Фан
10 декабря, 2024
Личный опыт

Московская кругосветка: как мы пробежали и прошли 416 км вокруг столицы

История одного челленджа

Московская кругосветка: как мы пробежали и прошли 416 км вокруг столицы

Летний участок Кругосветки: в районе аэропорта Домодедово

Reminder не раз писал о том, как важно ставить непростые, но достижимые цели, общаться с друзьями, заниматься физической активностью, проводить время на природе и поощрять любознательность. В 2024 году мы с товарищами собрали фулл-хаус из этих рекомендаций: пробежали кольцо в четыреста с лишним километров вокруг Москвы, преодолевая препятствия, разговаривая на ходу о чем-то важном, изучая незнакомые районы и их достопримечательности.

Ниже — отчет о нашем челлендже. Кто знает, может, вы захотите повторить?

Параметры и участники. Общее расстояние — 416 км. Мы преодолели его за 18 раз, стартовав в подмосковном Фрязине и двигаясь против часовой стрелки. Начали в январе, закончили в декабре. Было шесть лыжных участков, девять пробежек, два пеших похода и один сплав на пакрафтах. Участники: Кирилл Воронин, гендиректор компании Shortcut и сооснователь Ringo MDM (решение для управления техникой Apple); Максим Волошин, в прошлом сооснователь red_mad_robot, сейчас лидер кластера GigaChat в Сбере; Дмитрий Кирьянов, основатель brobrolab, авторизованного сервиса Apple и магазина в Москве, и Максим Кашулинский, издатель Reminder. Посмотреть трек на nakarte.me.

Почему мы решили пробежать вокруг Москвы

Кирилл Воронин: Я люблю челленджи, магию цифр и ставить галочки. Скучно бегать просто так, хочется, чтобы было занятно. Например, пробежать десять парков Москвы, Москву-реку от МКАД до МКАД, на 8 марта пробежать фигуру восьмерки, на Новый год — елочки (вот результат). Или, скажем, — 20 километров 31 декабря и 25 километров 1 января, — получится 2025.

Мы уже пробежали с друзьями Зеленое кольцо Москвы. ЗКМ — замечательный проект, круг в сто миль (160 км), максимально проходящий по паркам и зеленым зонам. Кто-то идет по нему пешком, есть герои, что пробегают за один раз, а мы двигались кусочками от 12 км до полумарафона. Это придало структуру нашим встречам-тренировкам: мы встречались раз в неделю, пробегали свой кусочек, беседовали о новостях, работе и прочем.

Основной костяк — три человека, но к нам присоединялись друзья и знакомые на разных этапах. Мы увидели районы, где никогда не бывали: оказалось, Москва — огромная, иногда не верилось, что мы все еще в черте мегаполиса. Второй раз мы бежали ЗКМ в другое время года и в обратном направлении. Места те же, но выглядели совершенно иначе.

Когда история с ЗКМ завершилась, нужен был новый челлендж. Я вспомнил, что еще в 1970-е были разные варианты пеших и лыжных походов вокруг Москвы, в основном от станции до станции разбегающихся радиальных железных дорог. За основу мы хотели взять маршруты из книги Юрия Михеева «Московская кругосветка. 14 лыжных и пешеходных маршрутов вокруг Москвы», треки туристической группы Рыжавского, проекта rutrail и других. То есть мы стояли на плечах гигантов.

Книги, которыми вдохновлялся Кирилл. Все про туризм в Подмосковье
Книги, которыми вдохновлялся Кирилл. Все про туризм в Подмосковье

Первоначальная идея была амбициозной: составить кольцо из 12 участков и пробегать участок в месяц. Но жизнь внесла коррективы. На пути старых маршрутов проложили новые трассы, которые не перейдешь где попало, разрослись города, появились коттеджные поселки и циклопические складские комплексы. Открываешь Wikimapia, а там: «Прудик зарос и обмелел. Имеются следы пребывания наркоманов». Там, где раньше можно было пройти от станции до станции 20 км, сейчас, если не хочешь тащиться по цивилизации, через стрельбище или вдоль полигона твердых бытовых отходов, надо проделать все 35. Поэтому приходилось садиться за сайт nakarte.me и чертить заново, а иногда — импровизировать на бегу. В итоге некоторые участки мы прошли по популярным маршрутам вроде лыжни Радищево-Снегири, а некоторые были весьма причудливы: например, с пересечением Москвы-реки на пакрафтах.

