Зевота, оргазм и взаимопонимание: что общего

Нейробиолог Роберт Провин — о том, как способность зевать за компанию помогает нам общаться без слов

Зевота, оргазм и взаимопонимание: что общего
Asique Alam / Unsplash

Мы зеваем в среднем 20 раз в день, причем чаще всего — глядя на то, как зевают другие. Это кажется нам настолько естественным, что мы даже не задаемся вопросом — зачем. Самый простой ответ — зевать приятно. Но у эксперта по эволюции нервной системы и социального поведения Роберта Провина есть объяснение поинтереснее. Приводим краткую версию его статьи «Зевота».

Это может настичь вас в любой момент. Внезапно вы теряете контроль над собой: останавливаетесь, открываете рот во всю ширь, как будто готовитесь проглотить огромный бургер, и издаете звук, напоминающий приглушенный стон. 4-7 секунд — и вы снова в порядке. Что это было? Один из самых древних и загадочных ритуалов в природе — зевота. Древний — потому что зевают не только люди и остальные млекопитающие, но и большинство позвоночных, включая черепах, змей, крокодилов и даже рыб. Загадочный — потому что, несмотря на распространенность зевоты среди самых разных видов, эволюционный смысл этого акта нам до сих пор точно не известен. 

Сам акт зевания намного сложнее, чем кажется. По механике это просто глубокий вдох, за которым следует короткий выдох. Но между ними умещается множество странных нюансов. Например, помимо видимого напряжения лицевых мышц, из-за которого у вас могут навернуться слезы, в процессе зевоты раскрывается евстахиева труба — канал, соединяющий полость среднего уха с глоткой. Что весьма кстати, если у вас «заложило» уши в самолете, потому что задача этого «воздуховода» — поддерживать равновесие между внутренним и внешним давлением. 

Еще зевание часто сопровождается потягиванием. Связь между непроизвольным растяжением мышц и зевотой возникает у нас еще до рождения. Ребенок в материнской утробе начинает одновременно зевать и потягиваться примерно через 11 недель после зачатия. Причем эта связь не только рано формируется, но и сохраняется, даже если человек теряет способность двигаться. Примерно у 80% людей, страдающих односторонним параличом после инсульта, парализованные конечности во время зевоты чудесным образом оживают — автоматически поднимаются и сгибаются. Возможно, это чудо объясняется тем, что зевание активирует сохранившиеся нейронные связи между базальными ядрами в основании полушарий и двигательной системой спинного мозга. 

Но самая характерная особенность зевоты — то, что ее практически невозможно прервать волевым усилием. Если уж вы начали зевать, вам придется довести этот процесс до конца. И в этом смысле она похожа не только на чихание, но и на оргазм. 

Нидерландский исследователь Вольтер Сентьенс обратил внимание, что наши гримасы в момент зевка больше всего напоминают выражение лица на финальной стадии секса перед кульминацией. На самом деле сходство тут не только внешнее. Возможно, оба акта имеют одинаковые «нейробиологические корни». Технически зевота, как и оргазм, построена по принципу напряжения и разрядки. И хотя по интенсивности разрядка от зевания, конечно, несопоставима с оргазмом, по шкале удовольствия испытуемые в ходе одного исследований оценили ее в 8,5 баллов из 10 возможных. 

Связь между сексом и зевотой прослеживается и на уровне биохимии. Например, у крыс зевоту стимулируют те же вещества, которые вызывают эрекцию. А у человека процесс зевания запускают андрогены и окситоцин, который часто называют гормоном любви, привязанности и нежности. И еще любопытный факт: антидепрессанты кломипрамин (анафранил) и флуоксетин (прозак), обычно подавляющие сексуальное желание, вызывают у некоторых людей побочный эффект в виде приступов зевоты, которые провоцируют спонтанный оргазм. Иногда в самых неподходящих местах. Например, одна пациентка пережила его во время «рутинного шоппинга». 

Впрочем, трудно поверить, что главная функция зевоты — доставлять нам удовольствие. Скорее всего, приятные ощущения — это лишь бонус для нашего мозга, чтобы стимулировать тратить силы и время на зевание. Но зачем? 

Зачем мы зеваем?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но это не уникальная ситуация. С одной стороны, есть физиологические процессы с известными нам функциями. Например, мы знаем, зачем едим и дышим. Но есть и такие, смысл которых пока не раскрыт, что не мешает нам воспринимать их как совершенно естественные и необходимые. Самый очевидный пример — сновидения. Зевота тоже породила немало научных теорий и популярных стереотипов. 

Мы зеваем, когда нам скучно или хочется спать? 

