Грубое нарушение этики в сфере психологического консультирования редко становится достоянием общественности. Но история Сергея Кристенева — исключение. Популярный в инстаграме психиатр, выступающий в качестве эксперта на телевидении и в журналах, многократно нарушал гласные и негласные нормы поведения с пациентками. Как пишет Meduza, он вступал с ними в секс-переписку, просил называть себя хозяином, давал неуместные рекомендации на все случаи жизни («пора разводиться», «у вас синдром раздраженного кишечника»). Одна из его пациенток совершила попытку суицида.
Известны и другие случаи, когда психотерапевты старались пойти в своих взаимоотношениях с пациентами дальше, чем предполагают консультации. Но этим пагубное воздействие некомпетентности не ограничивается. Недавно москвичка обратилась к психологу в районный центр социального обслуживания: ее десятилетнего сына на детской площадке побил мужчина. Но вместо психологической помощи специалист порекомендовал «за что-то даже поблагодарить нападавшего». Еще одну распространенную ошибку называет председатель этического комитета Ассоциации когнитивно-поведенческой терапии Юлия Захарова — это нарушение принципов конфиденциальности: «Российские психологи думают, что если не писать в публичном посте имя и фамилию клиента, то сессию с ним можно запросто пересказывать на любых площадках».
Почему пациенты не сбегают от манипуляторов, тех, кто раскрывает приватную информацию, или тех, кто дает неэтичные советы? Причин много: пациенты перестают доверять себе, просто не знают, что так нельзя, или не верят, что психолог может ошибаться. Терапевтические отношения по умолчанию не равны: психолог воспринимается как профессионал, иногда как родительская или учительская фигура. Доверие к нему — базовое условие совместной работы. Вот почему неэтичное поведение психолога может серьезно повлиять на жизнь и состояние клиента. Как тогда действовать, чтобы выбрать хорошего психолога?
Многие находят психолога по рекомендации. Но в таком подходе есть свои риски. Чем ближе вам рекомендовавший, тем более вероятна дискомфортная ситуация. Например, ощущение, что о вас знают больше, чем вам хотелось бы, и страх, что приватная информация будет раскрыта.
К тому же психологическое консультирование — очень личный процесс, и если какой-то терапевт подошел вашему другу, совершенно не обязательно, что он подойдет и вам. Даже если консультирование происходит в рамках этики, вам может быть некомфортно от манеры психолога говорить, держаться и вести сессию. В таком случае контакт будет нарушен, а консультации не принесут столько пользы, сколько могли бы.
Тем не менее рекомендация может быть отправной точкой, но важно понимать, что это не единственный критерий выбора. Хорошее подспорье в принятии решения о назначении первого сеанса — информация о психологе, которую можно найти в интернете. Не стесняйтесь читать соцсети, смотреть ролики на YouTube, слушать подкасты психолога, к которому хотите пойти.
Можно также воспользоваться онлайн-сервисами для подбора психологов и консультирования. Например, Alter, «Ясно» или «Мета». Но даже если вы клиент сервиса, где обещают найти проверенных специалистов, важно прислушиваться к своим ощущениям и смотреть на соответствие формальным требованиям к хорошему психологу.
Обещает нереалистичные вещи, вроде чудесного исцеления от депрессии за пару сессий. Так не бывает.
Продвигает свою философию или идеологию. Курсы о раскрытии в себе ведической женщины стали мемом, но это не мешает им собирать аудиторию. Если психолог на консультациях произносит фразы вроде «мужчина должен...», «женщина должна...» — это уже нарушение этики. Согласно принципам профессии, психолог работает, ориентируясь на ценности клиента.
Обещает чему-то научить клиентов. Психологи обучают клиентов навыкам, вроде принципов обращения с собственными эмоциями. Но если речь идет о советах про воспитание детей или гармонию в семье — это не имеет отношения к психологии. Суть работы психолога — в том, чтобы помочь клиенту найти те способы действовать, которые подходят именно ему. Если человек предлагает одно универсальное решение для всех — в лучшем случае он может быть коучем.
Вам не нравится. Если психолог не нравится вам и вы еще на этапе просмотра видео с ним чувствуете отторжение, не нужно себя уговаривать. Терапевтическая работа будет намного успешнее с кем-то, кто вызовет у вас симпатию.
Кто все эти люди?
Психиатр — специалист, который работает с заболеваниями психики, его основной функционал в назначении препаратов и — при необходимости — направлении к психотерапевту.