У Максима Волошина была заманчивая мысль сделать трек, которым можно было бы поделиться с сообществом: пусть и другие бегают. Я даже начал записывать свои наблюдения и замечания к участкам. Но мы быстро поняли: чтобы сделать из трека готовый продукт, нужно проходить один участок несколько раз, проверяя разные варианты и выбирая наиболее логичный путь, самые красивые места. На это времени не было — так что мы быстро решили: главное — замкнуть круг. Но все еще надеемся на силу опенсорса: трек в свободном доступе — можно повторять и улучшать.

Таким получился итоговый трек «Московской кругосветки»
Таким получился итоговый трек «Московской кругосветки»

Максим Волошин: Кругосветка привлекала тем, что это настоящее путешествие, в которое можно отправиться в выходной, без долгих сборов. Каждый раз было ощущение, будто едешь в мини-отпуск или на большой забег вроде Rosa Run или TransUral. А еще мне очень нравится сама идея сегментного маршрута: есть большая цель, и к ней можно прийти по частям, — все как в жизни. Плюс я так тестировал идею настоящей кругосветки, вокруг Земли, которую хотел бы сделать в ближайшие десять лет.

Формат получился теплым и интересным. Мы собирались, пили кофе, добирались до точки старта, обсуждали проблемы, новости, делились радостями, исследовали местность, погружались в природу, в свои мысли, в мысли друг друга. Это давало ощутимый терапевтический эффект. Я как раз в этом году прочитал книгу «Соленая тропа», она про немолодую уже семейную пару, которая лишилась жилья и отправилась в трекинг по известному 630-мильному (1010 км) маршруту South West Coast Path — самому длинному непрерывному маршруту в Англии. Книга тоже про терапевтический эффект, причем — про буквальное, физическое исцеление.

Дмитрий Кирьянов: Меня притягивают природа, люди, технологии и эзотерика. В кругосветке было все это. Бежишь по местам исторических сражений или мимо каменоломни и будто чувствуешь, что здесь происходило. А Кирилл или кто-то из Максимов усиливал впечатления увлекательной историей. Часы с GPS подсказывали, куда повернуть, а умный диктофон писал саммари наших бесед — да, такое тоже было один раз.

Вообще круто бежать в компании опытных трейлеров. Ускоряешься на тропе и вдруг — болото. Ступор. А ребята не останавливаются, им путь прокладывают ноги. Чувствуешь себя все время спокойно как у Христа за пазухой.

Как проходил маршрут

Кирилл Воронин: Мы начали во Фрязине (30 км на северо-восток от МКАД). Не помню уже почему — возможно, хотели использовать готовую лыжню, которая шла от станции. И мы пошли против часовой стрелки, чтобы успеть зимой пересечь водохранилища на лыжах.

Второй участок: взбираемся гору в районе реки Скалбы. Справа: идем по замерзшему Пестовскому водохранилищу
Второй участок: взбираемся горку в районе реки Скалбы. Справа: идем по замерзшему Пестовскому водохранилищу.

Плана использовать лодки не было, но когда снег начал таять, мы решили не идти по лесам по колено в воде, а для разнообразия проплыть один участок. Взяли пакрафты и прогребли по Истре до впадения в Москву-реку.

Речной участок: 25 км по поднявшейся весенней воде
25 км по поднявшейся весенней воде. Местами — бурной.

Дальше мы почти все время бежали. Один участок в 26 километров прошли пешком с пятью детьми, взяв несколько пицц, портативный стол, стулья, горелки, чайник.

Один участок мы прошли пешком с детьми. На обед была пицца
Один участок мы прошли пешком с детьми. На обед была пицца. Мы выглядели как заплутавшие в лесу курьеры.

Наконец, самый последний кусок мы решили пройти пешком с ночевкой в палатках. Погода устроила сюрприз в виде мокрого снега и ливня, но у нас был большой тент и маленький коньяк, так что мы комфортно провели вечер у костра.

Всего было 18 участков, и это придало какую-то структуру календарному году. Планируя месяц, надо было обязательно учесть Кругосветку, да еще и постараться всем синхронизироваться. Если кто-то был в отпуске или занят, мы могли побежать меньшим составом, один кусочек мне даже пришлось проехать на лыжах в одиночку.