Да, но все не так просто. В ходе одного исследования скучающие люди, которым полчаса демонстрировали испытательную таблицу на экране телевизора, зевали на 70% чаще, чем участники контрольной группы, смотревшие все это время музыкальные видеоклипы. В нашей культуре зевота давно стала символом скуки. Вспомните персонажей ситкомов, которые демонстративно зевают, когда хотят показать, что им неинтересно. Но в реальном мире мы зеваем по-разным поводам. Например, спорстмены часто зевают перед ответственными выступлениями. Музыканты — перед выходом на сцену. Десантники — перед прыжком с парашютом. А собаки — перед атакой. Вряд ли в такие моменты им скучно. 

В сонном состоянии, как показало исследование, мы тоже зеваем чаще. Правда, происходит это не только перед сном, но и после пробуждения. По всей видимости, причина в том, что зевота повышает уровень возбуждения — частоту сердечных сокращений и электрическую активность кожи. Некоторые исследователи даже сравнивают ее воздействие с эффектом кофеина. Предполагается, что это может быть связано с тем, что сжатие челюстных мышц и мускулов шеи во время зевка стимулирует каротидную железу в зоне разветвления сонной артерии, в результате чего надпочечники могут активировать выработку адреналина. По другой теории, зевота может переключать мозг из пассивного режима в состояние сосредоточенности,  усиливая циркуляцию спинномозговой жидкости. Так что зевок в момент скуки или ожидания может быть не симптомом усталости, а способом сконцентрироваться. 

Мы зеваем, когда нам не хватает кислорода? 

Нет, хотя зевание — это по сути глубокий вдох. До сих пор считается, что зевота помогает дыханию, усиливая подачу кислорода в кровеносную систему и стимулируя выведение углекислого газа. Эта теория появилась больше двухсот лет назад и с тех пор превратилась чуть ли не в прописную истину. В основном благодаря тому, что долгое время ее никто не проверял. Но сейчас она проверена и опровергнута.  Для этого оказалось достаточно замерить частоту зеваний при вдыхании газовой смеси с повышенной в сто раз концентрацией углекислоты и при дыхании чистым кислородом. Оказалось, что из-за избытка углекислого газа люди не начинают зевать чаще, а из-за избытка кислорода — реже. Судя по всему, зевание и дыхание, хоть и связаны с работой респираторной системы, регулируются независимо друг от друга. 

Мы зеваем, когда нам жарко? 

Да, у этой старой идеи есть реальные основания. Еще Гиппократ предполагал, что зевота помогает организму освободиться от излишков тепла. Современные ученые обнаружили, что люди действительно начинают зевать чаще, когда столбик термометра поднимается выше 20 градусов. В ходе одного исследования испытуемым на пять минут прикладывали к шее в районе сонной артерии разные компрессы: холодный (4 градуса), теплый (22 градуса) и горячий (42 градуса). Как выяснилось, холодный компресс почти в два раза ослабляет желание зевнуть. Но если вам нужно срочно справиться с приступом зевоты, а холодного компресса или льда под рукой нет, просто подышите носом. Это же исследование показало, что такой способ охлаждения мозга еще эффективнее. 

Мы зеваем, потому что зевают другие? 

Да, зевота заразительна — даже больше, чем чихание и смех. При виде зевающего человека мы сами начинаем зевать в два раза чаще. Как показывают исследования, позыв зевнуть возникает у нас даже когда мы слышим звуки зевоты. По сути это сигнал, который мгновенно воспринимается и бессознательно воспроизводится другими людьми. И с этим может быть связана одна из главных функций зевоты. 

До недавнего времени считалось, что это уникальная человеческая способность. Но теперь ряды зевающих за компанию пополнили шимпанзе и собаки, которые оказались даже больше похожи на нас. В отличие от шимпанзе, которые зевают только при виде своих зевающих сородичей, собаки начинают активнее зевать даже в присутствии зевающего человека. 

А вот среди людей заразительному эффекту зевоты подвержены не все. На чужую зевоту практически не реагируют больные аутизмом и шизофренией, а также дети в возрасте до двух лет. Кроме того, по данным компьютерного сканирования, при виде зевающего человека у нас активируются участки мозга в префронтальной коре, связанные с самоидентификацией и интепретацией ментального состояния других людей. Поэтому логично предположить, что реакция на чужую зевоту — это что-то вроде базового коммуникативного навыка, который развивается по мере социализации и может быть утрачен при психических расстройствах, нарушающих контакт с реальностью. Есть даже спорная теория, согласно которой зевота может играть важную роль в формировании социальных связей и эмпатии. Но если учесть, что зевание переключает режимы работы мозга, напрашивается другое объяснение. 

По всей видимости, зевота — это общая для многих животных реакция мозга на разного типа изменения поведения или состояния, будь то сонливость, возбуждение, агрессия или повышение температуры. Этот мощный нервно-мышечный и дыхательный акт помогает организму при необходимости быстро перейти в другое состояние. Но у людей благодаря своей заразительности зевота способна на нечто большее: она дает возможность сразу двум или нескольким организмам без лишних коммуникативных усилий настроиться на одну волну. 

Вы уже оценили материал