У психотерапевта Клаудии Хохбрунн и литературоведа Андреа Боттлингер своеобразный взгляд на историю мировой литературы. Они считают, что живыми и понятными героев всех известных книг делают разнообразные психологические травмы, которыми наделили их авторы. Как это работает, они подробно разбирают в своей книге «Герои книг на приеме у психотерапевта». В ней подробно и убедительно доказывается, что, например, Ромео был нарциссом-неудачником. А граф Дракула — типичным аутсайдером, которого отвергало общество. Reminder публикует отрывок из книги — о психологических особенностях героев книг о Гарри Поттере, определивших их судьбу.
Гарри — очень интересный персонаж. Еще в раннем детстве он продемонстрировал особую психологическую устойчивость. В первом томе говорится, что к Дурслям он попадает еще малышом, но, похоже, он был очень развитым: в ходе истории упоминается, что маленький Гарри летал на детской метле, в мире волшебников заменяющей детские машинки для катания, и было это еще в период его жизни с родителями. Это определенно показывает, что Гарри опережал в развитии обычного ребенка, поскольку обычные годовалые дети еще не катаются на четырехколесных машинках или детских волшебных метлах. Учитывая все обстоятельства, можно сделать вывод, что в самом раннем возрасте Гарри успел получить столько родительской любви и заботы, что они укрепили его формирующийся характер и позже помогли перенести унижения и пренебрежение в приемной семье без ущерба для личности. У него сохранилось только одно травматичное воспоминание — о криках и мольбах матери, когда та просила Волан-де-Морта сохранить Гарри жизнь и сама погибла. Но Гарри смог и эту слабость превратить в силу: он понимает, что боится самого страха, и учится это контролировать. В этом его поддерживает Римус Люпин, старый друг его родителей, который для него становится и старшим другом, заменяющим отца, и психотерапевтом.
Следует также отметить, что Гарри умеет строить отношения и устанавливать связи, хотя у детей с менее стабильной психикой переживания, связанные с домом Дурслей, привели бы к проблемам в отношениях с окружающими. Примечательно и то, что, несмотря на все пережитые унижения, Гарри не вынашивает мыслей о мести, а в те моменты, когда они могли бы возникнуть, ему помогает определенная саморефлексия. Кто знает, не поселилась ли в нем в момент отражения проклятия Волан-де-Морта часть души матери со всей ее зрелостью? Кроме того, Гарри досталась и часть души Темного Лорда — последний из крестражей, но, к счастью, ему передалась не злоба врага, а лишь полезное — например, умение разговаривать со змеями.
Если посмотреть на историю детства Гарри глазами психиатрии, словосочетание «мальчик, который выжил» приобретает совершенно иное значение. Здесь речь идет скорее о выживании души. Гарри остался целостным, не был серьезно психологически травмирован. Перед нами сильная личность, сохранившая способность определять, что правильно, а что нет. Поэтому для своих друзей он становится моральным ориентиром: они могут брать пример с Гарри, потому что он не будет делать ничего нравственно предосудительного. Это совершенно исключено — он просто на такое не способен. Даже к своему кузену Дадли Гарри не испытывает ревности, а просто принимает все как есть. Возможно, потому, что понимает: Дадли на самом деле значительно несчастнее его. Родители не установили для любимца границ, поэтому он ни о чем не мечтает, не ставит целей и все больше разочаровывается. Несмотря на обиды, полученные самим Гарри в детстве, у мальчика оставались цели и мечты, для него жизнь могла стать только лучше. У Дадли их не было, что и сделало его агрессивным и неприятным. На примере обоих мальчиков мы видим, что антиавторитарное воспитание ребенка, с немедленным исполнением его желаний и без установления ограничений, счастливого человека не сформирует. Счастливым может стать лишь тот, кто знает ценность труда и может гордиться собственными достижениями, когда приходит к цели. У Гарри были как минимум его мечты, а у его кузена — нет. Для Дадли жизнь могла, напротив, становиться только хуже.
Драко Малфой — вызывающий особое сожаление персонаж, в некотором роде родственная душа Дадли. Но если Дадли просто привык получать все, что захочет, Драко осознал, что может быть любимым, только пока ведет себя так, как ожидает семья.
Драко принадлежит к аристократическому роду, давно вставшему на сторону Волан-де-Морта. Подобно ему, Малфои считают себя, так называемых чистокровных волшебников, привилегированным классом. Сам Волан-де-Морт — полукровка, на таких, как он, в семье Малфой привыкли смотреть свысока. Но поскольку он очень могущественный, его происхождение оказывается не столь важным. Юный Драко Малфой рано узнает, что семьи волшебников делятся на хорошие и плохие. Даже семья чистокровных считается плохой, если общается с маглами.
