Мы боимся стареть. Беспокоят не только вероятные проблемы со здоровьем и возможные когнитивные трудности — кажется, что жизнь на пенсии окажется пустой и скучной. А там и до депрессии рукой подать. Но Светлана Сускина считает иначе: нужно держать мозг в тонусе и не терять оптимизма, тогда пенсия может стать лучшим временем в вашей жизни. Пост ее внучки о том, как она лихо строит автоворонки в свои 87 лет, собрал сотни лайков и комментариев. Светлана ведет телеграм-канал и принимает заказы на продвижение с помощью нейросетей. Она рассказала Reminder, как ей удается поддерживать себя в хорошей форме и постоянно развиваться.
Я по жизни приучена много работать. И всегда, кроме своей основной работы, занималась параллельно еще каким-то делом.
Когда была молодая — мне было 30-35 лет, — было очень тяжелое время. В России совершенно не было легкой промышленности. И мы не могли просто воспользоваться магазинами, чтобы хорошо выглядеть: там было мало товара, и везде еще надо было стоять в очереди. А быть красивой все равно хотелось!
И я решила пойти по другому пути. Я стала сама шить одежду себе и своей семье. Чтобы делать это профессионально, закончила несколько курсов. Я не просто шила, а еще и моделировала, придумывала фасоны на определенный тип фигуры. Потом захотелось к одежде какие-то аксессуары — я пошла на курсы, где учили делать украшения. Стала дополнять свои изделия аксессуарами из бисера, кожи, тканей, делала браслеты, серьги, ожерелья, цветы для украшения, аппликации. Вышивала лентами.
Дальше захотелось вязать. Я умела, и спицами, и крючком, но получалось непрофессионально. А должна была вязать на самом высшем уровне! Поэтому пошла учиться вязать на машинке: это и быстрее, и качественнее. Опять же, придумывала фасоны, моделировала — впоследствии мои изделия даже бывали на выставках.
Или другой пример: когда вышла замуж, совершенно не умела готовить. А я, как вы уже поняли, отношусь ко всему фундаментально — мне было недостаточно взять поваренную книгу и начать ей следовать. Я нашла в газете объявление, что повара в ресторане обучают обычных людей готовке. Это было очень далеко от моего дома: я жила на Преображенке, а ездила куда-то на запад. Так и ездила больше часа в одну сторону в этот ресторан на занятия, пока не освоила все основы готовки.
Так что я просто привыкла к такому ритму жизни: у меня никогда не было времени, чтобы спокойно сидеть и смотреть телевизор. А сейчас я вообще его не смотрю уже много лет. Вместо этого лучше научусь чему-то новому и буду заниматься делом, которое мне доставляет удовольствие.
Многие удивляются — откуда у меня в моем возрасте столько интересов? Секрет простой: я никогда не прекращаю учиться чему-то новому.
Образование у меня техническое — я в свое время закончила Московский авиационный институт. Потом 11 лет я работала на предприятии космической оборонной продукции. Затем ушла в техникум, преподавала теоретические основы электротехники. Так и проработала преподавателем 20 лет.
Но в 1991 году, когда началась перестройка, многие предприятия, в том числе техникумы и институты, закрывались — нас также прикрыли, и всех разогнали. И хотя я буквально через два месяца выходила на пенсию, мне нужно было продолжать работать: времена были тяжелые, пенсии — крошечные. Найти работу было трудно, тем более в мои 55 лет. Я много чем занималась, совершенно не по профилю — нужно было выживать, и я выживала.
Со временем я встала на ноги в новой реальности, стала заниматься рекламой и маркетингом. Тогда, правда, это так не называли, это были еще не до конца сформировавшиеся профессии. Доросла до коммерческого директора.
И всегда, когда была возможность, я старалась работать с компьютером. Я познакомилась с ним именно на наемной работе: тогда компьютеры стоили очень дорого, и дома мало у кого они были. Старалась многое осваивать сама, иногда просила более молодых коллег что-то подсказать. Но базовых знаний было маловато для жизни, тем более, технологии сейчас развиваются с такой скоростью, что только поспевай за ними. Поэтому решила закончить курсы. Направление пришло само — я следовала за интересом.
Когда мне исполнилось 72 года, я пошла учиться живописи в изостудию. Сейчас уже можно сказать, что я художник — мои картины демонстрируются на выставках, и я продолжаю заниматься этим. Несколько лет назад, чтобы не докучать внукам расспросами о новых терминах, купила и прошла курс по нейросетям.
