Есть много проверенных и эффективных способов успевать делать все самое важное. Как правило, все они сводятся к фокусировке — по сути, отказу от чего-то. «Люди думают, что фокусироваться — значит говорить “да” тому, что важно. На самом деле, это значит говорит “нет” сотне других замечательных, но менее важных вещей», — говорил Стив Джобс.
Reminder попросил предпринимателей и топ-менеджеров рассказать, от чего они отказались, чтобы сфокусироваться на главном — эффективнее работать и лучше жить.
Знаю, есть миллион исследований на тему того, как важно и полезно рано вставать. Да и люди формата «успешный успех» любят рассказывать, как они сделали пробежечку в шесть утра и до обеда все свои дела решили. Я честно пробовал такой подход, но это совершенно не мое. Если встаю раньше восьми (на самом деле, девяти), то до обеда я неэффективный, вялый, много туплю. Поэтому просто перестал мучить себя и стал просыпаться так, как требует мой организм. Сразу настроение хорошее вернулось, физическое состояние улучшилось.
Встаю в районе девяти утра, быстро отвечаю на срочные сообщения, часов в 10 иду либо на тренировку, либо на первую рабочую встречу. Потом завтрак — желательно спокойный, не на лету и в одиночестве, потому что в это время я планирую и понимаю свой день. В конце завтрака отвечаю вторым заходом на почту. В общем, делаю все то же самое, только позднее — и никто от этого пока не умер. Вывод из этой истории очень простой: пишут и говорят «как надо» все кому не лень, но лучше относиться к чужому опыту критически и учитывать свои личные особенности.
Помню, как чувствовал себя большим и важным, когда проводил по восемь встреч в день. «Извини, весь календарь расписан». «Даже на обед нет времени сходить». «Весь день на встречах, не успел ответить». Гордился, что везде успевал впритык. Где-то год назад я выгорел — потерял мотивацию, работать мог максимум по четыре часа в день. Вскоре с удивлением обнаружил, что не только ничего не продолбал, но стал успевать делать больше действительно важных дел.
Тогда я понял, как непродуктивно быть вечно занятым. Кроме банальной потери энергии на переключение между задачами, есть куда более серьезная проблема — потеря актуальности. Бывает, на встрече с клиентом погружаешься в проблему, у тебя начинает вырисовываться план действий, хорошо бы в него углубиться, дополнить записи, прочитать пару статей на нужную тему, подумать и принять решение, но нет, нужно бежать на другую встречу (на которой ты, скорее всего, еще 20 минут будешь думать про предыдущую задачу). Или еще прозаичней: пришла в голову классная идея, но просто нет времени ее записать и обдумать. Момент потерян.
Сейчас я стараюсь планировать не больше 2–3 дел в день и одну-две встречи. Не договариваюсь о встречах на бегу, чтобы случайно не назначить в неудобное время. Бывает, что-то переносится, несколько сложных встреч попадают на один день и накладываются на важный дедлайн. Стараюсь в такие дни кроме стандартной утренней и вечерней медитаций добавлять несколько медитаций по 1–2 минуты в течение дня. Это помогает быть в фокусе. Еще в такие дни не пью кофе, чтобы не быть слишком взвинченным.
Моя вторая беременность проходила без всяких особенностей, но неожиданно закончилась стационаром на две недели и кесаревым сечением. После него требуется восстановление, мне просто физически было больно что-то делать. Поначалу я еще держалась, старалась всегда быть на связи и оперативно отвечать — у нас шли переговоры по очень важной сделке. Однажды мне позвонила партнер по сделке и сказала примерно следующее: «Оля, выключи всю связь и занимайся своим здоровьем и ребенком. Мы без тебя справимся». Я доверилась и действительно ушла в офлайн. К моему удивлению и полному разочарованию комплекса бога внутри меня, мир не рухнул. Команда прекрасно знала, что делать, и стала перформить даже лучше. Сделка никуда не убежала. Я поняла, что не надо переоценивать свое влияние на ситуацию.
Когда вернулась к работе, решила сделать практику «тихих часов» регулярной. Это время, когда я не выхожу на связь, в основном вечером. Сначала было очень тяжело. Я буквально наматывала круги вокруг телефона. Да и сейчас еще бывают срывы, но в целом я выработала для себя несколько правил: сплю в комнате без телефона, регулярно устраиваю выходной день без связи. Благодаря этому перестала все время смотреть «себе под ноги» — на ситуации, которые нужно решать здесь и сейчас. У меня освободилось время и пространство, чтобы смотреть на годы вперед. Думаю, бизнес за это скажет мне спасибо.
