«Положительный результат анализа на антитела дает мнимое ощущение защиты — и это самое опасное во время пандемии»

Вирусолог — об «индийском» варианте коронавируса, антителах и вакцинах против него

«Положительный результат анализа на антитела дает мнимое ощущение защиты — и это самое опасное во время пандемии»

Mufid Majnun / Unsplash

В России третья, «индийская», волна коронавируса: больше 23 000 зараженных за сутки по официальным данным. Мы спросили доктора молекулярной биологии и вирусологии Асель Мусабекову, рассказать самое главное, что нужно знать об антителах, вакцине и «индийском» штамме.

Действительно ли «индийский» вариант коронавируса опаснее других?

Вероятность госпитализации при заражении вариантом дельта в два раза выше, и мы пока не знаем, почему. Но эта мутация — естественное продолжение эволюции вируса. У него для этого есть хорошие условия: сформировалась прослойка людей с иммунитетом (они либо вакцинировались, либо переболели), на которых он учится «убегать» от распознавания иммунной системой, и одновременно с этим осталась значительная прослойка непривитых — именно благодаря этому у вируса все еще есть возможность заражать большое количество людей. 

Высокая заразность дельты — это лишь одна из возможных причин новой волны COVID-19 в России. Намного важнее могут быть другие факторы: небольшая доля привитого населения и несоблюдение санитарных норм — а значит, вирус может спокойно циркулировать и продолжать мутировать. Доля детей и подростков среди заболевших в Европе растет по той же причине: это непривитая часть населения, которая в меньшей степени выработала иммунитет. (Подробнее о том, что известно о новом варианте коронавируса и об эффективности вакцин против нее — в заметке Асель для Factcheck. — Reminder)

Поможет ли вакцина от варианта дельта?

Сейчас есть данные о вакцинах Pfizer и AstraZeneca. Их эффективность при двух дозах против варианта дельта ниже, чем против предыдущих вариантов, — в среднем 80% (88% для Pfizer, 60% для AstraZeneca). Но от тяжелого течения болезни они защищают по-прежнему хорошо — 94% эффективности (измерялось по количеству госпитализаций среди привитых). 

Один из разработчиков «Спутника V» заявил, что эффективность антител после вакцины при заражении дельтой ниже в 2,6 раза — но на самом деле это не напрямую отражает эффективность вакцины. Скорее речь идет о нейтрализующей активности антител — она снижается, и это связано с той же растущей способностью вируса обманывать иммунную систему. Хорошую защиту вакцины от тяжелого течения болезни иллюстрируют реальные цифры по госпитализации: в больнице в Коммунарке из 23 280 госпитализированных с начала вакцинации всего 136 привитых человека, из них 120 — только одной дозой.

Насколько эффективны инактивированные вакцины?

Заявленная эффективность цельных инактивированных вакцин (на основе «убитого» вируса), зарегистрированных в СНГ, — российской «КовиВак» и казахстанской QazVac — еще не подтверждена научными данными. Исследования же китайских цельных вакцин Sinopharm и Sinovac показали меньшую эффективность против изначального варианта вируса — 60-70%.

Часто говорят о том, что «КовиВак» был создан на основе цельного вируса и с использованием проверенной технологии, а значит, антител будет больше и они будут разными, то есть с большей вероятностью защитят от мутаций. Но сейчас уже известно, что векторные и мРНК-вакцины вызывают более качественный и длительный иммунный ответ, хотя содержат лишь генетический код, воспроизводящий S-белок вируса (это белок, который находится на поверхности вируса, по нему иммунная система распознает цель атаки. — Reminder). Здесь может быть разница и в качестве, и количестве антител, и в том, что инактивированные вакцины не способны сформировать стойкий Т-клеточный иммунитет — этакий «спецназ», специально обученные клетки-убийцы. Возможно, со временем мы сможем вовсе отказаться от традиционных инактивированных вакцин. (Подробный разбор популярных вакцин — как разрабатывались, насколько эффективны и какие побочные эффекты могут быть — в нашем предыдущем интервью с Асель. — Reminder

Нужно ли прививаться, если есть антитела?

Имеет смысл привиться одной дозой вакцины через 3-6 месяцев после заболевания, например «Спутником Лайт» или любой дозой «Спутника V». (Можно сделать и две дозы, если нужно, например, для паспорта вакцинации.) Исследования показывают, что критическое количество антител, которое организм выработал в результате естественного заражения, может исчезать достаточно быстро — уже через 3-6 месяцев после заболевания. Это может зависеть от тяжести болезни и первоначальной инфицирующей дозы. А вакцина дает необходимый скачок в выработке антител (после второй дозы для тех, кто не переболел), и сохраняются они дольше.

Когда речь идет об анализах на антитела, который может сдать любой — сказать точно, отражают ли они иммунный ответ организма, нельзя. Есть множество типов тестов на антитела: на S-белок и N-белок, качественные тесты и количественные, и у каждого типа есть подтипы. Разные лаборатории выбирают разные тесты. Мы пока не можем сказать, какой параметр говорит о стойком иммунитете лучше всего — золотого стандарта нет. Именно поэтому на сегодняшний день нет ни одной международной рекомендации, которая подсказала бы, при каком количестве и «репертуаре» антител стоит привиться, а при каком — необязательно. Положительный результат анализа на антитела дает человеку мнимое ощущение защиты — и это самое опасное во время пандемии. 

