Оболочка: какие технологии действительно делают кожу моложе

Шесть научно подтвержденных способов

Оболочка: какие технологии действительно делают кожу моложе
Эта статья подготовлена Reminder для совместного проекта с лондонским журналом Zima. Она была опубликована в весеннем номере журнала.

О чужом возрасте мы судим по внешнему виду. О своем – по самочувствию. В этом первый парадокс нашей оболочки. Можно быть в очень хорошей физической форме для своих лет, но выглядеть гораздо старше. Потому что для поддержания молодости кожи недостаточно вести здоровый образ жизни. А что именно делать, понять не так просто. Это второй парадокс.

Кожа — самый большой и самый разнообразный по функциям орган нашего тела. Но его старением заведует косметология, доказательные стандарты которой сильно отличаются от медицинских. По нормам американского законодательства, на которое ориентируются во многих странах, производители косметической продукции могут не раскрывать процентное содержание ингредиентов и не подтверждать заявления об эффективности своих препаратов.

Пример — липосомы. Производители включают эти полые наномолекулы в состав многих дорогих косметических средств, чтобы решить проблему непроницаемости кожи для молекул жира и воды — основных носителей «патентованных формул» в кремах и сыворотках. Липосомы якобы могут протиснуться между клетками кожи и доставить витамины и антиоксиданты на нужную глубину. Но еще три года назад было установлено, что при попадании на кожу их пузырьки лопаются от удара и выпускают все содержимое на поверхность.

Как отделить факты от рекламы? Мы поговорили с дерматовенерологом и косметологом российской клиники «Чайка» Анастасией Колодий, покопались в медицинских базах и отобрали семь научно подтвержденных технологий — шесть существующих и одну перспективную.

Что сделать самостоятельно

Защититься от солнца правильно

По данным ВОЗ, до 90% внешних признаков старения (морщины, пигментные пятна, сосудистая сетка, дряблость) могут быть вызваны ультрафиолетовым облучением.

Ультрафиолетовое излучение типа Б (УФ-Б) вызывает солнечные ожоги на поверхности. Но есть еще УФ-А. Оно не обжигает кожу, а проникает в глубокие слои, где производит два разрушительных эффекта. Во-первых, выбивает электроны из молекул коллагена (внутреннего каркаса кожи) и превращает их в свободные радикалы, готовые в поисках утраченной частицы соединиться с чем угодно, например, друг с другом; внутри образуются плотные скопления деформированных волокон, снаружи появляются неровности и морщины. Во-вторых, УФ-А ускоряет распад гиалуроновой кислоты в межклеточном пространстве, которая жизненно необходима клеткам для удержания влаги и обмена веществ.

Вы купили крем с высоким солнцезащитным фактором: SFP 50+. Сколько вы можете загорать без крема и не получить солнечный ожог? Допустим, 10 минут. Умножьте их на коэффициент и получите количество минут, которые крем позволит вам провести на солнце, не рискуя обгореть. Но защиты от УФ-Б недостаточно.

Чтобы защититься от излучения УФ-А, нужен крем с маркировкой UVA. В Великобритании уровень защиты обычно обозначается звездочками: каждая соответствует 20% от показателя SFP. Если звезд UVA пять, то защита от УФ-А такая же, как от УФ-Б. Максимальная защита — 50 SFP + 5 звезд UVA. На европейских кремах ищите значок UVA в круге — он показывает, что степень защиты от УФ-А не меньше 30% от указанного на упаковке показателя SPF. На американских — маркировку broad spectrum: крем защищает от УФА-А так же, как и от УФ-Б. В Азии распространено обозначение PA+++(чем больше плюсов, тем сильнее защита).  

Интенсивность УФ-А не уменьшается и в пасмурную погоду. Эти лучи проникают даже через затемненные стекла машин. Поэтому солнцезащитным кремом нужно пользоваться и зимой.

У солнцезащитных кремов есть еще один «скелет в шкафу». Два их популярных ингредиента – OMC (Eusolex 2292 или Uvinul MC80) и 4-MBC (Eusolex 6300 или Parsol 5000) – оказались потенциальными разрушителями эндокринных желез.

Безопасный крем с химическими фильтрами должен содержать оксибензон (Eusolex 4360, Escalol 567, KAHSCREEN BZ-3, Benzophenone-3). Минус в том, что он разлагается под действием солнечных лучей, поэтому его нужно наносить каждые 2-3 часа. Почти идеальный вариант — минеральные фильтры: диоксид титана (Е171) и оксид цинка (ZnO). Почти — потому что они создают на коже белый налет.

