Отношения
26 декабря, 2024

Патологические лжецы: что заставляет их врать

Что стоит за хроническим обманом, можно ли его вылечить и как общаться с такими людьми

Патологические лжецы: что заставляет их врать

Photo by Joel Lee

«Иногда мне казалось, что это игра: сколько раз я поймаю его на лжи за время разговора», — рассказывает 39-летняя Анастасия, которая несколько лет была в отношениях с патологическим лжецом. По ее словам, сначала партнер путался в фактах из своей биографии: «то его мама умерла от рака, то от инфаркта; то у него лучший друг Миша, то Ярик», потом уверял ее, что не говорил того, что она сама отчетливо помнила. «Ощущение было, что я детектив, который сходит с ума. Иногда мне казалось, что он хочет меня запутать, чтобы я уже не знала, чему верить», — вспоминает Анастасия. В какой-то момент она начала записывать разговоры на диктофон, переслушивала записи и важные договоренности заносила в таблицу в Excel. Но это тоже не помогло: пара рассталась.

Почему одни люди лгут только в исключительных случаях, а другие делают это постоянно, даже без видимой причины — как герой этой истории? Можно ли вывести патологического лжеца на чистую воду и «перевоспитать»? Что делать, если такой человек — ваш коллега или партнер по бизнесу? Разобраться помогут клинические психологи Юлия Бартеньева и Маргарита Даревская. 

Какую ложь считать патологической 

По словам клинического психолога и схема-терапевта Юлии Бартеньевой, главный критерий, по которому можно определить патологического лжеца, — частота обмана. «Считается, что среднестатистический человек обманывает от одного до двух раз в день. Исследований немного, но те, что есть, говорят нам о 5% людей среди популяции, которые могут обманывать от пяти раз и больше в течение дня. Именно они и считаются патологическими лжецами», — говорит психолог. 

Кроме того, патологическая ложь не всегда связана с выгодой или имеет какой-то расчетливый план, например избежать наказания или получить желаемое. Часто это ложь ради лжи.

Еще один «красный флаг» — это устойчивость и длительность обмана. «Патологическая ложь — это не ситуативное поведение, когда человек вдруг оказывается в обстоятельствах, в которых ему приходится врать. Он врет постоянно, повсеместно, иногда на протяжении всей жизни», — говорит Бартеньева. 

Часто патологическая ложь носит компульсивный характер: лжец поддается неконтролируемому, неосознаваемому импульсу и не планирует свое поведение, добавляет психолог. 

Почему вранье входит в привычку 

Патологическую ложь нельзя назвать болезнью, говорит Юлия Бартеньева: ее нет ни в международной классификация болезней ICD-11, ни в американском руководстве по психическим расстройствам DSM-5. «Скорее, хроническое вранье — это поведенческий паттерн, который свойственен определенным типам личности», — считает Бартеньева.

При этом патологическая ложь часто встречается как поведенческий симптом при психических расстройствах личности кластера В, при которых люди ведут себя драматично, эмоционально и нестабильно, добавляет психолог. К таким расстройствам относятся:  

  • антисоциальное расстройство личности. Среди симптомов — лживость, манипулирование людьми, безответственность, пренебрежение;
  • пограничное расстройство личности (ПРЛ). Здесь ключевую роль играет сильный страх быть оставленным, трудности с контролем эмоций. Это может заставлять людей с ПРЛ придумывать альтернативную версию себя, чтобы не быть отвергнутыми; 
  • истерическое расстройство личности (ИРЛ). Таким людям очень важно произвести впечатление. Часто ложь может быть способом поднять самооценку и заставить окружающих обратить на себя внимание;
  • нарциссическое расстройство личности. Здесь есть потребность в восхищении, отсутствие эмпатии, ощущение, что общечеловеческие принципы не действуют, что человеку можно все. Поэтому ложь может стать инструментом достижения целей.

На вопрос, почему паттерн хронической лжи возникает у одних и не возникает у других, однозначного ответа нет. По словам Бартеньевой, для понимания причин патологической лжи может быть полезна биопсихосоциальная модель, разработанная в 1977 году. Она выделяет, с одной стороны, генетический предиктор — особенность психики, которая делает человека более предрасположенным к формированию опеределенных паттернов поведения. И с другой — среду, которая не удовлетворяла потребности ребенка в детстве. «Речь про надежную привязанность, безопасность, любовь, поддержку, валидацию чувств, про соблюдение адекватных границ. Если ребенок обладает тревожным и импульсивным характером, а родители были строгими и требовательными, ложь могла стать способом защиты — чтобы избежать наказания, — говорит Юлия. — У психики все не просто так — если что-то возникло, значит оно с чем-то помогало». 

Постоянно врать — выгодно? 

Со стороны может казаться, что патологические лжецы получают удовольствие и много выгоды из своего поведения. На самом деле такие люди чаще всего сами страдают от тяги к обману и ничего не могут с этим поделать, говорит Юлия Бартеньева: «Это дезадаптивное поведение, которое в долгосрочной перспективе, скорее, вредит. Человек может испытывать ощущение внутренней пустоты, огромной неуверенности, страха и целый комплекс осознаваемых и неосознаваемых переживаний». 

