Насколько хорошо вы знаете себя? Практикующий философ и основатель психологического медиапроекта The School of Life Ален де Боттон уверен: гораздо хуже, чем кажется. Да, вы можете назвать с ходу миллион мелочей — от своего имени и даты рождения до количества пройденных шагов, если пользуетесь спортивным трекером. Но не знаете многие элементарные вещи, по которым сами судите о других людях: как звучит ваш голос, когда вы нервничаете; какое у вас сейчас выражение лица; как вы сжимаете кулаки, когда с чем-то не согласны. «Любой незнакомец за 10 минут общения с вами может узнать о ваших странностях больше, чем вы сами за 40 лет жизни», — говорит де Боттон. Но откуда тогда у нас ощущение, что мы хорошо себя знаем?
Как показывают исследования, чем больше вы уверены в том, что понимаете свои чувства и мотивы, тем хуже на самом деле их понимаете. Чувство, что вы себя знаете — самообман. Главный, но далеко не единственный. Со временем, пишет де Боттон, мы становимся мастерами по вытеснению неприятных мыслей из сознания. У нас есть в запасе множество уловок на все случаи жизни. В книге Self-Knowledge он перечисляет самые типичные ситуации, в которых мы обманываем себя.
Моделью любви для нас часто служит детский опыт близости с родителями. А у каждого светлого переживания в детстве есть темный близнец: например, родительская забота часто превращается в контроль. Если вы пережили такое в детстве, вы можете безотчетно воспринимать склонность партнера контролировать вас как проявление заботы. И пока вы точно не знаете, с какими негативными переживаниями у вас ассоциируется любовь, вы рискуете раз за разом выбирать партнеров, которые дают вам вместо счастья знакомый с детства вариант страдания.
Мы привыкли воспринимать любые свои ощущения как отражение объективной реальности, и считаем их источником не себя, а внешний мир и других людей. Остальные могут ошибаться под влиянием сильных эмоций. Но только не вы. Если вы злитесь, значит другой человек это заслужил. Поэтому чаще всего мы вообще не пытаемся осознать свои чувства, а сразу выражаем их действием: ломимся в двери, кричим, ломаем вещи и судьбу.
Наше отношение к карьере во многом продиктовано семейным бэкграундом. Сами представления об успехе могут быть связаны с социальными стереотипами. Но энергию для его достижения мы черпаем из собственного опыта. Возможно, вы бессознательно стремитесь доказать, что способны на большее, чем ожидали от вас родители, братья и сестры. Или же сдерживаете свои амбиции, потому что вас с детства приучили себя недооценивать. «Я не призываю отказаться от ваших представлений об успехе, — говорит де Боттон. — Но стоит проверить, действительно ли эти представления и амбиции исходят от вас самих. Потому что отказаться от желаемого — это еще не самое худшее. Гораздо хуже — с трудом достичь цели и уже в конце пути понять, что на самом деле вы хотели совсем другого».
Мы умеем находить и запоминать стимулы, которые отвлекают нас от мыслей о себе. Это может быть еда, порнография, социальные сети, алкоголь. Часто зависимость — это просто способ не оставаться наедине со своими проблемами.
Когда нам не хочется напрягаться, чтобы что-то менять, мы просто не признаемся себе, что нас раздражает конкретная проблема. Мы умеем убеждать себя, что нас не волнует то, что на самом деле для нас очень важно: любовь или карьера, семья или свобода. Если на критику того, что нам якобы не нужно, мы готовы потратить больше времени и сил, чем на достижение своих целей, значит, не так уж нам это безразлично.
Даже когда у нас есть конкретные причины для тревоги или уныния, мы часто их обобщаем. Если вы зачем-то ввязались в бессмысленный спор в чате — значит «никто вас не понимает». Если у вас на душе неспокойно — «все вокруг сошли с ума». Мы «распыляем» свою боль, чтобы переложить ответственность на мир вокруг.
Почему друзья и близкие не хотят говорить нам правду о нас, а предпочитают поддерживать наши иллюзии? Потому что они боятся нас обидеть. Обида — это самый простой и эффективный способ игнорировать важную, но неприятную информацию о себе, смещая акценты с самой проблемы на того, кто на нее указал. Знакомый делает вам замечание, вы обвиняете его в грубости и высокомерии. Партнер указывает на вашу слабость, вы приходите в ярость от того, что он «только усложняет жизнь».
Поводов для самообмана много: наши желания, проблемы, самооценка, отношения с другими людьми. Но цель всегда одна — избежать боли. Борьба с самообманом начинается с изменения отношения к психическому дискомфорту. Главный совет де Боттона — попробуйте воспринимать душевную боль как ценный сигнал, указывающий на проблему, требующую вашего внимания.
Художница и организатор экспедиций Тина Рыбакова о том, как короткие путешествия помогут полюбить свою рутину (и почему они лучше отпуска на месяц)
Как преодолеть страх неопределенности и поменять карьеру и жизнь к лучшему
Принципы стартапера и исследователя ИИ Набила Куреши, которые могут вам пригодиться