
Александр Асмолов на встрече с сообществом Reminder. Фото: Lena Lookan
В начале февраля Reminder провел первую большую встречу сообщества подписчиков: у читателей была возможность пообщаться с доктором психологических наук Александром Асмоловым. Мы благодарим за поддержку издательство «Альпина Паблишер» и Московский институт психоанализа.
Встреча была приурочена к выходу новой книги Александра Асмолова «Психология любви. Загадочный дар эволюции» (у нас на сайте можно прочитать отрывок).

Понять, рационально познать любовь непросто — если не невозможно, поэтому на встрече и в книге Александр Григорьевич часто прибегал к афоризмам и парадоксам.

«Осторожность в любви — это парадоксально, ведь любить — значит полностью отдать сердце на волю стремлений, отчаяния и желаний».
«Лик любимого человека становится той путеводной нитью, которая связывает нас с миром».
Учиться любви — значит прежде всего учиться быть личностью и целостным человеком. Чтобы было что отдавать, нужно быть кем-то. И наоборот: именно в любви мы становимся людьми.

«Не бояться любви — значит не бояться не встретить ответное желание, быть всегда готовым к риску испытать боль. Для любви нужно мужество. Но, совершив прыжок веры, мы обретаем счастье».
«Любить друг друга могут только целостные индивиды. Парадокс любви заключается в том, что двое становятся одним, оставаясь двумя».
Вступление в глубокие отношения требует отказа от части нашей личной автономии путем включения другого человека в нашу собственную жизнь. Присутствие другого человека в нашей жизни может восприниматься как принципиально новый опыт, а не как потеря свободы.

«"Любовь по контракту" имеет одно грустное имеет одно грустное последствие: одиночество на двоих. Подлинное сочувствие, сопереживание, сорадование в подобных отношениях легко улетучивается, испаряется».
Один из самых трогательных моментов встречи: участница сообщества спросила у Асмолова, можно ли в полной мере отдаться новой любви после потери близкого человека?

Александр Григорьевич напомнил историю из практики Виктора Франкла. К нему обратилась женщина, потерявшая мужа. Ее мучила мысль: если она позволит себе жить дальше полноценно и даже счастливо, это будет предательством по отношению к умершему супругу. Она словно обязана была оставаться в скорби — как доказательстве любви. Франкл применил прием, который называется парадоксальной интенцией: предложил посмотреть на ситуацию в перевернутой перспективе. Он спросил ее: «Представьте, что умерли вы, а ваш муж остался жить. Хотели бы вы, чтобы он постоянно страдал из-за утраты или вы бы хотели, чтобы он обрел счастье с другим человеком?».

Был и еще один вопрос, связанный с утратами: как быть, если любимый человек, например, мать уходит из жизни. Александр Григорьевич ответил еще одним парадоксом: люди живы, пока мы их любим и помним о них.

Модный способ засыпать разрушает важную фазу REM-сна
Гид по пищевым добавкам: как торговая сеть определяет, что может содержаться в продуктах на полках
Бренды, медиа и инфлюенсеры переосмысливают образ человека, работающего руками