В одном древнеиндийском трактате говорится, что люди стареют и умирают просто потому, что видят, как стареют и умирают другие, написал недавно эндокринолог, известный консультант и специалист по аюрведе и прочим восточным практикам Дипак Чопра. Даже если он сам придумал этот афоризм — идея глубже, чем может показаться. Ощущать себя вечно молодым и бессмертным — нормальная внутренняя реальность человека. А считать старение и смерть естественными процессами, с которыми бессмысленно бороться, — привычка, которую нам навязали внешние обстоятельства. Но в мире все больше ученых и энтузиастов, которые не хотят мириться с мыслью о неминуемом одряхлении и конце. Для них освобождение из плена старости и смерти — это главная эволюционная задача человека. Мы собрали ресурсы, которые помогут оценить, насколько эта цель достижима.
Известный геронтолог Дэвид Синклер руководит лабораторией в Гарвардской медицинской школе и изучает не только возрастную биологию, но и потенциальные способы управления этим процессом. Его книга — один из самых подробных отчетов о состоянии современной науки о старении. Плюс — рассказ о личной истории борьбы с этим «недугом». Да, Дэвид считает: «Старение — это болезнь, и она излечима». Ученого интересуют все потенциально эффективные методы, начиная с таких высокотехнологичных, как молекулярная инженерия и клеточный стресс, и заканчивая закаливанием и интервальным голоданием.
Цитата: «Нет смысла жить дольше, если рядом нет ваших друзей и близких. Даже три наших собаки, маленький 10-летний метис пуделя по кличке Чарли и два трехлетних черных лабрадора, Кейти и Мелалойка, уже несколько лет принимают никотинамид мононуклеотид (NMN) для восстановления ДНК».
Информация из первых рук всегда ценнее. Этот как раз тот случай. Цитогенетик Элизабет Блэкберн награждена Нобелевской премией за открытие эффекта теломер — того, как они защищают наши хромосомы от поломок. О чем речь? Теломеры — это такие защитные колпачки из белков и «холостых» генов на концах наших хромосом. И с возрастом они укорачиваются. Причина чисто техническая: когда при делении клетки копируется ее ДНК, ферменты, которые отвечают за копирование, не могут считывать хромосомы ровно с начала до конца, а начинают слишком поздно и заканчивают слишком рано. Если бы концы хромосом несли важную генетическую информацию, мы раз за разом теряли бы ее при воспроизводстве клеток. Поэтому «под обрез» идут теломеры. Но когда они сокращаются до предела, наши клетки теряют способность делиться и умирают. А значит: чем короче теломеры, тем старее организм. Можно ли сохранить или даже удлинить теломеры — об этом Элизабет и рассказывает в своей книге, написанной в соавторстве с психологом Элиссой Эпель.
Цитата: «По дороге на работу меня порой останавливают знакомые, чтобы сказать: "Смотри, теперь я езжу в офис на велосипеде – я забочусь о своих теломерах!" или "Я перестал пить сладкую газировку. Мне страшно даже думать о том, что она делала с моими теломерами"».
Генетик, эндокринолог, основатель и директор Института исследований старения в Медицинском колледже Альберта Эйнштейна (Нью-Йорк) Нир Барзилай — «живой классик» в сфере продления жизни. Он открыл несколько потенциальных генов старения и запустил клинический эксперимент TAMЕ, чтобы проверить антивозрастной эффект лекарства от диабета — метформина. Книга состоит из трех частей. В первой Барзилай рассказывает о своих исследованиях «суперэйджеров» (долгожителей, преодолевших 100-летний рубеж). Во второй — рассматривает различные теории старения. И в заключение объясняет, как эффективнее всего применять эти теории и научные знания на практике при выборе диет, добавок, видов физической активности и лекарств.
Цитата: «Одна из новейших теорий старения — моя любимая — информационная. Она гласит, что мы стареем и становимся более восприимчивыми к заболеваниям, потому что наши клетки теряют информацию. ДНК хранит информацию в цифровом виде, но клетки переводят ее в аналоговый формат, что может влиять на функциональность генов».
Старость заразна, гласит инфекционная теория старения. И передается она с микробами, всю жизнь атакующими наш организм. В своей книге эксперт по микробиому Майкл Лустгартен собрал факты, свидетельствующие в пользу этой версии. Вот два навскидку. Вирусы, взаимодействуя с нашими белками, способствуют образованию амилоидных бляшек, характерных для синдрома Альцгеймера. А воспаление десен связано с развитием атеросклероза. Лустгартен, который еще и специалист по питанию и спортивной физиологии, описывает, как снизить уровень воспаления с помощью элементарных изменений образа жизни и диеты. Например, зубы для защиты от бактерий он предлагает полоскать мятным маслом. Все рекомендации проверены им лично.
Цитата: «Считается, что инфекции перестали быть главной причиной смертности после изобретения антибиотиков. Но если мы проживем достаточно долго, мы снова станем жертвами инфекционных заболеваний, так как пневмония является основной причиной смерти у людей старше 100 лет. Так что инфекции не исчезли, они просто сменили целевую аудиторию».
