Новый вид человека и крах демократии: Юваль Ной Харари и Даниэль Канеман предсказывают будущее

Два известных мыслителя обсудили, что нас ждет

Новый вид человека и крах демократии: Юваль Ной Харари и Даниэль Канеман предсказывают будущее
Yahav-Harari Group Ltd

Каким будет человечество в будущем? Этот вопрос на днях в совместном интервью обсудили известный историк Юваль Ной Харари и психолог, лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман. Reminder собрал основные тезисы выступления. 

  1. Новый уровень неопределенности. Как подчеркивает Харари, впервые в истории человечество не представляет, каким будет мир даже через такой короткий промежуток времени, как 20 лет. Например, мы не знаем, как будет выглядеть рынок труда, и какие навыки нужно сейчас осваивать, чтобы быть востребованным в будущем.

  2. Человеческие тела начнут меняться. За миллионы лет эволюции природа человека не изменилась, мы почти не отличаемся от людей Каменного века. Но в следующие столетия с высокой долей вероятности это изменится. «Современный человек все более и более открыт к разного рода манипуляциям [над свои телом]. Это может привести к тому, что через 100-200 лет на планете будет доминировать новый вид, который будет от нас отличаться больше, чем мы от неандертальцев. Природа этого вида может быть неорганической», — говорит Харари. 

  3. Человечество научится принимать взвешенные решения. Канеман указывает, что человеческие решения слишком часто зависят от незначимых факторов, вроде погоды, дня недели или настроения

    — ученый называет эти факторы шумом. Из-за него в одинаковой ситуации при равных условиях разные люди принимают разные решения. Суждения искусственного интеллекта (ИИ), в отличие от наших, лишены шума. Следовательно, в будущем принятие любых решений, важных и не очень, мы отдадим алгоритмам. ИИ, который будет знать нас лучше, чем мы сами, сможет решать за нас все — от инвестиций до выбора партнера. 
  4. У ИИ эмоциональный интеллект будет выше, чем у нас. Распространенное заблуждение: чтобы различать наши эмоции, роботу придется научиться самому их испытывать. Харари считает, что это не так. Как и все другие типы интеллекта, эмоциональный интеллект (ЭИ) основан на распознавании образов. А из-за того, что суждения алгоритмов лишены шума, их ЭИ будет даже более развит.

  5. Главная инновация XXI века — взлом и расшифровка человеческого сознания. Харари призывает нас признать, что человечество плохо себя знает. Но скоро все изменится. Если раньше невозможно было проследить за поведением каждого человека и объединить эти данные, то сейчас у каждого есть персональный сборщик данных — смартфон. А высокие технологии и новый уровень вычислительных мощностей позволяют быстро обработать эту информацию. Последствия этого могут быть разные: от более качественной медицины, которая выявит болезнь до того, как человек почувствует ее проявления, до худших тоталитарных режимов в истории, которые будут иметь прямой доступ к человеческому сознанию. Как снизить риски негативного исхода? Харари напоминает: чем проще государству и компаниям за нами следить, тем проще должно быть нам следить за ними. Их политика и решения должны стать максимально прозрачными для людей. 

  6. Первая область, в которой ИИ станет полностью самостоятельным, — финансы, считает Харари. Даже сейчас меньше 1% всех людей понимает, как работает финансовая система. Возможно, что через 20 лет ее алгоритмы будут настолько развиты, что уже ни один человек не будет способен понять, что происходит на финансовом рынке. В какой-то момент ИИ будет уведомлять нас о том, что надвигается финансовый кризис, но не сможет объяснить причину, потому что эта информация недоступна нашему мозгу.

  7. Приближается серьезная социальная катастрофа, и мы пока не знаем, как ее предотвратить. Канеман говорит, что из-за развитых технологий обществу станут не нужны целые группы навыков и профессий, а значит и людей: «Дерматологический диагноз сейчас лучше ставят айфоны, чем сами дерматологи». И безусловный базовый доход, по мнению ученого, не поможет решить эту проблему.  

  8. Демократия под угрозой исчезновения. Уже сейчас деньги управляют политиками: речь даже не о коррупции, а о финансовой поддержке. Дальше ситуация будет усугубляться, и вся власть окажется в руках небольшой группы людей, владельцев ИТ-корпораций, — то, чего демократия была призвана избежать. Также усилится социальное неравенство. Богатые люди получат возможность генетически совершенствовать себя и своих детей. Канеман настроен пессимистично: если мы так и не научились бороться с существующим неравенством, против его новых масштабов мы будем бессильны.

Вы уже оценили материал