В мире биодобавок коэнзим Q10 (CoQ10) занимает особое положение. Он одновременно защитник наших клеток и источник их энергии — лекарство от старости, топливо для митохондрий, средство для сохранения молодости кожи, жизненно необходимый участник биохимических процессов и при этом вещество, которого нам отчаянно не хватает. Что из этого соответствует действительности?
В названии коэнзима Q10 — три элемента. Первый (коэнзим) означает, что это вещество, которое помогает работать энзимам (или ферментам), необходимым для химических реакций в организме. Второй (Q) указывает на его принадлежность к семейству хинонов. И наконец, 10 — это количество звеньев изопрена (ненасыщенного углеводорода) в хвосте молекулы. Есть у CоQ10 и еще одно имя — «убихинон» (вездесущий хинон), которое подходит ему даже лучше, потому что он действительно присутствует во всех клетках нашего организма. Там у него две главные задачи.
Во-первых, он помогает митохондриям (небольшим органеллам, которые обычно называют клеточными электростанциями) производить молекулы АТФ — главный источник энергии для клеток. Поэтому больше всего коэнзима в самых «энергоемких» органах: сердце, печени, почках и поджелудочной железе. Во-вторых, он выполняет роль антиоксиданта: защищает клетки от «отходов» работы митохондрий — свободных радикалов. Эти атомы и молекулы с одним свободным электроном находятся в постоянном поиске «второй половинки» и готовы соединиться с первым встречным. Чтобы они из-за чрезмерного рвения не повредили нам клетки и ДНК, CoQ10 ловит их своим длинным изопреновым хвостом. Понятно, что со стороны организма было бы слишком рискованно полагаться на поступление такого важного соединения с продуктами питания. Поэтому CoQ10 вырабатывается у нас собственными силами. Это единственный жирорастворимый антиоксидант, который нам не нужно получать извне. По крайней мере, пока мы молоды.
Производители биодобавок уверены, что есть, судя по их обещаниям его устранить. Но, кажется, все дело в (не) намеренной путанице.
Считается, что примерно с 30 лет производство CoQ10 нашими клетками сокращается, и организм начинает все больше зависеть от поступления этого вещества извне. Такие выводы делаются на основании того, что с возрастом уровень CoQ10 в плазме крови снижается. Но подвох в том, что это отражает лишь количество CoQ10, поступающего внутрь с пищей. Настоящий показатель биосинтеза коэнзима — это его содержание в тканях. А тут правильнее говорить не об уменьшении, а об изменении концентрации. Например, в митохондриях мозга уровень CoQ10 с возрастом может, наоборот, повыситься, а в скелетных мышцах — понизиться. С чем это связано, точно неизвестно. Но в любом случае это понижение — совсем не то же самое, что «дефицит».
Дефицит CoQ10, конечно, встречается. Но чтобы его точно определить, надо исследовать мышечную ткань методом высокоэффективной жидкостной хроматографии. И даже если дефицит обнаружен, он является не отдельной проблемой, которую надо решать исключительно приемом добавок, а маркером серьезных нарушений. Чаще всего генетических аномалий или болезни Паркинсона. Для сравнения: при болезни Альцгеймера, диабете и раке уровень CoQ10 в крови часто повышен, но это не значит, что его искусственное понижение будет эффективной стратегией лечения. Во всяком случае эксперименты по использованию биодобавок с CoQ10 для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и болезни Паркинсона не дали убедительных результатов. Правда, есть Кокрейновский обзор трех небольших исследований, в ходе которых прием коэнзима в капсулах в течение 4-12 недель привел к снижению артериального давления у людей, страдавших гипертонией. Но FDA не признало CoQ10 лекарством, хотя и допускает его прием для ослабления побочного эффекта статинов, которые тормозят его выработку.
CoQ10 часто называют геропротектором, то есть веществом, которое может защитить нас от воздействия процессов, ускоряющих старение организма. С виду идея применения добавок с коэнзимом для поддержания молодости кажется логичной. Один из основных процессов, ускоряющих старение, — оксидативный стресс и вызванные им изменения в генах, клетках и метаболизме. От свободных радикалов нас должен предохранять CoQ10, а его биосинтез с возрастом сокращается. Вывод: пополняйте его запас, чтобы остановить оксидативный стресс. Но у этого подхода есть две серьезные проблемы.
Для начала: до сих пор точно не установлено, является ли сокращение выработки CoQ10 причиной, следствием или просто сопутствующим фактором старения. Вполне возможно, что пытаться остановить оксидативный стресс с помощью БАДов с коэнзимом — все равно что раскрывать зонтик, чтобы не было дождя. Во всяком случае, когда ученые решили проверить эту теорию на мышах и целиком удалили у них из тканей CoQ10, никаких следов оксидативного стресса не обнаружилось. Да, небольшие тесты на животных и клетках в пробирке показали, что у коэнзима есть противовоспалительный эффект. Однако в ходе клинических испытаний с людьми статистически значимого влияния добавок с CoQ10 на такие важные маркеры воспаления, как C-реактивный белок и интерлейкин-6, выявить не удалось.
И самое главное: нет никаких исследований, которые бы подтвердили, что прием CoQ10 влияет на скорость старения организма человека. Хотя нет и данных, которые бы это опровергли.
Даже тот, кто особо не интересуется CoQ10, хотя бы краем уха слышал о нем в рекламе крема от морщин. В косметологии коэнзим — настоящая звезда, опять же благодаря своим антиоксидатным свойствам. Считается, что именно это позволяет ему эффективно бороться с фотостарением, которое тоже является результатом окислительного стресса.
Доказано, что CoQ10 предотвращает гибель клеток кожи под воздействием активных форм кислорода. И помогает сохранить коллаген, снижая экспрессию коллагеназы — фермента, который его расщепляет. А как мы знаем, чем больше коллагена, тем меньше морщин. Производители косметики любят ссылаться на эти данные, но редко упоминают то факт, что все они были получены на клеточных культурах, которые обрабатывали большими дозами коэнзима в чашке Петри.
Результаты исследований с участием людей (в основном с небольшими группами по 30-60 человек) выглядят более скромно. В лучшем случае после применения крема или сыворотки с коэнзимом испытуемые отмечают, что субъективно кожа стала более гладкой, а визуально — менее морщинистой. Но даже этот результат трудно поставить в заслугу именно CoQ10, потому что, как правило, в состав крема входит еще несколько ингредиентов, которые считаются не менее эффективными. Возможно, проблема в том, что при нанесении на поверхность кожи CoQ10 из-за своих больших молекул просто не может проникнуть через эпидермис в клеточные мембраны, чтобы на них подействовать. Отсюда вопрос: насколько хорошо он усваивается в других формах?
Хотя обычно рекомендуют принимать CoQ10 по 60 мг в день, никакой стандартной дозы нет. Можно лишь ориентироваться на некоторые более или менее объективные параметры.
Правда, есть альтернативный способ повышения концентрации CoQ10 в тканях.
И напоследок — поучительный факт из жизни мышей: у молодых и здоровых грызунов прием добавок с CoQ10 не вызывает повышение его концентрации в тканях, а у пожилых, со сниженным уровнем коэнзима, вызывает. Судя по всему, организм сам усиливает или ослабляет его усвоение в зависимости от потребностей. Так что, система регуляции коэнзима сложнее, чем информация на этикетке добавки.
Художница и организатор экспедиций Тина Рыбакова о том, как короткие путешествия помогут полюбить свою рутину (и почему они лучше отпуска на месяц)
Как преодолеть страх неопределенности и поменять карьеру и жизнь к лучшему
26 креативных способов управления минутами, часами, днями и годами