Для того чтобы получить признание от родственников, Драко должен придерживаться того же кодекса. Сызмала его учат, что ему нельзя связываться с семьями и людьми «второго сорта», если он не хочет потерять признание, а соответственно благосклонность и любовь близких. Особенно поощряет такое поведение его отец Люциус. Таким образом, у молодого Драко развивается классический нарциссизм, ведь он понимает, что отец любит не его, а его готовность жить по правилам семьи.
Тем не менее есть в его жизни и светлое пятно: мама любит его таким, какой он есть, и это в конце концов помогает их семье освободиться от Волан-де-Морта. Благодаря материнской любви Драко может опираться на здоровые части личности и неосознанно отказываться от некоторых поступков, к которым принуждает его семья, — например, от убийства Дамблдора. В конце концов, Драко — пример того, как неправильное воспитание может вполне хорошего человека превратить в высокомерную дрянь. К счастью, мальчик успевает вовремя изменить курс.
Северус Снегг — пожалуй, самая многогранная и интересная фигура во вселенной Гарри Поттера. На протяжении семи томов мы постепенно узнаем все новые факты из его прошлого и из его детства. Северус — сын волшебницы и магла. Его отец был деспотичным человеком, который не мог смириться с тем, что у жены есть магические способности. В такой семье маленький Северус был обделен родительской поддержкой и мог рассчитывать только на свои силы. В те годы он встретил Лили, будущую мать Гарри Поттера. С раннего детства их связывала дружба, которая у Северуса к юности переросла в любовь. Лили же продолжала видеть в нем просто друга. В то же время Северуса неоднократно высмеивали и разыгрывали будущий отец Гарри, Джеймс Поттер, и его друг Сириус Блэк. Как-то раз Лили попыталась защитить Снегга, но молодой человек воспринял это как унижение, почувствовав себя еще более слабым. В такой особой психологической ситуации он оскорбил Лили, и дружба их заметно остыла. Лили с того момента стала все больше сближаться с Джеймсом Поттером и влюбилась в него. Для Северуса это стало серьезной травмой, ведь его успешным соперником в любви оказался заклятый враг. Назло ему и Лили и, возможно, желая им отомстить, Северус присоединился к Пожирателям Смерти, тем не менее пытаясь, несмотря ни на что, защищать маглорожденную Лили. Когда он узнал, что Волан-де-Морт ее убил, то был страшно потрясен и поклялся отомстить. С этого момента Снегг начал двойную игру, став агентом Дамблдора, и прикладывал все силы, чтобы уничтожить Волан-де-Морта.
К Гарри он всегда относился противоречиво: с одной стороны, мальчик был для Северуса постоянным напоминанием о ненавистном заклятом враге Джеймсе Поттере, а с другой стороны — горячо любимой Лили, чьи глаза унаследовал Гарри. На людях Снегг плохо обращался с Гарри, но на самом деле тайно защищал его с первого же дня. Северус — трагический герой, который имел реальный шанс на отношения с Лили, но не сумел дать ей вовремя понять, что его чувства к ней — больше, чем просто дружба. Поскольку он не смог научиться от родителей правильным отношениям в паре, попытка открыться Лили оказалась неудачной. Его поведение в момент, когда Лили стала защищать его от Джеймса Поттера, еще более усугубило ситуацию — и в результате толкнуло Лили в объятия другого парня. Тем не менее Северус сохранил способность любить, а без этой способности и его стараний Волан-де-Морт не был бы побежден. Таким образом, Северус Снегг — величайший герой во вселенной Гарри Поттера именно потому, что не стремился к героизму. Он просто искал любовь и пытался исправить старые ошибки. Тем не менее ему так и не удалось преодолеть некоторые недостатки своей личности. Трагическое детство Северуса — не оправдание тому, как он третирует Гарри только потому, что мальчик напоминает своего отца. Северус к тому же плохой учитель: одни ученики у него явно в любимчиках, а к другим он постоянно придирается. Он унижает их точно так же, как в детстве унижали его, чем демонстрирует идентификацию с агрессором — превращение в того, кого когда-то ненавидел. Северус Снегг — прекрасный двойной агент, но почему Дамблдор счел хорошей идеей подпустить его к детям — навсегда останется загадкой.