Помазать кремом

Кремы и сыворотки с коллагеном — что из них проникает в кожу? Ответ: ничего. Но это не значит, что они не работают.

Все необходимое, включая новые клетки, эпидермис получает снизу — из дермы. Там же находится коллаген — волокна соединительной ткани, которые должны его поддерживать. С возрастом их качество и количество снижаются. Оболочка проседает и теряет упругость. Пора добавить коллагена?

Первый вариант: съесть или выпить БАДы. Но коллаген — это белок. Он синтезируется из аминокислот и при попадании в желудок расщепляется на исходные элементы. Считать, что съеденный коллаген укрепит кожу – примерно то же самое, что думать, будто ложка телячьих мозгов добавит вам нейронов.

Второй вариант: нанести коллаген на кожу. Проблема в том, что в эпидермисе нет ни кровеносных, ни лимфатических сосудов. Он покрыт роговым слоем из омертвевших клеток — корнеоцитов. У них три главные задачи: удерживать влагу внутри, не пропускать ничего извне и делать нас привлекательными. Мы выглядим красиво благодаря тому, что снаружи мертвы, как пишет Билл Брайсон в книге The Body: A Guide for Occupants.

Кое-что помимо мертвых клеток там все же есть — это жир, который заполняет пространство между чешуйками. Чтобы пройти через 25 слоев корнеоцитов, веществу нужно не только иметь молекулярную массу не больше 500 дальтонов (это атомная единица массы), но и быть жирорастворимым. Хороший пример – ретинол, который может проникнуть в верхний слой эпидермиса (хоть и в небольшом объеме: 0,3% от нанесенной на кожу дозы в составе крема или сыворотки). А вот коллаген не растворим в жире, и молекула у него в 6000 раз больше самого крупного зазора между корнеоцитами. Надеяться, что он впитается в кожу, — все равно что пытаться утолить голод, засунув руку в тарелку с супом.

Но мы же чувствуем, как крем или сыворотка впитывается! Это ощущение возникает из-за того, что они испаряются с поверхности кожи. В чем же их реальная польза? В том, что они покрывают роговой слой гладкой пленкой. С возрастом наш роговой панцирь истончается и все хуже справляется со своими задачами. Дополнительная защита помогает коже сохранять влагу и восстанавливаться. Хотя и ненадолго: крем держится несколько часов, смываясь с потом и отслаиваясь вместе с клетками эпидермиса со скоростью около 20 000 чешуек в минуту. Для поддержания защиты его нужно обновлять утром, днем и вечером.

Что сделать у специалиста

Пройти биоревитализацию

Чтобы реально стимулировать выработку коллагена, надо лечь под шприц. Врач тонкой иглой прокалывает вам эпидермис и вводит небольшие дозы гиалуроновой кислоты (ГК) в дерму. Процедура продолжается 20–40 минут.

Попадая в дерму, молекулы кислоты выполняют несколько задач: притягивают, как молекулярная губка, недостающую воду в проблемную зону; помогают удалить свободные радикалы; тормозят разрушение каркасных белковых волокон; стимулируют основные клетки дермы – фибробласты — вырабатывать собственную ГК, а также эластин и коллаген.

Разглаживание мелких морщин сразу после процедуры — временный побочный эффект, вызванный отеком. Настоящий эффект от усиления выработки коллагена начинает ощущаться только через пару недель и сохраняется около полугода.

Укол коллагена может: повысить эластичность и тонус кожи, улучшить цвет, осветлить пигментные пятна, увлажнить эпидермис.

Укол коллагена не может: разгладить морщины, подтянуть обвисшую кожу, избавить от припухлостей под глазами.

Вколоть ботокс и расслабиться

Ботокс — номер один в рейтинге нехирургических методов борьбы со старением кожи и лидер по объему доказательной базы. Его эффективность подтверждена более чем 4500 исследованиями. И это не удивительно: еще до 2002 года, когда FDA одобрила его применение в косметологии, он уже набрал 13-летний стаж в медицине, где использовался для лечения неврологических заболеваний.

Ботулотоксин — яд, вырабатываемый бактериями Clostridium botulinum. Его часто путают с филлерами — гелями на основе гиалуроновой кислоты или силикона, которые вводят под кожу для создания объема. Но ботоксом не накачивают губы. Его эффект, в отличие от филлеров, не просто декоративный. Он решает одну-единственную проблему, но ее может решить только он: устраняет причину возникновения мимических морщин.