Психолог — синоним слов «терапевт» и «консультант». Это люди, которые, как правило, работают немедикаментозно и не лечат заболевания. По сути, они решают проблемы — будь то тревожность, стресс или сложности в семье. В случае необходимости они подключают к работе психотерапевта или психиатра.
Психотерапевт — по российскому законодательству, специалист с медицинским образованием. Психотерапевт использует в работе как психологические подходы, так и фармакотерапию — проще говоря, он имеет право выписывать лекарства.
Психоаналитик — психолог или психотерапевт, который работает в психоаналитическом подходе.
Записываться на первый прием лучше всего по телефону. Так вы сможете задать все важные вопросы до того, как назначить время и день. В мессенджерах их, конечно, тоже можно задать — но так вы не услышите, как именно отвечает психолог, теряется ли он, злится, умеет ли слушать. Стоит предупредить заранее, что звонок займет около 15 минут.
Где вы получали основное образование? Есть ли у вас дополнительное образование по какому-то направлению в психологии? У психолога должно быть высшее психологическое образование и дополнительное образование по одному из направлений практической психологии. К ним относятся психоанализ, гештальт, когнитивно-поведенческая терапия и многие другие.
Состоите ли вы в профессиональной ассоциации? Как объясняет Юлия Захарова, если произошло этическое нарушение, решить проблему можно через профессиональную ассоциацию, в которой состоит психолог. Если психолог не состоит в ассоциациях, то и пожаловаться будет некуда.
Сколько лет вы уже консультируете? Быть начинающим психологом — не плохо, небольшой опыт работы не означает, что психолог некомпетентен. Но чем серьезнее и сложнее запрос — тем, как правило, к более опытному специалисту стоит обращаться.
Есть ли у вас опыт работы с такими проблемами, как у меня? В психологии есть специализации — люди, специализирующиеся на работе с травмой, могут понятия не иметь, как работать с супружескими парами. Именно поэтому важно, чтобы у терапевта был опыт работы именно с вашим запросом.
В каких подходах вы работаете? Обладают ли они доказанной эффективностью? После звонка можно поискать в интернете то направление, которое назовет терапевт и посмотреть, насколько оно вам близко. Когнитивно-поведенческая терапия, терапия принятия и ответственности, диалектико-поведенческая терапия — вот примеры подходов, эффективность которых была подтверждена многочисленными исследованиями.
Есть ли у вас супервизор? Супервизор — психолог, который работает с вашим психологом: обсуждает его работу с клиентами, помогает разобраться в сложных моментах и отследить какие-то белые пятна, которых сам психолог мог бы не заметить. Наличие супервизора ничего не гарантирует, но указывает на то, что психолог серьезно относится к своей работе.
Если для вас важны какие-то определенные взгляды — либеральные, феминистские и какие-то другие, то их тоже лучше уточнить в ходе разговора.
Из такой беседы можно узнать о том, насколько специалист умеет слушать, спокойно и аргументированно ли он отвечает на вопросы, а также комфортно ли вам с ним общаться.
Если психолог у вас уже есть, самый важный признак того, что что-то идет не так — ваши ощущения. Если вам некомфортно, попросите его остановиться, спросите, что и для чего он сейчас делает. Если ответ будет убедительным, но вам не понравится — опять же, стоит доверять своим чувствам. Расскажите, что вам некомфортно, обратите внимание, насколько терапевт слышит вас и готов менять стратегию работы. Умение слышать — ключевой навык психолога. Если ощущения контакта нет, вполне вероятно, вам нужен другой терапевт. Вот советы по поиску терапевта, собранные на основе рекомендаций Американской ассоциации психологов.
«Мы могли бы дружить». В психологии есть понятие «множественных отношений», когда психолог и клиент приходятся друг другу кем-то еще: друзьями, любовниками, коллегами, родственниками. Множественные отношения — абсолютное табу в терапии. Если вы и ваш психолог общаетесь еще и как, например, друзья, вы уже не можете полагаться на его отстраненность и непредвзятость. Более того, есть понятие «карантинного периода»: после окончания терапии отношения между психологом и терапевтом недопустимы еще какое-то время. Разные ассоциации определяют этот период от полугода до пяти лет.
«Могу дать совет, как поступить с мужем». Иногда психологи дают советы. Например, в случаях насилия в семье или если жизни клиента угрожает опасность. Также они могут объяснять клиенту, как работают навыки для эмоциональной регуляции или какие слова стоит использовать, чтобы конструктивно высказать свою позицию. Но все же по умолчанию задача психолога — помочь клиенту найти собственные ответы на вопросы. Если психолог часто и охотно рассказывает, как нужно растить детей или что пора увольняться — на это стоит обратить внимание.