Что есть что и кто есть кто в движении по борьбе со старением. Маргаретта Конанжело и Дмитрий Камински — сами предприниматели, работающие с технологиями долголетия, и знают о том, как устроена «одна из самых крупных и сложных индустрий в истории человечества», по личному опыту. Кроме подробной информации о теориях старения и научных открытиях, в этом 420-страничном гиде есть множество «топов»: топ 100 журналистов, пишущих о продлении жизни, топ 40 исследователей старения, топ 24 предпринимателей, топ 14 инвесторов, топ 11 инфлюенсеров в сфере анти-эйдж и все-все-все.
Цитата: «Меня всегда жутко бесила мысль о смерти. Всю жизнь ты работаешь, пытаешься самосовершенствоваться, экономишь, инвестируешь с умом, а потом вдруг — бац и все». Арнольд Шварценеггер
У этого подкаста о радикальном продлении жизни двое ведущих: Джеффри Гладден, кардиолог и основатель медицинской программы по «откату возраста», и Марк Янг, предприниматель с нейробиологическим бэкграундом. В эфир они приглашают серьезных ученых уровня Грега Фэхи (одного из авторов успешного эксперимента по откату эпигенетического возраста).
Что послушать: как сохранить молодость мозга — разговор с Дейлом Бредесеном, специалистом по нейродегенеративным заболеваниям и автором книги «Нестареющий мозг».
Еженедельный подкаст одного из самых известных экспертов по продлению здоровой жизни доктора Питера Аттиа. Практикующий врач, биохакер и популярный блогер приглашает к себе ведущих специалистов в области долголетия и раскрывает в разговоре с ними самые сложные темы — просто, но без упрощений.
Что послушать: беседу со спортивным физиологом Иньиго Сан Милан о видах топлива для митохондрий, шести зонах тренировок и способах измерения метаболического здоровья.
Ведущий подкаста Фараз Кхан (не путайте с болливудским актером, его однофамильцем) начал изучать стратегии продления жизни, чтобы помочь своим стареющим родителям. Личный интерес перерос в научный. Теперь он обсуждает разные методы борьбы со старением с ведущими экспертами в сфере анти-эйдж и тестирует их на себе.
Что послушать: стимуляция низкочастотным импульсным электромагнитным полем (PEMF) — миф или реальность?
Авторы проекта не специализируются на вопросах борьбы со старением, но периодически приглашают в студию таких интересных людей из этой сферы, как основатель компании по генной терапии Youthereum Genetics Юрий Дейгин и трансгуманист Александр Кадет.
Что послушать: про перспективы создания лекарства от старости — в выпуске с участием основателя и научного директора биотехнологической компании Gero Петра Федичева.
Название подкаста говорит само за себя. Британский журналист Питер Боуз берет интервью у всемирно известных ученых, экспериментаторов и биохакеров, которых объединяет общая цель — выяснить, как продлить здоровую жизнь.
Что послушать: рассказ биотехнолога Грега Макферсона об успехах фармакологии в борьбе со старением.
Старейшее в российском сегменте сетевое сообщество исследователей, авторов, организаторов и участников научных конференций по продлению жизни, созданное аналитиком в области биологии старения Дмитрием Веремеенко.
Что почитать: про тераностику старения — это комбинация терапии и диагностики, показавшая эффективность в увеличении продолжительности жизни.
Блог, созданный человеком по имени Reason, сооснователем и CEO компании Repair Biotechnologies, разрабатывающей технологии борьбы с атеросклерозом, ведет войну не только со старением, но и с неточностями в интерпретации исследований. Авторы анализируют самые свежие публикации в научных журналах и аккуратно извлекают из них ключевые идеи.
Что почитать: про упражнения, которые замедляют старение сетчатки.
Название немного дезориентирует. На самом деле это не рядовой сайт о фитнесе, а расширенная версия подкаста биохимика Ронды Патрик, которая выступает посредником между наукой и широкой аудиторией, интересующейся возможностями продлить жизнь с помощью коррекции питания и образа жизни. Темы — от сауны до депрессии. Каждую Ронда раскрывает вместе с приглашенными экспертами.
Что почитать: разговор с нейробиологом Марком Мэттсоном о гормезисе (пользе умеренного стресса) и метаболических эффектах интервального голодания.
Еще одно российское сообщество, объединяющее исследователей, лекторов, предпринимателей, волонтеров и просто «рациональных людей», понимающих, что умирать плохо, а быть вечно молодым и здоровым — хорошо. В этом году фокус на системной борьбе с морщинами, геропротекторах и потенциальных генах старения.
Что почитать: статью энтузиаста идеи бессмертия Михаила Батина про комбинированную генную терапию «джедая передовых технологий» Джорджа Черча.
Ресурс эволюционного биолога Джоша Миттельдорфа, сторонника идеи, что старение — это естественная стратегия адаптации, и автора проекта DataBETA — базы данных о биодобавках и экспериментальных методах продления молодости. Масса информации — от ресвератрола и сертуинов до переливания «молодой крови».
Что почитать: статью об исследователях, которые ищут ответ на вопрос, является ли старение необратимой эволюционной программой или эволюционным багом, который мы можем исправить.
