Время от времени всем нам стоит представлять себя и все человечество в масштабах Вселенной. Это снижает важность сегодняшних проблем, позволяет трезво оценивать свои способности и еще — вызывает чувство трепета. А оно прекрасно влияет на душевное здоровье. Лучший способ настроиться на такое вселенское мышление — перечитать цитаты выдающегося американского астронома, астрофизика, автора научно-фантастических книг и культового документального сериала «Космос».
1. Размеры и возраст Вселенной непостижимы для человеческого разума. Где-то посреди этой безграничности и вечности затерялся наш маленький дом — планета Земля. И впервые в истории человечества мы способны решать судьбу нашей планеты и определять свое будущее.
Два следующих высказывания вдохновлены фотографией, сделанной космическим зондом "Вояджер-1", когда он находился на расстоянии 6 миллиардов километров от Земли.
2. Приглядитесь к этой точке. Вот он — наш дом. Это мы. Здесь все, кого вы любите, кого вы знаете, о ком вы когда-либо слышали; каждый когда-либо существовавший человек прожил свою жизнь здесь... на крошечной пылинке, парящей в лучe солнца.
3. Наша Земля — это крошечная сцена в гигантском космическом театре. Только представьте, сколько рек крови пролили военачальники и властители ради того, чтобы на краткий миг славы и триумфа завладеть кусочком этого пространства. Подумайте о бесконечных страданиях, которые причиняют друг другу обитатели разных уголков, как плохо они понимают друг друга, как жаждут друг друга уничтожить, как сильна их ненависть к существам, которые почти неотличимы от них.
4. Азот у нас в ДНК, кальций у нас в зубах, железо у нас в крови, углерод в нашем яблочном пироге — все это родилось в недрах гибнущих звезд. Мы буквально сделаны из звездного вещества.
Откуда на Земле появились химические элементы. Зеленые (водород, гелий и литий) возникли в момент зарождения Вселенной при Большом взрыве. Светло-оранжевые — из умирающих звезд с малой массой. Темно-оранжевые появились в результате взрыва гигантских звезд. Фиолетовые возникли под воздействием космических лучей. Темно-фиолетовые появились от столкновения нейтронных звезд. Голубые — при взрыве звезд-белых карликов. У большинства элементов (например, железа, Fe), больше одного источника. Справа — из каких элементов состоит человеческое тело.
5. Если в мире нет ничего, кроме атомов, означает ли это, что мы ничтожны, или показывает величие материи?
6. Мы — частицы космической материи, доросшие до самосознания, начавшие задаваться вопросом о своем происхождении — звездная пыль, размышляющая о породивших ее звездах; организованное скопление десяти миллиардов-миллиардов-миллиардов атомов, пытающихся осмыслить эволюцию атомов, мысленно пройти долгий путь, который привел к возникновению сознания, по крайней мере, в этой точке Вселенной.
7. Когда информация, необходимая для выживания перестала умещаться в наших генах, мы медленно, но верно изобрели мозг. А потом, примерно десять тысяч лет назад, когда нам понадобилось больше знаний, чем может вместить наш мозг, мы научились собирать и хранить огромные объемы информации вне нашего тела. Мы — единственный известный биологический вид на планете, который обзавелся коллективной памятью, хранящейся не в генах и не в мозге, а в библиотеке.
8. Книга — поразительная вещь. Плоский предмет из древесной массы, с подвижными элементами, на которых оттиснуто множество странных черных загогулин. Но стоит в нее заглянуть, как вы проникаете в сознание другого человека, возможно, умершего тысячи лет назад. Сквозь века этот человек беззвучно, но внятно говорит у вас в голове, обращаясь напрямую к вам. Письмо — наверное величайшее изобретение человечества, позволившее связать между собой людей, никогда не знавших друг друга, представителей разных эпох. Книги разрывают оковы времени. Это материальное доказательство того, что люди способны творить чудеса.
9. Встреча науки с природой всегда вызывает чувство благоговения и трепета. Сам акт понимания — это радость приобщения, причащения, пусть и на очень скромном уровне, к великолепию Вселенной. А то, как знания аккумулируются в мире и во времени, превращает науку в нечто вроде метаразума, прорастающего через границы и поколения.
10. Каждый из нас — букашка, которой дали поползать по оболочке одной из небольших планет на время, пока она совершает несколько десятков оборотов вокруг местной звезды... Максимальный срок существования самых долгоживущих организмов на Земле — это примерно миллионная часть возраста нашей планеты. А жизнь бактерии — одна стотриллионная. Отдельные организмы просто не успевают увидеть общую картину происходящего с континентами, климатом, эволюцией. Едва вступив в этот мир, они уходят. Капля семени вчера, горстка праха завтра, как писал римский император Марк Аврелий. Если бы земля жила так же мало, как мы, то жизнь, рождение и смерть ее типичного обитателя занимала бы долю секунды. Мы мимолетные, эфемерные существа — снежинки, падающие на пламя. То, что мы имеем хотя бы отдаленное представление о том, откуда мы взялись, — величайший триумф человеческого разума и смелости.
11. Защитники нелепых идей часто говорят в ответ на критику, что гениев прошлого тоже высмеивали. Но то, что над некоторыми гениями смеялись, не означает, что все, над кем смеются, — гении. Смеялись над Колумбом, смеялись над Фултоном, смеялись над братьями Райт. Но смеялись и над клоуном Бозо.
12. Экстраординарные утверждения требуют таких же экстраординарных доказательств.
По мотивам поста профессора психологии и автора книги «Обезьяна, понявшая Вселенную» Стива Стюарта-Уилльямса.
Читайте также. Как на нас действует трепет. Он способствует ментальному здоровью. И есть способ испытывать это переживание чаще. Ссылка
Идеально для работы над собой в новогодние каникулы
Веганы и вегитарианцы о том, что они готовят дома, где добирают белок и как отбиваются от непрошеных советов
Три ответа на вечный вопрос от практикующих психологов