«Ты просто живешь неправильно». Если клиент полиамор и чайлдфри, а у терапевта консервативные взгляды, то хороший специалист или сделает все, чтобы они не просочились во время сессии, или заранее откажется от работы с клиентом. Уважение картины мира клиента — одно из базовых правил работы.
«Вы просто сопротивляетесь прогрессу в терапии». Сопротивление — одно из базовых психологических понятий (хотя идут споры о том, нужно ли оно в принципе). Когда совместная работа над какой-то темой дается клиенту слишком тяжело, он может тем или иным образом избегать ее. Психолог может работать с этим, изменяя воздействие или делая его менее интенсивным. При этом фразу «вы просто сопротивляетесь» часто приводят в качестве антипримера на семинарах по психологии: идти напролом туда, куда клиент не хочет или боится, и обвинять его в том, что он плохо старается — не эффективная стратегия.
«И чем там у вас все закончилось на свидании?» Психолог не задает вопросов из любопытства (все, что происходит в коммуникации, должно служить целям терапии). В запросах, связанных с сексуальными темами, опасения о недобросовестных намерениях психолога, могут быть острее всего. «Если психолог проявляет любопытство к подробностям, близкое к вуайеризму, то есть у клиента появляется ощущение, что его принуждают обнажаться, ощущение “подглядывания”, то это должно насторожить», — рассказывает психолог и сексолог Инга Адмиральская. Лучше всего в таких случаях — спросить, зачем именно психолог задал вопрос. И ориентироваться как на ответ, так и на ощущения от ответа.
«У меня тоже есть проблема». Базовое правило психологической этики: все, что происходит на сессии, происходит в интересах клиента. Терапевт может рассказать о своей жизни, только если уверен, что это поможет клиенту разобраться в себе или улучшит терапевтический контакт.
«Сам дурак!» Психолог должен уметь прорабатывать агрессию клиента в свой адрес. Но это не значит, что он обязан непрерывно дружелюбно улыбаться. Если клиент матерится на терапевта, громко предупредить его, что если он не остановится, ему придется уйти, может быть уместно. Терапевт может испытывать злость на что-то, но крайне важно для него — не терять контроля над эмоциями и ситуацией в терапии.
«Я не могу объяснить вам, как эта техника работает, это слишком сложно/ тогда она потеряет эффективность». Психология — не область магии, и обычно терапевт может объяснить, что он делает и для чего. Особенно важно это там, где клиент может чувствовать уязвимость, например, в телесно-ориентированной терапии. Телесный контакт — самый близкий, и даже небольшой дискомфорт в этой области может серьезно задеть клиента. «Если вы не понимаете, зачем вам предлагают какую-то телесную работу, спросите у терапевта, — советует интегративно-соматический терапевт Иван Грибов. — Если не получаете достаточно понятного для вас объяснения, рекомендую сразу сворачивать эту часть работы. Если объяснения вам не нравятся — тоже».
«В целом, неэтичного специалиста можно узнать так же, как любого другого неэтичного человека, — резюмирует психолог и психиатр Павел Бесчастнов. — Вы можете чувствовать неуважительное, слишком фамильярное и развязное отношение». Он добавляет еще два признака, что терапевта стоит поменять. Первый — если психолог занимает слишком много места в вашей жизни и требует слишком много вашего внимания, и вам с этим некомфортно. Второй — если в адрес специалиста появляется чувство вины и ответственности, ощущение, что вы лично что-то ему должны.
Несмотря на наличие или отсутствие «красных флажков», самый важный критерий для оценки этичности ситуации — собственные ощущения. Клиенты психологов часто испытывают проблемы с тем, чтобы доверять собственным ощущениям или говорить о своих границах, поэтому можно заранее подумать, что вы скажете, если на сессии вам будет некомфортно. Попробуйте придумать фразу, которую вы сможете выговорить, даже в состоянии смущения. Например, «пожалуйста, стоп». Дальше у вас будет время обдумать, как поступить. Но иметь заранее рабочий алгоритм для того, чтобы привлечь внимание к своему дискомфорту, может быть очень полезным.
Фото на обложке: Bethany Cirlincione / Unsplash
Как преодолеть страх неопределенности и поменять карьеру и жизнь к лучшему
26 креативных способов управления минутами, часами, днями и годами