«Пять лет назад я перестал принимать душ». Так начинается книга Джеймса Хэмблина Clean: The New Science of Skin. Хэмблин не сумасшедший, и дома у него есть вода. На самом деле он врач, автор The Atlantic и преподаватель Йельской школы общественного здравоохранения. Вместе со многими учеными и дерматологами он считает, что современный человек слишком часто моет, намыливает и трет кожу.
Эксперимент Хэмблина начался с того, что он заинтересовался микробиомом — скрытой вселенной микроорганизмов в нашем теле. Долгие годы человечество думало о них неправильно. Казалось, микробы только вызывают болезни, и едва ли не главная медицинская задача — война с ними. На самом деле наши взаимоотношения с микроорганизмами куда сложнее, и без некоторых из них организму куда сложнее функционировать.
Если говорить именно о микробиоме кожи, то, например, микробы археи помогают ей перерабатывать азот и сдерживать патогенные микроорганизмы. Большое количество кожных клещей Demodex связано с розацеа, но они также избавляют кожу от отмерших клеток, обеспечивая естественное отшелушивание. Микробы, из-за которых наши ноги плохо пахнут, одновременно защищают их от грибковых инфекций. Бактерия Nitrosomonas предотвращает прыщи. Staphylococcus epidermidis не дает колонизовать кожу золотистому стафилококку, частой причине акне или атопического дерматита. Кажется, она даже препятствует развитию рака — правда, эта способность доказана только на грызунах. Все это значит, что в наших болезнях виновато не присутствие бактерий, а их дисбаланс.
Именно обсессивное стремление к чистоте создает этот дисбаланс. Принимая душ, мы смываем в канализацию не только грязь и пот, но и часть микроорганизмов, а вместе с ними естественный кожный жир — липидный слой, который защищает кожу от инфекций. Этим же жиром питаются «полезные» обитатели кожного микробиома, так что мы еще и лишаем их еды. Чем горячее вода и чем агрессивнее очищающее средство, тем более сухой становится кожа. От этого она хуже противостоит болезням и часто раздражается. Ко всему этому прибавляется вред от агрессивных химических соединений в косметике. Лаурилсульфат натрия, к примеру, заставляет шампуни и гели пениться, а также удаляет кожное сало и смертоносен для бактерий вроде Nitrosomonas eutropha, которая питается аммиаком в нашем поту и обладает противовоспалительным, очистительным и дезодерирующим действием. Парабены блокируют рост полезной бактерии Roseomonas mucosa, которая убивает вредную «экземную» бактерию Staphylococcus aureus.
Еще один аргумент против стерильности — нетренированная иммунная система: она воспринимает нормальную микрофлору как угрозу и реагирует на нее воспалением. Как объясняет канадский дерматолог Сэнди Скотницки в книге Beyond Soap, иммунной системе, как компьютеру, нужны данные, чтобы работать правильно. Эти данные она получает через естественные роды, грудное вскармливание, контакт с природой и другими людьми. Возможно, именно недостаток данных объясняет, почему у современного человека все чаще встречаются кожные заболевания, которые связаны со сбоем в работе иммунной системы — и почему они так редко встречаются у охотников-собирателей и амишей, которые теснее контактируют с животными и людьми, чаще пачкаются и не так тщательно очищают себя, как жители Запада. Кстати, микробиом амишей — оптимально разнообразный, но чемпионы в этой области — яномама, коренные обитатели Амазонки. Они буквально кишат микробами, но редко болеют аутоиммунными заболеваниями (и вообще крайне здоровы, если сравнивать с нами).
Все эти сведения заставили Джеймса Хэмблина задуматься о своем кожном микробиоме. Особенно его вдохновил опыт журналистки The New York Times Джулии Скотт. Та приняла участие в тестировании спрея с живыми бактериями, который должен был заменить обычное купание и при этом улучшить естественную экосистему кожи. Ради этого журналистке пришлось на месяц отказаться от душа, мыла и шампуня; допускалось только трехминутное омовение в ванной без каких-либо средств гигиены. Девушка два раза в день наносила на лицо, кожу головы и тело спрей с бактериями и регулярно сдавала анализ микробиома. Через пару дней журналистку стал мучить запах пота («что-то среднее между свежим луком и острой марихуаной»). Вскоре запах прошел, а кожа стала гораздо лучше — неизвестно, благодаря спрею с микробами или менее активному умыванию.
Когда через месяц эксперимент закончился, Джулия Скотт не захотела возвращаться к привычной рутине. Теперь, чтобы сохранить богатство кожного микробиома, она использует только шампунь и кондиционер для волос без отдушек и мыло для рук без ароматизаторов. Нужно ли радикально сокращать уход вслед за ней? Пока нет масштабных исследований, которые бы сравнили кожу «моющихся» и «не моющихся» людей, нет и ответа. Общей рекомендацией остается умывание кожи лица два раза в день как минимум водой, что удаляет излишки жира, пыли и грязи. Если на лице была декоративная косметика или плотный санскрин, то к воде в обязательном порядке присоединяется средство для снятия макияжа, но важно, чтобы оно было неагрессивное.
Вдохновившись историей Джулии Скотт, Хэмблин максимально сократил рутину в ванной. «Я хотел попробовать минималистский подход и посмотреть, что произойдет, если я позволю своему телу вернуться в естественное состояние», — объясняет он. Постепенно он отказался от регулярного душа, мыла и любых очищающих средств — только натурально чистая кожа. Поначалу Хэмблин не планировал, что эксперимент превратится в образ жизни, но вот уже пять лет он практически не принимает душ и не пользуется мылом, шампунем, кремом и дезодорантом. Время от времени Хэмблин все же, по его выражению, «ополаскивается» в воде, если нужно смыть грязь.
