
Выполнено с помощью ИИ
У всех нас разный уровень мотивации: одни легко берутся за работу и проявляют инициативу, других вводят в уныние даже простые задачи. Обычно эту разницу объясняют личными качествами, воспитанием или жизненными обстоятельствами, но свежие исследования показывают, что желание двигаться вперед и достигать целей зависит, в первую очередь, от механизмов работы мозга, а именно базальных ядер.
Профессор неврологии и когнитивной нейронауки Оксфордского университета Масуд Хусейн, автор книги «Our Brains, Our Selves», в статье для The Guardian объясняет, как апатия и потеря мотивации связаны с работой нейронной системы и почему иногда ленивые люди не виноваты в том, что не хотят ничего делать.
Хусейн рассказывает историю своего пациента — молодого человека по имени Дэвид. Когда-то Дэвид был успешным, деятельным и общительным, но в один момент, без внешних на то причин, потерял интерес к работе и к жизни в целом. За безынициативность его уволили, но увольнение он воспринял равнодушно и даже не стал обращаться за денежной компенсацией. Когда его друзья узнали, что у Дэвида нет денег, чтобы оплатить аренду жилья, то предложили жить у них. Там он продолжил целыми днями лежать, ожидая, пока друзья вернутся с работы и приготовят ужин.
Сам Дэвид говорил, что «просто не может заставить себя подняться с дивана». Очень похоже на симптомы депрессии, но после консультации с психиатром ее Дэвиду не диагностировали, а назначенные все-таки антидепрессанты не помогли.
Вернуть мотивацию Дэвиду удалось с помощью препарата, усиливающего работу дофаминовой системы. В результате терапии интерес к жизни вернулся, он нашел новую работу, снова стал самостоятельным и даже встретил девушку, что казалось невозможным в апатичной фазе.
Читать по теме: Дофамин — главный наркотик современности? Почему не стоит верить дофаминовой теории Анны Лембке
Опираясь на наблюдения за Дэвидом, Хусейн собрал команду коллег и решил провести ряд экспериментов, которые показали бы, как устроена система мотивации у клинически здоровых, но апатичных людей. Они собрали небольшую группу из 37 испытуемых — студентов Оксфорда с разным уровнем инициативы, от очень энергичных до пассивных. Оказалось, что у самых апатичных из них зоны головного мозга, отвечающие за мотивацию, работают напряженнее именно в момент, когда нужно решить, стоит ли действие затраченных усилий. То есть само решение «делать или не делать» дается им тяжелее.
Суть эксперимента заключалась в том, что участникам предложили сжимать ручной эспандер с разной силой, получая за это небольшую денежную награду — на экране она отображалась в виде яблок. Когда усилий требовалось много, а награда была маленькой, все испытуемые отказывались действовать, когда наоборот, мало усилий и много награды — соглашались. Но в случаях, где выгода была неочевидной, различия между двумя группами становились заметны. Энергичные участники принимали решение быстро, в то время как апатичные долго колебались. Сканирование мозга показало, что их базальным ядрам действительно приходится работать интенсивнее.
В результате такие люди часто избегают действий, требующих даже небольших усилий. Если задача не кажется им явно выгодной, они предпочитают вообще ничего не делать.
При этом нельзя сказать, что их способности ниже, чем у энергичных людей — они вполне могут работать и выполнять задачи, когда варианта не работать нет. Проблема в другом: как только появляется шанс избежать напряжения при неочевидно большой награде, их мозг за него цепляется.
Учитывая это знание, реально ли стать менее ленивым? По крайней мере, можно попробовать, пишет Хусейн.
Но вместо того, чтобы ругать себя за лень (это все равно неэффективно), лучше снизить когнитивную нагрузку, связанную с постоянным вопросом «стоит ли это дело усилий?». А именно:
Как меняются правила фитнеса с возрастом
Гид по пищевым добавкам: как торговая сеть определяет, что может содержаться в продуктах на полках
Эта, на первый взгляд, детская игра отлично тренирует тело и мозг