Мы бежали по тропкам, обочинам, железным дорогам, блуждали по лесам всех видов, вырубкам и лугам, пересекали автобаны и пробирались под ними через путепроводы для животных. Видели самый известный барочный храм России (Знаменская церковь в Дубровицах) и одну из самых высоких колоколен области (Николо-Берлюковская пустынь), окопы на границе фронта Великой Отечественной, отреставрированные и заброшенные усадьбы, «подмосковные Кижи» (деревянные храмы в урочище Введенское-Борисовка), прошли кусочек Дороги в Лавру (еще один замечательный проект), продирались через буреломы, перелезали через забор СНТ, теряли GPS-сигнал из-за военных.

Деревянные храмы в урочище Введенское-Борисовка. Это не русская древность, а частные постройки 2000-х годов. Под широкими лестницами храма отдыхают коровы
Деревянные храмы в урочище Введенское-Борисовка. Это не русская древность, а частные постройки 2000-х годов. Под широкими навесами храма отдыхают коровы.

И хотя мы пробежали не меньше десятка улиц Ленина, теперь отличаем Фрязино от Фрянова, а Электроугли от Электростали. Мы заканчивали в такси, электричке, «Ростиксе» и «Помпончике» и даже один раз в бане (об этом ниже).

Что запомнилось

Максим Кашулинский: Советские туристы не зря придумали название «кругосветка»: ты вроде всего лишь в часе езды от центра Москвы, но ощущение, что бежишь вокруг планеты, так много непривычного, если приглядеться. Кирилл настоятельно рекомендует видео и книги британца Алистера Хамфриса, продвигающего идею микропутешествий. В последней книге Хамфрис рассказывает, как можно найти приключения себе на голову, прогуливаясь раз за разом на участке в 20 кв. км рядом с домом. Каждый кусок Кругосветки по сути и был таким микропутешествием.

Мы начинали первый лыжный этап в январе 2024 года в 25-градусный мороз. Я, кажется, взял с собой всю спортивную одежду, которая была. Несколько раз зимой мы шли на лыжах по глубокому снегу, проваливаясь по колено, пробирались через лес, шли по мокрому льду водохранилища. Но меня поразило, что во многих местах проложена вполне сносная лыжня — будто люди только и делают, что ходят между подмосковными станциями и СНТ на лыжах.

Один участок мы сплавлялись на пакрафтах. Это было весной, в половодье. Забавно было проплывать кампус СберУниверситета — раньше я не видел его с реки.

Один беговой фрагмент мы закончили в бане, которую заранее зарезервировали. Хозяин был слегка удивлен: мужики не приехали на машине, а прибежали к нему за 20 км. И даже не выпивали. Он сказал, что следом за нами баню сняли три семейные пары на сутки, — видимо, более привычный кейс.

Ну и мы хотели обязательно один раз пойти с ночевкой. Это был последний этап. Конец ноября. Весь день шел мокрый снег. Кирилл, как опытный походник, взял с собой большой тент — под ним мы развели костер и просохли, прежде чем разойтись по палаткам. Наутро сварили кашу, упаковали рюкзаки и двинулись к финишу. Это был, кстати, один из самых красивых участков — вдоль реки Вори, мимо Николо-Берлюковской пустыни и трех усадеб.

Кирилл Воронин: Мне ярко вспоминается последний лыжный отрезок Снегири-Радищево. Может, потому что его я проходил один. Когда ты один даже в самом коротком походе, состояние сознания другое: с одной стороны, ты более собранный, с другой, простите за это выражение, — постоянно «в моменте», более чутко, что ли, воспринимаешь окружающий мир.

Единственный участок, который Кирилл прошел без компании: уже вовсю светило солнце и снега на лыжне почти не осталось
Единственный участок, который Кирилл прошел без компании: уже вовсю светило солнце и снега на лыжне почти не осталось.

А может, день запомнился потому, что был он очень солнечным: заканчивалась зима, везде капало и струилось. Вполне вероятно, я был последним, кто проехал по этой лыжне, потому что воды во многих местах уже было по щиколотку, а кое-где совсем не было снега. И я чуть не искупался в лесном ручье. Померял лыжей глубину, разделся до трусов для перехода, но на втором шаге лыжа ушла в воду целиком, вертикально.