Кстати, от мытья рук с мылом Хэмблин не отказался: он врач и знает, что вода, мыло и трение — доказанный способ защитить себя от ОРВИ и диареи. Пусть от этого и страдает «хорошее» микробное сообщество кожи рук, но польза превышает вред. По оценкам CDC, даже без пандемии за окном привычка мыть руки с мылом могла бы защитить каждого пятого ребенка от пневмонии и каждого третьего — от диареи, двух главных убийц маленьких детей. Тем не менее всего 19% из нас моют руки после туалета. Странно, что мы параноидально мылим тело и пренебрегаем гигиеной рук.
До своего эксперимента Хэмблин принимал душ один или два раза в день и использовал мыло или другое очищающее средство при каждом купании. Одна из причин, почему большинство из нас поступает ровно так же, — паническое опасение, что без тщательного мытья мы будем плохо пахнуть. Но так ли это на самом деле?
«Пахнет от того, кто мылится!» — пишет немецкий дерматолог Йаэль Адлер в книге «Что скрывает кожа». Не все микробы заставляют нас пахнуть плохо; часть из них действует ровно наоборот. Мытье — особенно с агрессивными средствами — меняет значение рН кожи так, что среда становится подходящей для размножения «нехороших» микробов — тех, которые вызывают неприятный запах. То есть мыло решает проблему, которую само же и создает. Сократив его использование, вы сбалансируете микробиом, позволите хорошим бактериям процветать и не допустите развития вредных бактерий.
Правда, первое время без мыла придется перетерпеть: пока микробные популяции реорганизуются, тело пахнет интенсивно и неприятно. Но потом экосистема кожи становится сбалансированной, а запах — настолько нормальным, что дезодорант больше не нужен. «Моя кожа постепенно стала менее жирной, и у меня стало меньше пятен экземы, — описывает состояние через шесть месяцев после отказа от душа и мыла Джеймс Хэмблин. — Я не пахну соснами или лавандой, но также не пахну и тем луковым запахом, который был, когда мои подмышки, привыкшие к дезодоранту, внезапно стали обходиться без него». Если верить характеристике его девушки, теперь Хэмблин пахнет ни хорошо, ни плохо, а «как человек».
Даже такой радикальный противник чрезмерного купания, как Джеймс Хэмблин, не призывает отказаться от душа навсегда. Что действительно нужно, так это подвергнуть сомнению общепринятые здоровые практики и разобраться, что действительно гигиенично, а что играет на руку производителям косметики, которая заполняет полки в вашей ванной комнате. Вот правила, которые можно принять за ориентир.
Принимать душ реже. Как часто нужно мыться, зависит от того, насколько интенсивно вы потеете и как много жира выделяет ваша кожа. Средняя рекомендация — два-три раза в неделю или раз в два-три дня. Каждый день стоит мыть подмышки, ступни и зону между ног. Однако имейте в виду, что слизистые оболочки гениталий и сфинктер ануса более чувствительны, поэтому все, что «внутри», моется только водой, без мыла или геля для интимной гигиены.
Купаться недолго и в умеренно теплой воде. Вода растворяет жиры в роговом слое кожи, поэтому ее слишком долгое воздействие может вызвать дерматит. Чем горячее вода, тем сильнее раздражение. Так что принимать ванну и душ стоит быстро, не более 10–15 минут, а температуру выбирать умеренную.
Мыться водой. Мыло и другие очищающие средства содержат агрессивные вещества, которые разрушают липидный барьер кожи и меняют ее рН-баланс; у воды значение рН нейтрально. Если идея кажется слишком радикальной, попробуйте гели для душа, которые предназначены для сухой или атопичной кожи с нейтральным для кожи уровнем рН в 5,5 единицы. Важные признаки безопасного средства — отсутствие запаха, цвета и пены.
Мыть руки обычным мылом, но не антибактериальным. Мыть руки мылом — самая здоровая гигиеническая привычка, во время пандемии или без нее. Обычное мыло помогает эффективнее смыть микробы. Антибактериальное в дополнение к этому микробы убивает. Однако это не помогает ему защищать нас от болезней лучше; напротив, некоторые вещества в них, например, триклозан, способствуют устойчивости бактерий к антибиотикам. Так что лучше покупать обычное мыло. Что касается санитайзеров на основе спирта, то они убивают бактерии так быстро, что те не успевают выработать устойчивость. Отказываться от них не нужно.
Выбирать мягкий шампунь с кислым значением рН. Кожа головы менее чувствительна к моющим веществам, но шампунь (как правило, довольно агрессивный по составу) попадает на веки, лицо и шею, где и может стать неочевидным источником раздражения и аллергии.
Фотографии: обложка – Zhang Kenny / Unsplash, 1 – Eduardo Viveiros de Castro / Imagens Portal SESCSP / Flickr / (CC BY-NC-ND 2.0)
Художница и организатор экспедиций Тина Рыбакова о том, как короткие путешествия помогут полюбить свою рутину (и почему они лучше отпуска на месяц)
Как преодолеть страх неопределенности и поменять карьеру и жизнь к лучшему
Принципы стартапера и исследователя ИИ Набила Куреши, которые могут вам пригодиться