Дальше углубилась в сторону дизайна: как художнику, мне уже были известны какие-то вещи — например, колористика, — и я поняла, что нужно освоить программное обеспечение для дизайна, например, программу Figma. Она очень удобная, столько интересного можно там делать — я как раз там делала карточки для маркетплейсов для своих клиентов. Для этого закончила курсы маркетинга для маркетплейсов. Но там был всего один модуль по дизайну, мне этого показалось мало. Хотелось расширить свои знания, поэтому пошла учиться дальше: сначала в школу одного дизайнера, потом — другого.
Потом подумала: хорошо, я делаю карточки — а как можно их продвигать? Поэтому решила, что тут тоже нужна какая-то программа. И тут, как по запросу, мне попадается программа платформы BotHelp, которая обучает автоворонкам и чат-ботам. Это было как раз то, что нужно! Я, естественно, пошла учиться туда.
Как человек узнает, какое из огромного количества предложений в интернете будет ему интересно и выгодно? Для этого существует реклама и маркетинг. Но чтобы продвинуть человека в его пользовательском пути от первого касания до покупки/регистрации, нужно настроить воронку продаж. Сейчас все этапы перехода по воронке автоматизированы, поэтому этот инструмент называется автоворонкой. А процессом внутри этого инструмента управляет чат-бот. Я как раз занимаюсь созданием этих автоворонок и настройкой соответствующих чат-ботов.
Занимаюсь этим с удовольствием. В этой деятельности сошлись и мои художественные навыки, потому что дизайн необходим для создания продающих картинок, и технические знания. Одно «но»: поскольку я трудоголик и могу сидеть по 12 часов за компьютером, то от этого начинает болеть спина.
Мой нынешний клиент — женщина, которая написала онлайн-курс по здоровью. Она гуманитарий, поэтому не понимает, как технически настроить инструменты для продвижения. Да и маркетинг — не ее стезя. Она обратилась за помощью ко мне, и я делаю все, от нуля до старта кампании. Скоро у нас как раз запуск: будет продвигаться сначала в Telegram, потом в ВК.
Боты, которых я создаю — это, по сути, набор цепочек, осуществляющих действия: от нажатия пользователя на кнопку до какого-то результата. Допустим, вы видите в браузере рекламу, кликаете — вас перенаправляют на форму, где нужно оставить свой e-mail. Дальше вам приходит письмо, предлагающее зарегистрироваться на вебинар, и так далее. Вся эта цепочка и образует автоворонку, а управляет ей чат-бот.
Этих ботов я создаю в BotHelp, на ней удобно выстраивать цепочки действий:
Мне интересно работать с темой здоровья, так как меня лично это касается. Я даже на курс смотрю с пользовательской точки зрения: а подошло бы это мне, как лучше донести информацию о нем, чтобы это было понятнее человеку? И образовательная сфера мне тоже близка, поскольку я сама преподавала и постоянно учусь. Нынешний проект на стыке этих двух моих интересов, удачно получилось — я бы хотела побольше таких клиентов в будущем.
Но вообще я рада любому предложению, потому что я интересуюсь всем. А если я какую-то сферу не знаю, то интерес в том, чтобы ее изучить. Мне в жизни никогда не дают мой возраст — всегда лет на двадцать меньше. И это потому, что мне все интересно, и глаза блестят.
Лет 15 назад, когда мне было чуть за 70, начали много говорить про деменцию. И я сама вижу, как многих людей это коснулось: то одна подруга начнет страдать потерей памяти, то другая… Я услышала, что для профилактики болезни Альцгеймера помогают танцы и пошла учиться танцевать. Ходила в кружок два раза в неделю в течение 10 лет, потом оставила это.
Сейчас посещаю онлайн разные занятия в «Московском долголетии». Это здорово, что московские власти смогли для пожилых людей бесплатно организовать такие занятия. Есть специальные тренировки для памяти и внимания: мы там решаем ребусы, производим вычисления в голове, ищем предметы на картинке и так далее. Даже если ты не полностью или неправильно что-то делаешь, все равно полезно — мозг-то работал. Со временем ты чувствуешь, как повышается концентрация, как активируется мозг. Но не тренировками едиными: я и на хор хожу, и в бильярд играю.
Я всегда стараюсь находить во всем положительные стороны. Потому что вообще жизнь прекрасна в любом виде. Предвижу, что читатели могут подумать: «просто ей повезло, у нее хорошее здоровье». Да, я считаю себя человеком в целом здоровым, но я пережила две большие онкологические операции с четырьмя курсами химиотерапии. Все было в жизни — и сложности, и потери. Но я никогда не теряю оптимизма. И чем старше, тем больше оптимизма!
С возрастом становится эмоционально проще жить: многие вещи, прежде казавшиеся серьезными, перестают ими казаться, зато по-настоящему важные вещи приобретают особую ценность.
Как преодолеть страх неопределенности и поменять карьеру и жизнь к лучшему
Семь принципов, которые помогут вам лучше понять, что и как стоит есть, чтобы оставаться здоровым