Загадочная поляна с рассыпанными банкнотами
Загадочная поляна с банкнотами.

И еще — просто забавный эпизод: денежная поляна. На подходе к Можайскому шоссе мы выбежали на участок леса, заваленный банкнотами: советскими деньгами, рублями, евро, долларами. Мы не сразу поняли, что это были «банкноты банка приколов». Хотя советские деньги оказались оригинальными. Откуда все это взялось посреди леса — загадка.

Реки. Перемещаясь по городу и области на машине, сложно представить, какое количество рек находится поблизости. Только к бассейну Москвы относятся 362 реки (а еще есть более широкий бассейн Оки). Нам встретились реки Любосеевка, Скалба, Серебрянка, Уча, Учинское водохранилище, Пестовское водохранилище, Клязьма, Дарья, Истра, Москва-река, Большая и Малая Вяземы, Незнайка, Алешинка, Конопелька, Рожайка, Мураниха, Жданка, Велинка, снова Москва-река, Хрипанька, Дергаевка, Донинка, опять Клязьма, Воря и, наконец, снова Любосеевка.

Один раз пришлось пересечь реку (Москву-реку) на легких пакрафтах, которые мы несли в рюкзаках.

Один раз пришлось пересечь реку (р. Москву) на легких пакрафтах, которые мы несли в рюкзаках

Когда было тяжело

Максим Кашулинский: Для меня «тяжело» наступает после 17 км. Если приходилось проходить на лыжах 25 км и больше, то уже сдавали нервы: как-то раз, в конце длинного отрезка, пришлось полтора часа идти пешком вдоль трассы и по поселкам с лыжами в руках. Возникали справедливые вопросы: зачем все это? Почему обязательно нужно замкнуть круг? Если бы не Кирилл, я бы вызвал такси и поехал домой.

Раздражение и даже чувство гнева могут быть очень сильными. Но после финиша проходят. Так ты понимаешь, что негативные эмоции — лишь временное помутнение рассудка. 

После дождей приходилось бежать по лужам. Справа: тот самый участок, когда нужно было долго тащить лыжи, так как лыжня закончилась
После дождей приходилось бежать по лужам. Справа: тот самый участок, когда нужно было долго тащить лыжи, так как лыжня закончилась.

В другой раз нам пришлось остановиться за пару километров до предполагаемого финиша, так как у меня на обеих пятках вздулись мозоли. В тот день была адская жара, а мы прошли и пробежали в общей сложности 35 км.

Максим Волошин: Тяжело было на тех участках, на которых в конце не получалось найти кафе. Как будто не хватало цели, ради которой заканчиваешь сегмент. Конечно, после 20 километров уже просто хочется переместить уставшее тело в такси, но совершенно другое дело, когда есть горячая еда и чай. А так, самыми тяжелыми (но и очень интересными тоже) были участки, на которых вообще не было дорог и надо было пробираться через леса-поля, настоящий трейл.

Кирилл Воронин: Единственным дискомфортным для меня участком был второй этап в конце января. Я предполагал, что мы увидим хорошо набитую лыжню, и мы взяли не туристические, а беговые лыжи. В итоге бродили глубже чем по колено в сугробах на крутых берегах реки Скалбы с абсолютно мокрыми ногами.

Дмитрий Кирьянов: Мне тяжело не было. Хотя в наш единственный сплав на пакрафтах сложно было выйти на берег — ноги замерзли и не слушались. А мне надо было остановиться. Я был в сапогах, но почувствовал, что под ногой нет опоры. И через две невероятно долгие секунды понял, что ушел по пояс в воду. Уже была весна, солнце, но остаток маршрута некомфортно было грести мокрым — сменную одежду не захватил.

Единственная ночевка на маршруте. Расставляем палатки под снегом с дождем. Отмечаем скорое завершение Кругосветки: на следующий день нам оставалось пройти всего 20 км
Единственная ночевка на маршруте. Расставляем палатки под снегом с дождем. Отмечаем скорое завершение Кругосветки: на следующий день оставалось пройти всего 20 км.