В начале истории о Гарри Поттере еще можно поверить, что Альбус Дамблдор — мудрый старик, который точно знает, что делает, и живет в ладу с собой и жизнью. Но чем глубже вы погружаетесь в повествование, тем лучше понимаете, что Альбус Дамблдор потому и придает такое значение силе любви, что ему в любви никогда не везло — и результатом этого стало глубочайшее чувство вины в смерти сестры.
В молодости Альбус был сорвиголовой, который думал лишь о собственном удовольствии и мало внимания уделял нуждам своей семьи. Он предпочитал проводить время со своим возлюбленным, волшебником Грин-де-Вальдом. Гомосексуальность Дамблдора никогда не упоминалась в книгах открыто, но автор книги признала ее в одном из интервью. Сложные отношения с Грин-де-Вальдом, который, очевидно, был его единственной любовью (никакие позднейшие увлечения Дамблдора не упоминаются), навсегда изменили и травмировали Альбуса. Рассказать обо всем этом открыто Альбус не может — и, возможно, из-за этого горя, спрятанного глубоко в душе, он разучился говорить и о других важных вещах. Он предпочитает изъясняться загадками и прописными истинами, и они создают вокруг него ореол неуязвимого, мудрого человека, за которым невозможно рассмотреть его травмированную душу.
Возникает вопрос: чего боится Дамблдор? Того, что ему перестанут доверять, когда узнают, что и он может ошибаться? Или потери контроля и невозможности что-либо сделать в случае столкновения с самыми болезненными воспоминаниями прошлого? Его давняя травма не изжита: он не может смириться со смертью сестры и до сих пор не смог по-настоящему помириться с братом. Все действительно важное для него он потерял по своей вине. Возможно, именно поэтому он так осторожно делится информацией с Гарри: вероятно, боится вновь все испортить, если немедленно откроет ему все свои знания. А может быть, хочет, чтобы Гарри постепенно узнавал все сам и таким образом становился более зрелым. Но это наши предположения.
Чего действительно хочет Дамблдор, мы так и не узнаем. Неясно и то, какое влияние он оказал на Волан-де-Морта в его детские годы. Дамблдор привез его в Хогвартс ребенком. Он провалил воспитание Тома Реддла? Должен ли он был понять, что происходит с растерянным ребенком? К сожалению, об отношениях между Дамблдором и будущим Темным Лордом известно мало. Не способствовал ли директор невольно, из-за присущих ему недостатков, превращению юноши в черного мага? Не это ли еще одна причина терзающей его вины? Подождем и посмотрим, что обнаружат исследователи позже.
Ясно одно: Дамблдор страдает от сильного чувства вины, которое разъедает его изнутри и мешает нам почувствовать его настоящего. Он прикрывается образом доброжелательного мудрого наставника, но, находясь в плену у своих страхов, не способен поддерживать Гарри в те моменты, когда это особенно нужно мальчику. В итоге в качестве искупления он даже подстраивает собственную смерть, чтобы защитить душу Драко Малфоя и прикрыть двойную игру Снегга. (На самом деле убить Дамблдора поручили Драко. Но чтобы спасти ученика, Дамблдор попросил Снегга убить его. Таким образом была бы подтверждена мнимая преданность Снегга Волан-де-Морту, и, что ни говори о Волан-де-Морте, но так хитро все обставить, как Дамблдор, он не сумел бы.) Дамблдору не важно, как это тяжелое переживание повлияет на его воспитанника Гарри, и, пожалуй, даже Снегг проявляет к мальчику больше сочувствия, обвиняя в том, что он просто растит мальчика как свинью на убой.
С другой стороны, благодаря блестящему уму Дамблдор сумел просчитать развитие событий и после своей смерти, искупить свою вину и оставить о себе светлую память. Хотя в целом он как минимум не меньший травматик, чем Снегг.
Волан-де-Морт — зло во плоти, бездушное существо, которое уже даже не помнит, для чего так стремится к уничтожению: вероятно, только чтобы не быть уничтоженным самому. В конце концов, страх собственной смерти — единственный мотив, который постоянно прослеживается у Волан-де- Морта.Давайте начнем с его детства, на котором Дамблдор и Гарри подробно останавливаются в шестом томе. Мать Волан-де-Морта влюбилась в симпатичного магла, Тома Реддла-старшего. Она не была красавицей и использовала любовное зелье, чтобы избранник ответил ей взаимностью. Они сыграли свадьбу, молодая супруга забеременела, а потом действие любовного зелья прекратилось — и Реддл-старший оставил жену и еще не родившегося ребенка. В этом его не упрекнешь: в здравом уме он никогда бы и не согласился на эти отношения, но его психика не один год подвергалась насилию. Любовные зелья — страшная вещь.