Вызовет ли вакцина тромбоз?

В очень редких случаях векторные вакцины вызывают вакцино-индуцированную иммунную тромботическую тромбоцитопению (ВИТТ) — изменение параметров свертываемости крови после вакцинации, которое приводит к образованию тромбов. Все зарегистрированные случаи вызваны вакцинами AstraZeneca и Janssen. Но последний очень похож на одну из доз «Спутника» (используется тот же вектор на основе 26-го типа аденовируса), поэтому эти данные скорее всего касаются и российской вакцины. От мРНК-вакцин случаев тромбоза зарегистрировано не было. 

Больше всего случаев было зарегистрировано в Норвегии — примерно у пяти из 130 000 человек, вакцинированных AstraZeneca, обнаружили ВИТТ, то есть вероятность — 1 на 26 000. По отчету CDC, в США выявлено 15 случаев примерно на 8 миллионов привитых вакциной Janssen (риск — 1 на 533 333). Возможные факторы риска — женский пол и возраст до 55 лет, но это может быть просто совпадением: одними из первых векторными вакцинами были привиты медсестры (в основном женщины молодого возраста). 

Синдром ВИТТ поддается лечению, но важно его вовремя диагностировать и отличить от других видов тромбоза: в отличие от последних при лечении ВИТТ используют негепариновые антикоагулянты. В аббревиатуре зашифрован и алгоритм действий для его выявления: 

  • симптомы возникают после вакцинации (В), 

  • они появляются в интервале на 5-14 день после прививки (И),

  • симптомы типичны для тромбоза (Т): боль в груди, нехватка воздуха, сильная головная боль, судороги, отек или онемение конечности, резкое ухудшение зрения, мелкие подкожные кровоизлияния.

  • Тромбоцитопения (Т) диагностируется уже по результатам общего анализа крови и коагулограммы, а также по антителам к комплексу гепарин-тромбоцитарный фактор 4. (Эти анализы проводятся строго по назначению врача.)

Противопоказанием к вакцинации нельзя считать тромбофилию, перенесенный тромбоз или варикоз, потому что механизм у ВИТТ совсем другой — иммунный. Принимать антикоагулянты перед прививкой в качестве профилактики тоже не рекомендуется. 

Стоит помнить, что случаи тромбоза после вакцинации по-прежнему оцениваются как очень редкие. После тщательной оценки было установлено, что польза от вакцины значительно перевешивает риск тромбоза. Причем сам COVID-19 может провоцировать тромбообразование, и риск во много раз выше, чем от вакцины.

Можно ли не бояться заражения после вакцинации?

Риск инфицирования сводится к минимуму через 2 недели после полной вакцинации. Но и тогда желательно собираться компаниями только на открытом воздухе и соблюдать минимальные меры безопасности — просто чтобы снизить нагрузку на врачей: привитые тоже могут передавать вирус, хотя и с меньшей вероятностью. На сколько хватит иммунитета от вакцины — точно не известно, но исследования мРНК-вакцин показывают, что эффект может сохраняться до года.

Должна ли вакцинация быть обязательной?

Я не считаю, что обязательная вакцинация — это выход. На постсоветском пространстве бытовая коррупция — норма, и принуждение к вакцинации просто приведет к волне мелких взяток, покупке документов и прививочных паспортов.

Я сейчас изучаю эффективные методы коммуникации в сфере вакцинации и могу сказать, что обязательность и принуждение очень негативно сказываются на темпах вакцинации. Они также вызывают недоверие к детской вакцинации, что очень опасно в долгосрочной перспективе. 

Я за то, чтобы люди прививались не ради зарубежной поездки или сохранения работы, а чтобы защитить себя и родных. Самая эффективная стратегия коммуникации — адекватное и честное информирование. Примером такой стратегии может служить работа некоммерческой организации «Коллективный иммунитет». 

Вы уже оценили материал
Продолжайте читать
SPECIAL
30 апреля, 2025

18 наивных вопросов про роботов-доставщиков на дорогах

Как видят, куда едут, что везут?

Как видят, куда едут, что везут?

18 наивных вопросов про роботов-доставщиков на дорогах
Работа
12 мая, 2025

4 правила, которые помогут расстаться с нелюбимой работой

Советы от эксперта по карьере и отношениям из Нью-Йоркского университета

Советы от эксперта по карьере и отношениям из Нью-Йоркского университета

4 правила, которые помогут расстаться с нелюбимой работой

«Дар достоинства живет во многих». Александр Асмолов о своей новой книге

«Психология достоинства. Искусство быть человеком» уже доступна в «Яндекс Книгах»

«Психология достоинства. Искусство быть человеком» уже доступна в «Яндекс Книгах»

«Дар достоинства живет во многих». Александр Асмолов о своей новой книге