Photo by Sufjan Stevens/ Unsplash
Это чуть видоизмененный текст нашей еженедельной рассылки. Если вы хотите получать от нас по вторникам и пятницам письма, которые содержат тонну полезной информации и ссылок, — подпишитесь на рассылку тут.
Когда психиатр Джон Боулби обнаружил, что наша психика нуждается в эмоциональной связи с другими людьми так же, как тело — в пище и воде, то назвал это привязанностью. Говорят, его жена спросила у него: почему бы не назвать вещи своими именами и не написать, что его теория — это теория любви? Боулби ответил, что это было бы издевательством над наукой.
Откуда берется стеснение при слове «любовь»? Первая проблема — стыд: кажется, если нам нужна любовь, то мы эгоистичны и несамодостаточны. А если речь о любви к себе, напряжение усиливается в геометрической прогрессии. На самом деле все ровно наоборот: как писал Эрих Фромм, эгоист себя ненавидит и постоянно пытается восполнить дефицит любви — и это делает его зависимым. Так что любовь к себе — рецепт альтруизма и самостоятельности.
Вторая проблема — измерение любви к себе. Граммы, вольты, калории — неочевидно, какие единицы измерения использовать. Сегодня психологи и исследователи предлагают обращать внимание на уверенность и знание своих положительных сторон, способность быть хорошим и поддерживающим другом самому себе и смело показывать миру себя настоящего. Вот признаки, которые помогут оценить, насколько вам это удается.
Вы зациклены на чужих недостатках. Постоянное недовольство другими может быть проекцией наших собственных чувств. Механизм следующий: у всех нас есть эмоции и черты, которые в себе не нравятся. Приписать такие эмоции или черты другому (даже не заметив этого) — простой способ защититься от дискомфорта. Так что если окружающие не кажутся обладателями всевозможных недостатков, а просто людьми — иногда приятными, иногда не очень — это хороший знак. А если, наоборот, друзья — эгоистичны и говорят только о себе, коллеги — только и торопятся скорее закончить с делами, а партнер — игнорирует ваши проблемы, возможно, так выражаются чувства вроде незащищенности, неполноценности и стыда за свое несовершенство.
Вы цените свои достижения, но не внутренние качества. Попробуйте прямо сейчас перечислить десять успехов в работе, которые заставляют гордиться собой. А после — те черты характера, которые больше всего в себе цените. Возможно, вспомнить успехи в работе будет легче: не зря современную западную культуру называют «культурой достигаторства». Но это значит, что и ваша любовь к себе не безусловная. Стоит потерпеть неудачу или сделать паузу в достижении высот — как самооценка понизится.
Вы общаетесь с людьми, которые причиняют вам боль. Почему нас тянет к таким людям? Исследовательницы романтических отношений Пола Пьетромонако и Кэтрин Карнелии считают: такие связи притягательны, потому что подтверждают наше глубинное убеждение, что с нами что-то не так и любить нас невозможно. В результате мы получаем ровно столько любви, сколько заслуживаем — по нашему собственному мнению. Здоровые, позитивные и качественные отношения, напротив, обычно имеют те люди, которые добры к себе.
Вы часто лжете, чтобы не ставить отношения под угрозу. Такая привычка складывается из множества мелочей. Например — говорить, что все нормально, когда на самом деле грустно. Или не возражать, когда очевидно: другой человек ошибается. Причина — страх быть отвергнутым: и высказывание непопулярного мнения, и демонстрация себя настоящего могут оттолкнуть людей. Чтобы не оглядываться поминутно на чужие ожидания, нужно обладать достаточным доверием — к другим, но прежде всего к себе самому.
Вы систематически прокрастинируете. Промедление часто маскирует страх неудачи: ошибаться страшно, и мы предпочитаем вовсе ничего не делать. Но почему этот страх такой сильный, что парализует даже те дела, которые интересны и по силам? Исследовательница стыда и уязвимости Брене Браун объясняет это неспособностью смириться со своим несовершенством: наша любовь к себе так неустойчива, что даже маленький провал ставит ее под угрозу. Чем больше эмоциональная цена ошибки, тем глубже мы погружаемся в самосаботаж.
Вам нелегко принять комплимент. Если похвала режет слух как скрежет мела по доске и заставляет задуматься о скрытой мотивации собеседника — это не проявление скромности, а знак «синдрома самозванца». Так же, как желание немедленно «отплатить» ответным комплиментом или сказать что-то вроде «Мне просто повезло» или «Да, но можно было бы сделать лучше». Такие реакции как бы аннулируют позитивное замечание другого. А вместе с ним — и дискомфорт, который связан с нашими сомнениями в собственной ценности.
Вы ругаете себя из-за каждой оплошности. Типичный вопрос психотерапевта — «Что за голос звучит у вас в голове?» Тон этого голоса и слова, которые он чаще всего использует, напрямую отражают наше отношение к самому себе: въедливо-критичное или доброжелательное и подбадривающее. Почему это важно? Потому что разговор с самим собой часто работает как самоисполняющееся пророчество. Мысль «Я ничего не могу сделать правильно» стимулирует тревогу и заставляет нас и вправду совершать ошибку. Если замечаете такие мысли, попробуйте оппонировать им реалистичными и сострадательными утверждениями. Например: «Все люди ошибаются, когда устали, — это нормально».
Как видят, куда едут, что везут?
Советы от эксперта по счастью Майка Рукера
«Психология достоинства. Искусство быть человеком» уже доступна в «Яндекс Книгах»