
Выполнено с помощью ИИ
В конце января французский парламент принял законопроект о запрете детям до 15 лет пользоваться соцсетями в первом чтении — летом 2025 года о нем говорил президент Эмманюэль Макрон. Планируется, что запрет начнет действовать с 1 сентября 2026 года.
Франция не первая страна, где негативное влияние соцсетей обсуждают на государственном уровне. В декабре 2025 года правительство Австралии ограничило доступ к соцсетям детям младше 16 лет, в результате чего были удалены более 4,7 млн аккаунтов в Facebook*, Instagram*, Kick, Reddit, Snapchat, Threads, TikTok, Twitch, X и YouTube. А в статье New York Times, посвященной негативному влиянию ИИ и соцсетям, упоминается, что за последние два года в школах четырех американских штатов был введен полный запрет на использование мобильных телефонов — в том числе из-за того, что ученики «разрушали себя», подолгу зависая в TikTok и Instagram*.
Результаты исследования, проведенного учеными Калифорнийского университета в Сан-Франциско, подтвердили, что использование соцсетей от 1 до 3 часов в день действительно снижает когнитивные способности детей и подростков в возрасте от 9 до 13 лет. Но, по словам одного из авторов исследования, доктора Джейсона Нагаты, скорость чтения, словарный запас и память снижаются не потому, что использование соцсетей влияет на детей каким-то особенном образом — а потому что время, которое они тратят на просмотр коротких видео, полезнее было бы потратить на чтение, игры или сон.
Действительно ли соцсети — однозначное зло для детской психики или вопрос в том, как их использовать? Могут ли законодательные запреты изменить ситуацию к лучшему? Мы поговорили об этом с тремя психологами — Маргаритой Даревской, Юлией Морозовой и Маргаритой Ереминой.
Нельзя однозначно утверждать, что соцсети являются прямой причиной развития ментальных проблем. Вред, скорее, опосредованный и зависит от возраста ребенка, типа контента, потраченного времени, персональной биологический и психической уязвимости, семейной и жизненной ситуации, наличия или отсутствия поддержки и качества отношений со значимыми взрослыми. Но соцсети точно становятся одним из усугубляющих и мощных факторов негативного влияния на психику, наряду с биологическими и средовыми.
В дошкольном возрасте неумеренное использование экранов можно рассматривать как депривацию, то есть нарушение когнитивного и эмоционального развития. Потому что ребенок пассивно потребляет информацию. А чтобы исследовать реальный мир, понимать свои и чужие эмоции и мотивы, общаться с людьми, осваивать навыки, в том числе сюжетно-ролевой игры, воображать, формировать понятия, додумываться самим и стараться выражать свои мысли — для этого нужно развивать память, речь, мышление, контроль внимания и способность игнорировать нерелевантную информацию.
В подростковом возрасте соцсети опосредованно могут усугублять тревожные и депрессивные симптомы, приводить к нарушениям сна, негативному социальному сравнению, нарушать восприятие образа своего тела и в целом критичнее относиться к своей внешности.
Так же опасен кибербуллинг, потому что он становится все более тотальным — у современного ребенка буквально нет безопасного пространства, даже дома телефон всегда с ним.
Умеренное использование соцсетей может помочь в развитии социальных навыков, но тотальное их использование приводит, напротив, к снижению способности общаться и понимать себя и других. К тому же дети становятся мишенью для сексуализированного злоупотребления, пропаганды любых социальных, политических и культурных идей. Они так же, как и другие пользователи, подвергаются воздействию аффективно заряженного контента в периоды социальных потрясений и больших драматических событий, когда онлайн пространство буквально затапливается горем, агрессией, страхом и истерикой. У небольшого процента детей наблюдаются симптомы зависимого поведения и навязчивого желания постоянно проверять соцсети. Особенно уязвимы подростки с симптомами психических расстройств для которых соцсети становятся механизмом саморегуляции для снятия внутреннего напряжения.
Подростки биологически предрасположены к поиску социального одобрения и склонны к категоричному стилю мышления. Но при этом еще не обладают зрелыми механизмами саморегуляции для управления импульсами и оценки рисков. Это создает идеальную уязвимость для негативного воздействия соцсетей.
Сами по себе соцсети не хороши и не плохи, если рассматривать их как инструмент для общения, получения краткой информации или бизнеса. Другое дело, что в том виде, в котором они существуют сейчас, с особенностями алгоритмов, маркетинга, политики и специфическим поведением пользователей, они действительно плохо подходят, особенно чтобы познавать мир, узнавать и понимать людей, по-настоящему дружить, качественно отдыхать или проводить досуг.
Соцсети влияют и на детей, и на подростков, и на взрослых. Разница в том, что у взрослых или у старших подростков лучше сформированы волевые функции — они в какой-то момент могут отложить телефон и вспомнить, что им пора, например, готовиться к экзаменам или вернуться к рабочим задачам. У детей вот эта волевая функция, как правило, еще не сформирована.
Я не думаю, что соцсети — это зло. Это просто инструмент, которым можно научиться пользоваться как себе, так и другим на благо. А жесткий запрет приводит к жестким последствиям — ребенок или ищет в ответ возможности любыми способами получить телефон, или чувствует себя аутсайдером, потому что не знает, о чем разговаривают одноклассники, в какие игры играют. Дети теряют точки соприкосновения с ровесниками, и это заметно усложняет им жизнь.
Я думаю, что дети в любом случае найдут возможность общаться друг с другом. В этой ситуации меня в первую очередь беспокоит, что когда им исполнится 15 и им разрешат пользоваться соцсетями, они не будут знать, как правильно это делать. И с точки зрения фильтрации контента, и с точки зрения его производства. Этому тоже важно и нужно учить.
Что касается соцсетей в целом — конечно, в них есть опасность. Дети действительно «залипают» там часами, сравнивают себя с другими, от этого страдает самооценка. Но вместе с этим для многих соцсети — это способ изучить мир: оттуда дети узнают о новостях, о каких-то важных для них событиях, новых книгах или сериалах.
Чтобы минимизировать вред соцсетей, нужно проводить работу с родителями, буквально обучать взрослых тому, как взаимодействовать с детьми. Через запрет это не починишь. Это чинится через доверие, через диалог с ребенком, через анализ, через формирование критического мышления.
Не исключено, что французские родители очень радуются этому запрету и думают, что с них снимется часть ответственности. Но это не так. Дети все равно будут направлять куда-то свое внимание. Не будет телефонов — будут «залипать» в PlayStation. Если дома нет приставки — будут ходить в гости к тем, у кого она есть. И, возможно, попадать в не очень хорошие отношения, в том числе, зависимые.
Но если представить, что все общество договорится о том, что мы ограничиваем своих детей не просто так, а занимаемся теперь ими, играем с ними, читаем им вслух книжки, разговариваем с ними и так далее — это может, конечно, сработать. Но многие современные родители и сами проводят много времени, уткнувшись в телефоны — и в этом основная проблема. Им, мне кажется, будет суперсложно в этот переходный период придумывать, чем занимать детей.
Советы психотерапевта и мамы двоих детей Маргариты Даревской
*принадлежат корпорации Meta, признанной экстремистской в России
Психолог Александр Асмолов о том, как любовь формирует личность и почему требует мужества
Гид по пищевым добавкам: как торговая сеть определяет, что может содержаться в продуктах на полках
Как меняются правила фитнеса с возрастом