подобных исследований — не пытайтесь сохранять «правильную» осанку, если это доставляет вам дискомфорт. Сидеть или стоять вам должно быть удобно, поэтому избегайте неудобных положений — например, сгибания или выгибания шеи или спины. Не оставайтесь в статичной позе в течение долгого времени, чаще меняйте положение тела и делайте делайте регулярные перерывы. И больше физической активности в свободное время.
Как увлажнитель воздуха может защитить от сезонных простуд и что нужно знать при выборе
Как преодолеть страх неопределенности и поменять карьеру и жизнь к лучшему
Принципы стартапера и исследователя ИИ Набила Куреши, которые могут вам пригодиться