Еще ребенком Волан-де-Морт понял, что никому не нужен. Отец его оставил семью, не чувствуя ответственности за сына, который не имел отношения к обману жены. Матери у мальчика тоже фактически не было. Она, очевидно, была настолько сломлена разрывом с мужем, что даже ради сына не захотела жить, — так и зачахла, не пытаясь бороться за жизнь, а ребенок ее не интересовал. Волан-де-Морт пережил опыт, противоположный опыту Гарри, которого родители любили так сильно, что отдали жизнь ради него, — маленького Тома не любили даже настолько, чтобы остаться ради него жить. Смерть стала его постоянным спутником. Позже он убил отца — из мести. А до этого жил в приюте.
Мальчик заметил, что обладает особыми способностями, но из-за них стал изгоем. Поэтому он стал использовать свой дар, чтобы доминировать и причинять страдания другим: он заметил, что ему становится легче, когда он так же плохо обращается с теми, кто его не любит. Затем появляется Дамблдор, чтобы забрать его в Хогвартс. И тут следует эпизод, указывающий на то, что директор непригоден для роли любящего наставника: чтобы напугать непослушного десятилетнего ребенка, он поджигает шкаф с его вещами. Сразу же после этого он возвращает его в прежнее состояние, но успевает продемонстрировать маленькому Волан-де-Морту, что везде действует право сильного — и все зависит от милости сильного. Этот урок Волан-де-Морт уже никогда не забудет. Он приспосабливается и подчиняется тем, кто сильнее, но лишь до тех пор, пока сам не наберется сил. Мальчик манипулирует учителями, чтобы получать секретную информацию, и с ранних пор использует все способы самозащиты. Что это вообще такое — сохранить душу? Главное, что он не умрет. «Душа» для него — ничего не значащее слово, ведь никто никогда не любил его таким, какой он есть.
Волан-де-Морт учится рассчитывать только на себя: настоящих дружбы и любви он не знает, а Дамблдор не делает ничего, чтобы узнал. Вместо этого он позже заявляет, что Том всегда был сложным, хотя талантливым и скромным. Он не захотел по-настоящему заглянуть в душу этого ребенка — и бросил его так же, как Гарри, с той лишь разницей, что Гарри в раннем детстве имел опыт надежной привязанности и был любим. Итак, Гарри и Волан-де-Морт похожи на стороны одной медали. Вот почему злой маг так очарован Гарри с самого начала и связывает свою судьбу с ним. Отношения между ним и Гарри — самые интенсивные из тех, что у него когда-либо были, они в буквальном смысле слова родственные души: в Гарри живет часть души Волан-де-Морта. Темный Лорд не знает, что такое иметь настоящего друга, но по крайней мере у него есть прочная связь с настоящим врагом. Ему не удается убить Гарри по разным причинам. Но неочевидная причина этого, в которой Волан-де-Морт не признается даже самому себе, заключается в том, что у него нет человека ближе Гарри. Лучше верный враг, чем совсем никаких отношений. Благодаря Гарри он тоже развивается — и в конечном итоге проигрывает. Трагедия в том, что этого можно было избежать. Если бы Дамблдор не только на словах постоянно говорил о любви, но и наконец-то дал ее ребенку, то, возможно, маленький Том Реддл вырос бы прекрасным человеком. Директор предпочел легкий путь: решил, что с самого начала увидел в мальчике гнилое ядро, и стал его избегать. Таким же образом он в самые трудные моменты бросал Гарри и стал одним из косвенных виновников смерти Сириуса Блэка.
У нелюбимого ребенка не было никого, кто мог бы его защищать и любить, и ему позволили вырасти абсолютно злым, потому что легче найти в ком-то все самые ужасные недостатки, чем безусловно полюбить непростого человека. Волан-де-Морт в детстве настолько очерствел, что больше не испытывал никаких чувств, кроме стремления к власти, которое помогало ему справляться с внутренней пустотой и одиночеством, но по-настоящему счастливым его не делало. Вероятно, ему хотелось бы поменяться местами с Гарри Поттером, но это было невозможно. И когда наконец появились люди, которые, пожелай он, могли бы ему помочь, было уже слишком поздно.
Книга предоставлена издательством «Альпина Паблишер». Приобрести ее можно здесь.
Что подать к праздничному столу, чтобы желудок сказал спасибо
И что делать, если Новый год вызывает тревогу и страх, а не радость
Идеально для работы над собой в новогодние каникулы