Часто из-за этого рушатся отношения: доверие окружающих к обманщику подрывается, близость и контакт утрачиваются. Из-за этого многие патологические лжецы — одинокие люди с низкой самооценкой. «Такой человек может приукрашивать события, чтобы получить восхищение, но ложь будет иметь кратковременный эффект, самооценка все равно не поднимется. Закрепляется установка "если я буду говорить правду, меня никто не полюбит", — объясняет Бартеньева. — Патологический лжец не получает позитивный отклик на себя настоящего и живет под маской. Это может быть очень больно». 

Если патологический лжец — ваш коллега

Хроническая ложь разрушает не только личные, но и рабочие отношения, говорит клинический психолог и экзистенциальный психотерапевт Маргарита Даревская. По ее словам, такой человек испытывает трудности в тестировании реальности — ему сложно воспринимать факты без искажения, проверять свои мысли, чувства и реакции на соответствие ситуации. Кроме того, лжецу непросто выполнять обещания в силу того, что он не чувствует истинной приверженности своим намерениям. «Он может согласиться сделать что-то только ради удовлетворения своего импульсивного желания не конфликтовать или заполучить благосклонность собеседника», — объясняет Даревская.  

Карьерный путь людей с патологической лживостью может складываться очень по-разному, говорит Маргарита. Одни могут не учиться, находиться на иждивении, другие — занимать лидирующие позиции в разных областях от блогинга до политики. «Иногда это может быть краткосрочный успех, который повлечет за собой долгосрочные проблемы, — говорит психолог. — Если человек занимает руководящую позицию, его способность управлять впечатлением может на время сделать из него вдохновляющего лидера, способного заражать людей временным энтузиазмом, убеждать и побуждать к нужным действиям. Но если его обманные схемы раскроются, это приведет к проблемам с репутацией, скандалам, управленческим ошибкам». 

Это лечится?

Сегодня даже очень тяжелые и устойчивые личностные черты и психические расстройства считаются излечимыми с помощью психотерапии, говорит Юлия Бартеньева, — и патологическая ложь не исключение. 

Если ее считать симптомом расстройства личности, то эффективнее всего сработает схема-терапия, которая была создана для работы с психиатрическими диагнозами. Если воспринимать патологическую ложь как отдельный поведенческий паттерн, подойдут все направления когнитивно-поведенческой терапии: классическая когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), диалектическая поведенческая терапия (ДБТ), терапия, основанная на осознанности, терапия принятия ответственности (АСТ), перечисляет психолог.

Но как вести себя, если человек не соглашается на поход к психотерапевту или просто еще не дошел до него? Есть несколько правил, говорит Юлия Бартеньева.

  • Не принимайте ложь на свой счет. То, что патологический лжец вас обманывает, ничего не говорит о его личном отношении к вам. Хроническое вранье — это глубоко укоренившаяся особенность, связанная с историей жизни человека. 
  • Не ждите моментальных изменений. Устойчивый поведенческий паттерн не изменится по щелчку пальцев после одного разговора. Поможет только психотерапия в сочетании с искренним желанием пациента измениться.
  • Не реагируйте на очередную ложь агрессивно — это не поможет и, скорее всего, только нарушит контакт. Если вы оттолкнете человека, то точно не сможете ему помочь. 
  • Не подыгрывайте обману и вообще старайтесь не участвовать в разговорах, если чувствуете, что вас обманывают. В противном случае вы закрепляете поведенческий паттерн, который вредит и вам, и самому человеку. 
  • Сформируйте коалицию против лжи. Не обвиняйте человека, а постарайтесь встать с ним на одну сторону. Чаще всего такое поведение не его вина, а его беда. Например, можно сказать: «Мы с тобой заодно, но твои постоянные обманы приносят нам проблемы. Давай мы с тобой объединимся и подумаем, чем я могу тебе помочь, куда ты можешь обратиться, что мы можем сделать, чтобы вместе с этим справиться». 
  • Помните о своих личных границах. Даже если вы следовали всем перечисленным пунктам и отвели лжеца к психотерапевту — это не гарантия успеха. Иногда ничего не помогает. Помните: если от постоянной лжи вам больно и трудно, вы имеете право закончить отношения. Даже если это близкий человек, важно позаботиться в первую очередь о себе. 
Вы уже оценили материал
Продолжайте читать
ЗОЖ
21 января, 2025

5 мифов о БАДах

Разбираем самые популярные заблуждения вместе с врачами и биохакерами

Разбираем самые популярные заблуждения вместе с врачами и биохакерами

5 мифов о БАДах

Пошаговая инструкция

Как установить приложение ChatGPT из России
ЗОЖ
10 января, 2025

5 мифов о зрении: что на самом деле вредит нашим глазам

Разбираем самые распространенные заблуждения с врачом-офтальмологом

Разбираем самые распространенные заблуждения с врачом-офтальмологом

5 мифов о зрении: что на самом деле вредит нашим глазам