Эти складки образуются из-за повторяющегося спазма подкожных мышц. Ботокс парализует гиперактивную мышцу, нарушая передачу импульсов в ее нервных окончаниях. Для этого нейротоксин вводят под кожу иглой в дозировке, которая не позволяет ему попасть в кровь или клетки. Эффект проявляется не позднее, чем на пятый день после процедуры, и сохраняется до шести месяцев. За это время отрастают новые нервные волокна, активность мышцы восстанавливается, и складка возникает вновь. Если только не повторить процедуру.

Укол ботокса может: «разгладить» динамические складки на лбу и переносице, вокруг губ и в уголках глаз, приподнять линию бровей.

Укол ботокса не может: придать коже упругость, убрать статические морщины, подтянуть провисания, вызванные возрастными изменениями.

Откорректировать микробиом

Состав кожного микробиома (сообщества бактерий и грибков, живущих на поверхности эпидермиса) влияет не только на состояние кожи. Установлено, что кожа в силу своей большой площади является основным источником воспалительных процессов, которые считаются главным фактором старения организма. А с возрастом на коже как раз увеличивается число бактерий, связанных с хроническим воспалением.

Можно ли скорректировать кожный микробиом? Да, вот некоторые данные:

— молоко, ферментированное молочнокислыми бактериями (S. thermophilus и L. bulgaricus), при поверхностном нанесении улучшает структуру коллагена в коже;

— экстракт соевого молока, ферментированного Bifidobacterium, усиливает синтез ГК;

— экспериментальный крем с лизированным термофильным стрептококком (S. thermophilus) способствует увеличению количества церамидов — жиров защитного слоя эпидермиса.

Пробиотики действуют не напрямую. Они лишь восстанавливают баланс кожной микрофлоры, а она уже помогает нарастить жировую пленку в роговом слое и защититься от воспалений. Это и дает коже возможность спокойно заняться регенерацией.

Но это не значит, что косметика с пробиотиками работает так же. Спирты и консерванты в ее составе — не самая подходящая среда для бактериальных культур. И еще: наряду с возрастным сходством микробиом имеет много индивидуальных различий. Чтобы их учесть, нужно подбирать пробиотики на основе анализов и под контролем специалиста.

Но кое-что можно сделать и своими руками: использовать тоник после мытья, чтобы восстановить естественную кислотную среду. Мыло сдвигает pH кожи в щелочную сторону. А полезные бактерии любят кислоту.

Чего пока не сделать

Перепрограммировать внеклеточный матрикс

Косметологи советуют начинать уход за кожей еще до появления первых признаков ухудшения ее качества. Имеющиеся методы могут лишь временно компенсировать ущерб от биологического старения. Чтобы найти кнопку его отключения, нужно погрузиться во внеклеточный матрикс — волокна и другие структуры, внутри которых находятся все клетки нашего организма. Главные белковые компоненты матрикса – уже знакомые нам коллаген и эластин. Между ними также можно найти гиалуроновую кислоту, смягчающую давление на матрикс и поддерживающую его пластичность.

Почему коллаген теряет эластичность? Из-за того, что к его длинным молекулам постепенно присоединяются другие химические соединения, образуя «сшивки». Они ограничивают подвижность коллагеновых волокон, что приводит не только к появлению морщин, но и к увеличению жесткости сосудов, а также к истощению запаса стволовых клеток. Главный источник молекул для «сшивок» – продукты гликирования белков, то есть их реакции с глюкозой из крови. Почему они накапливаются? Потому что в организме нет ферментов, способных их расщепить.

Но, оказывается, если сильно растянуть сшитые коллагеновые волокна, они могут расщепиться. И кожа снова станет молодой. Осталось выяснить, как создать необходимое натяжение и обеспечить концентрацию расщепляющих ферментов. Это дело времени.

Что можно сделать: ослабить гликацию коллагена с помощью природных антиоксидантов (зеленый чай, помидоры, куркума), следить за уровнем сахара в крови — и научными новостями. Получит ли продолжение история с рапамицином, который недавно сумел повернуть вспять процесс старения кожи? Препарат, который обычно используется в качестве иммунодепрессанта при пересадке органов, несколько месяцев назад омолодил кожу на руках у 13 человек старше 40 лет. Количество коллагена увеличилось, а концентрация белка p16, который считается ключевым маркером старения кожи, снизилась. Охват исследования слишком маленький, чтобы делать далеко идущие выводы. Но наука приближается к тому, чтобы продлить срок службы нашей оболочки. Надо только до этого дожить.

Фото на обложке: Gustavo Fring / Pexels 
Вы уже оценили материал