Официальных «тихих часов» у нас в компании нет, но я понимаю — раз они нужны мне, нужны и другим сотрудникам. Если раньше на любой свой запрос я ожидала быстрой реакции, теперь часто пишу, что ответить можно завтра или когда удобно. У разных команд Elementaree свои графики, выстроенные внутри отделов. Я перестала пытаться привести всех к единому графику и дала возможность выстраивать свое комфортное расписание. Оказалось, люди ценят такую свободу.
Как правило утро я посвящаю тренировке: это заряжает на весь день и помогает сосредоточиться на ключевых задачах. Началось все с того, что три года назад я решил пробежать марафон. Для это нужно было усиленно тренироваться, а утро — единственное время дня, когда я никому не нужен. Так я отказался от деловых завтраков.
Сначала было трудно, потому что в нашем бизнес-сообществе встречи за завтраком — это общепринятый ритуал для поддержания деловых отношений. Но я понимал, что важнее для меня зарядиться энергией и уже потом приступать к работе. Скоро заметил интересный «побочный эффект»: я перестал общаться с токсичными людьми. Не только за завтраком, а вообще. Когда знаешь цену зарабатываемой тренировками энергии, тратить ее на энергетических дармоедов не хочется.
Лет пять назад я почувствовал, что все попытки выстроить правильную менеджерскую иерархию людей и процессов приводят к тому, что команда теряет энтузиазм и начинает скучать. Тогда я решил отказаться от попыток стать эффективным менеджером и «сильным лидером». У меня ушло много времени на то, чтобы признать свою «слабость», смириться с ней и понять, как при этом делать большие проекты. Во многом мне помогла книга Фредерика Лалу «Открывая организации будущего».
С одной стороны, было клево: мне стало намного комфортнее, ведь больше не надо было заставлять себя приказывать, наказывать, управлять и следить за каждой мелочью. С другой, появилось понимание, что мне сложно взаимодействовать с людьми из другой парадигмы, и эта нестыковка оказалась самой стрессовой, вплоть до панических атак. Потихоньку я поменял стиль общения или отрезал нежелательные контакты. Порой, убыточно для бизнеса, но в долгосрочной перспективе — во благо.
У нас в проектах не царит анархия. Скорее, естественная иерархия, основанная на моральных авторитетах. Поэтому прием человека в команду — один из ключевых моментов. Для меня особенно важны в людях, с которыми я буду работать, уровень культуры, спокойствие, любовь к людям, жизненный опыт, кругозор. И, конечно, профессиональные навыки.
Я не читаю фейсбук и новости, не смотрю сериалы и youtube-блогеров. После отказа от информационного шума глобально для меня ничего не изменилось: мир не рухнул без чтения ленты в социальных сетях. Я не обеднела от того, что не посмотрела (все еще) ни одного выпуска Дудя. Ничего не потеряла без новых сериалов.
Как-то я наткнулась на цитату об экономисте Герберте Саймоне, что он не читал газет и не смотрел телевизор, поскольку считал, что если случится что-то действительно важное, ему об этом кто-то обязательно расскажет, так что не стоит зря тратить время на СМИ. На сегодняшний день мне очень близка такая философия жизни. Я не утверждаю, что это хорошо, но для меня такое сознательное ограничение входящей информации идет во благо — я хочу иметь возможность самой выбирать то, что для меня важно, а не плыть по течению и употреблять то, что мне выдается или предлагается.
Однажды я посчитал количество свободных часов в неделю и понял, что их катастрофически мало. Посчитал, сколько у меня встреч, выступлений, звонков, переписки — и был шокирован. Решил убрать вообще все лишнее. Для этого выбрал основные цели и вычеркнул из расписания все, не имеющее к ним отношения.
Я отключил на телефоне и мессенджерах все уведомления. Я не отвечаю на звонки без договоренности и, более того, завел отдельную симку, которую дал только 30 близким людям команды. Очевидно, я не отвечаю онлайн на сообщения и почту. По минимуму участвую в конференциях — и только в компаниях, в которые я инвестировал.
Если проще, я хочу заниматься только тем, что мне нравится. И общаться только с теми, кто мне нравится. Деньги и время — два главных ресурса и показателя достижений. Если тратить их только в соответствии со своими целями и ценностями, жизнь кардинально меняется.
Среднестатистический офисный работник отвлекается каждые три минуты и суммарно тратит до двух часов в день только на то, чтобы снова сконцентрироваться на задачах после очередного перерыва. Как это исправить? Можно как минимум постараться оградиться от отвлекающих факторов, как максимум — прокачать свою способность фокусироваться. Рассказываем, как это можно сделать.
Фото на обложке: Kamil S on Unsplash
И два способа сделать это: сложный и простой
Ментальные и телесные практики, которые помогут изменить жизнь к лучшему
Идеально для работы над собой в новогодние каникулы