Что можно было бы улучшить

Кирилл Воронин: Мне не хватало историка и биолога. Вот бежал бы с нами историк и рассказывал: «Смотрите, это курганы вятичей, а эти пруды остались от парка в английском стиле известного масона Лопухина, когда-то здесь стояли статуи Руссо и Платона. А вот здесь при Василии III и Иване Грозном останавливались послы на пути в Москву. Слева от нас место крушения самолета Париж-Москва в 1972 году. А здесь проходила армия Мюрата». (Все это действительно было на маршруте).

Ну а биолог мог бы добавить: «Озеро Нерское имеет ледниковое происхождение, обратите внимание на хвощи, это древнее растение. Недотрога железистая родом из Гималаев, это адвентивный, иначе говоря, занесенный человеком вид...»

А так мы разве что могли определить на бегу следы и помет лосей и кабанов, увидеть сойку или поползня, снять клеща да догадаться, что эта липовая аллея появилась здесь еще до революции. В основном мы узнавали о местах, которые пробежали, уже дома за компьютером.

Стоит ли пробегать Кругосветку

Кирилл Воронин: Если вы решите повторить, но не надо следовать за нами, — прокладывайте свой путь. Можно просто ткнуть пальцем в карту, поехать в это место, зайти в лес, сварить на горелке кофе и съесть привезенный с заправки круассан. Это уже будет приключение, которое встряхнет вас и зарядит энергией. Если получится не так пасторально, как я описал, тоже ничего страшного. Ну, окажется, что до выбранного вами места нужно брести по разбитой квадроциклами дороге, ну, промокнете — этот опыт вас тоже обогатит.

Можно открыть список подмосковных усадеб и колесить по ним с семьей. Можно придумать какой-то доклад для школы и поехать искать в ручье окаменелости. Катаетесь на лыжах — попробуйте кататься зимой каждый раз в новом месте — то под Фрязином, то под Абрамцевом, то под Одинцовом. Не катаетесь на лыжах — зайдите в лыжный прокат и попробуйте. В целом приключения могут быть самыми простыми, главное, чтобы они были.

Последний этап был одним из самых красивых. Мы проходили Николо-Берлюковскую пустынь (на фото — ее знаменитая колокольня на другом берегу реки Вори) и заброшенную усадьбу Медное-Власово.
Последний этап был одним из самых красивых. Мы проходили Николо-Берлюковскую пустынь (на фото — ее знаменитая колокольня на другом берегу реки Вори) и заброшенную усадьбу Медное-Власово.

Дмитрий Кирьянов: Иногда, чтобы почувствовать радость от банальных вещей вроде горячей ванны или сухой одежды, нужно от них на время отказаться. По сравнению с предками нам повезло: не надо ночевать в лесу или голодать. Но сытая жизнь приводит к нытью: человек просыпается в чистой постели с любимой женой, пьет свежесваренный кофе, но не ценит всего этого. Будет это Кругосветвка или любое другое сознательное преодоление — они нам нужны на физиологическом уровне. Не закисайте!

Если препятствий не было, то их можно было устроить. Мы пробегали по напоминающей стиральную доску трассе Испытательного полигона 21 НИИИ, пробирались под железной дорогой через путепроводы для животных, балансировали на трубах
Если препятствий нет, то их можно устроить. Мы пробегали по напоминающей стиральную доску трассе Испытательного полигона 21 НИИИ, пробирались под железной дорогой через путепроводы для животных, балансировали на трубах.

Максим Волошин: Можете взять один из наших сегментов и пробежать, пройти или проехать на велосипеде. Не просто же так мы исследовали этот маршрут, нанесли его на карты. А если получится его улучшить, найти что-то интересное — прекрасно. Значит опенсорс заработал.

Мы закончили там же, где стартовали в январе: на станции Фрязино Товарная
Мы закончили там же, где стартовали в январе: на станции Фрязино Товарная.
Вы уже оценили материал

Продолжайте читать

ЗОЖ
10 января, 2025

5 мифов о зрении: что на самом деле вредит нашим глазам

Разбираем самые распространенные заблуждения с врачом-офтальмологом

Разбираем самые распространенные заблуждения с врачом-офтальмологом

5 мифов о зрении: что на самом деле вредит нашим глазам
Сознание
9 января, 2025

Как избавиться от зимней тоски?

Методы скандинавов и японских макак

Методы скандинавов и японских макак

Как избавиться от зимней тоски?

Личный опыт PR-консультанта Розалии Каневской

Я научилась планировать жизнь на пять лет вперед. И вам тоже стоит