Примерно как киборги, уверен Хуан Энрикес. Синтетические суставы, кардиостимуляторы и слуховые импланты уже повысили качество жизни и продлили активный возраст многим людям. Но это только начало. В своей лекции мексиканско-американский исследователь и предприниматель рассказывает о самых актуальных трендах в сфере разработки и применения девайсов, которые должны компенсировать то, что не дала нам природа. Главная идея: передовые протезы станут ключом к выживанию человечества.
Цитата: «В будущем установка протезов станет желанной опцией».
Лиз Пэрриш — противоречивая фигура, но тем она и интересна. Основательница биотехнологической компании BioViva, призванной «увеличить продолжительность здоровой и активной жизни через биоинформатику», приобрела известность после скандального самоэксперимента. Она решила испытать на себе две разработанные под ее руководством технологии антистарения. Инъекцию ингибитора миостатина, который замедляет возрастную потерю мышечной массы, плюс революционную теломеразную терапию. Ее идея в том, чтобы путем внедрения модифицированного вируса в одну из хромосом удлинить теломеры — сегменты ДНК, сокращение которых связано со старением и дегенеративными заболеваниями. Сама Лиз утверждает, что за время терапии помолодела на 20 лет. Эксперимент, начавшийся в 2015 году, продолжается. В своем выступлении она объясняет, почему решилась стать подопытным кроликом.
Цитата: «У нас уже накоплено достаточно данных о животных моделях и умерло слишком много людей, так и не дождавшихся их практического применения».
Два года назад появилось революционное исследование, которое доказало принципиальную возможность отката биологического возраста. По свежим следам мы взяли интервью с тремя его авторами. Один из них — американский генетик Стивен Хорват, который изобрел измерительный прибор, позволивший зафиксировать омоложение тканей у участников эксперимента. В основе этой технологии — механизм метилирования. В процессе жизни на молекулу ДНК в разных местах «налипают», как пылинки, химические метки, зависящие от многих факторов, включая образ жизни. Самая изученная из них — метильная группа CH3. Именно от нее зависит, какие гены ДНК будут работать, а какие останутся выключенными. Хорват научился определять, какие именно «узоры» этой молекулярной пыли характерны для старения. Как это произошло и что означает для нашего будущего, он рассказывает в своей лекции.
Цитата: «Я наткнулся на эпигенетические часы случайно — коллега дал мне набор данных по метилированию ДНК из слюны, по которым он изучал механизм сексуальной ориентации, и когда я соотнес их с возрастом, я чуть со стула не упал. Корреляция была настолько сильной, что я сразу же решил бросить все дела и сосредоточиться на изучении метилирования, чтобы разработать часы биологического старения».
На итальянском острове Сардиния в шесть раз больше долгожителей, чем на материке, и в 10 раз больше, чем в США. Почему? По словам психолога Сьюзан Пинкер, гены влияют на долголетие лишь на 25%, остальные 75% — зависят от образа жизни. Не в последнюю очередь — от качества социальных связей. Удовлетворенность общением может быть таким же точным предиктором продолжительности жизни, как индекс массы тела, уровень физической активности или стаж курения. Сардинцев делает долгожителями не только солнечная погода и диета с низким содержанием жиров, но и человеческая близость. И, судя по научным данным, ее не так-то просто достичь только за счет видеочатов, постов в соцсетях и обмена сообщениями.
Цитата: «Куда бы я ни пошла на Сардинии, чтобы поговорить с долгожителями, повсюду на кухнях были застолья. В течение всей жизни эти люди окружены родственниками и друзьями, рядом с ними всегда — соседи, священник, бармен, бакалейщик. И когда они стареют, их не оставляют в одиночестве».
Француженка Жанна Кальман, поставившая рекорд по продолжительности жизни, курила до 117 лет. А когда врачам наконец удалось отучить ее от этой привычки — пристрастилась есть по килограмму шоколада в неделю, чем и занималась, наряду с чтением рэпа, до 122 лет. Кажется, смысл жизни этой удивительной женщины заключался в том, чтобы доказать экспертам, что долголетие — это не только здоровый образ жизни, говорит генетик Александр Коляда. Чтобы стать долгожителем, то есть пересечь рубеж в 90 лет, необходимо прежде всего правильно выбрать родителей — получить нужные гены. Какие именно, наука пока точно не знает. Но главные кандидаты — гены, регулирующие обмен жиров и работу иммунной системы.
Цитата: «При помощи генной инженерии мы уже можем в 10 раз продлить жизнь червям нематодам, в два раза — мухе дрозофиле и в полтора раза — мелким грызунам. Главная концепция трансгуманизма сейчас звучит так: нужно вести здоровый образ жизни, чтобы еще 20–30 лет хранить свое тело в хорошей форме и дожить до того момента, когда мы научимся применять эту технологию на людях».
Как увлажнитель воздуха может защитить от сезонных простуд и что нужно знать при выборе
Как преодолеть страх неопределенности и поменять карьеру и жизнь к лучшему
Принципы стартапера и исследователя ИИ Набила Куреши, которые могут вам пригодиться