Канадский коуч и автор популярных книг по саморазвитию Крис Бэйли больше 15 лет экспериментирует с разными методами повышения продуктивности и описывает процесс в блоге A Life of Productivity. Однажды он решил внедрить в свою жизнь привычки пещерного человека и целый месяц спал на полу, питался необработанной едой и проводил много времени под открытым небом. Результат превзошел его ожидания.
Теоретическая база эксперимента Криса — «теория несоответствия». Это одна из идей эволюционной психологии, согласно которой «заболевания цивилизации» вроде диабета, близорукости и даже некоторых видов рака появляются в результате расхождения между современными реалиями и нашими древними эволюционными механизмами.
Организм человека формировался 2,5 миллиона лет, большую часть которых наши далекие предки выживали в дикой природе, ведя жизнь охотников и собирателей. Земледелие и цивилизация появились лишь в последние 10 тысяч лет. А современные города, медицина и изобилие еды — совсем недавно. В созданном нами новом мире, где есть электричество, отопление, интернет и фастфуд, наши тела остаются пришельцами из эволюционного прошлого.
Возьмем хотя бы фастфуд. Сладкие, жирные и калорийные продукты в природе — редкость. За медом и фруктами нужно лезть на дерево, за мясом охотиться. Когда наши предки наконец ухитрялись добыть такую еду, мозг вознаграждал их за усилия гормонами удовольствия. Но сейчас нам уже не нужно прилагать усилия: быстрые углеводы стали самой доступной едой, которая при этом по-прежнему нам очень нравится. Одно исследование поĸазало: когда мы едим два чизбургера, у нас происходит такой же выброс дофамина, как при оргазме! И это, возможно, одна из причин эпидемии ожирения в современном мире.
Другой пример — сидячий образ жизни. Наши тела созданы, чтобы проходить около 10 километров каждый день. Но многие ли могут похвастаться такой активностью?
Крис решил проверить, что будет, если устранить это несоответствие и хоть немного приблизить свою жизнь к условиям каменного века.
Программа возвращения в эволюционное прошлое включала в себя пять пунктов.
1. Потребление непереработанных продуктов. Крис уточняет: вопреки распространенному мнению, у наших предков не было каких-то устойчивых пищевых предпочтений. Пища, доступная древним людям, варьировалась в зависимости от места проживания и времени года. Поэтому в современных условиях проще всего было составить план питания пещерного человека, исключив из рациона продукты, которые точно были ему недоступны: рафинированный сахар, алкоголь, картофель, крахмал, мучное и молочные продукты. Что остается в итоге? Необработанные овощи и фрукты, мясо.
2. Сон в стиле пещерного человека. Где бы Крис ни ночевал — у себя дома, в гостях у подруги или в отеле — он спал на полу, подстелив коврик для йоги с парой подушек и накрывшись двумя тонкими одеялами. Это самый близкий аналог шкур диких животных, что ему удалось найти.
3. Световой режим. По статистике, современный человек проводит 93% времени в закрытых помещениях. Пещерные люди, конечно, гораздо чаще бывали на солнце. Бэйли поставил перед собой цель — как минимум утроить количество солнечного света в своей жизни. Чтобы выполнить план, он на протяжении месяца старался не меньше двух часов проводить под открытым небом, даже если шел дождь или снег. Задача оказалась непростая, потому что эксперимент выпал на апрель, когда погода в Оттаве, где он живет, очень переменчива.
4. Ходьба. Каждый день Крис проходили или пробегал 8 — 14,5 километра. Как показывают исследования существующих в наше время племен охотников-собирателей, примерно такие расстояния могли преодолевать за день наши предки. Он ходил пешком в магазин и на встречи с друзьями, отказавшись от автобуса и такси. К ĸонцу месяца он прошел в общей сложности 274 километра (368 400 шагов).
5. Больше общения. Крис исходил из того, что наши предки чаще вступали в непосредственное взаимодействие друг с другом для выживания. Поэтому он, даже будучи интровертом, удвоил количество контактов с людьми.
6. Никакой обуви. Вернее, почти никакой: Крис сделал себе небольшое послабление, купив себе кроссовки для имитации бега босиком. «Те самые странные, с пальцами», — уточняет Крис.
«Конечно, это не совсем первобытный образ жизни, — признается Бэйли. — Мне по-прежнему приходилось выходить в интернет по работе, и я покупал продукты в магазине, а не охотился на них с копьем, но я попытался воспроизвести те первобытные практики, которые могли повлиять на мою энергичность».
К моменту старта эксперимента, по оценке самого Криса, он не дотягивал до стандартов пещерного человека. С уровнем социальной активности и сном не было никаких проблем. А вот двигался (до эксперимента Крис тренировался два-три раза в неделю) и бывал на солнце он по доисторическим меркам маловато. Питание тоже оставляло желать лучшего: Крис потреблял слишком много сладких, соленых и жирных продуктов. Именно свой образ жизни он видел причиной нестабильного настроения и нехватки энергии. Но уже на вторую неделю жизни в стиле «пещерного человека» все изменилось.
Но главное изменение, которое Бэйли ощутил за месяц эксперимента, касалось не физического самочувствия, а восприятия окружающего мира. С ним произошла метаморфоза, о которой писала в книге «Живи на все сто» британский экономист и коуч Кэролайн Уэбб. Она утверждает, что каждый день наш мозг сканирует окружающую среду, чтобы идентифицировать, с одной стороны, потенциальные угрозы и проблемы, а с другой стороны — приятные вещи, которые могут принести нам удовольствие и пользу. Первый режим она называет защитным, а второй — режимом открытия. В режиме защиты мы напряжены, подозрительны и готовы защищаться. В режиме открытия — «чувствуем, что мир на нашей стороне». Секрет позитивного настроя — сдвинуть баланс в сторону «открытия». То есть сосредоточиться не на опасных, а на интересных аспектах реальности.
Именно это, по словам Бэйли, помог ему сделать эксперимент. Через пару недель жизни в стиле пещерного человека у него не просто выросли выносливость и психологическая устойчивость. Он почувствовал, как мир вокруг превращается из враждебного пространства в источник нового ценного опыта. На контрасте с этим ощущением он осознал, что раньше большую часть времени проводил в режиме защиты. Наверное, это и было главное несоответствие между современным ритмом жизни и нашим эволюционным багажом, которое ему удалось преодолеть.
Крис не знает, какие именно из изменений в его образе жизни во время эксперимента оказали на него такое невероятное влияние. Вероятно, все в совокупности. Наши тело и мозг связаны друг с другом бесконечным количеством способов. Поэтому все, что происходит с телом, влияет на биохимию мозга: на выработку бесчисленного количества разнообразных нейромедиаторов.
Например, во время физической активности увеличивается выработка дофамина — нейромедиатора, дарящего нам чувство удовлетворения от проделанной работы или достижения даже незначительной цели. Кроме того, во время физических нагрузок высвобождаются и другие нейромедиаторы: серотонин (дает чувство уверенности, счастья, гордости и ощущение того, что мир на вашей стороне), эндорфины (прилив энергии и мотивации), а также нейротрофический фактор мозга (белок, улучшающий память).
На биохимию мозга влияют и другие факторы. Те же социальные связи: когда мы проводим время с другими людьми, наш мозг высвобождает окситоцин, химическое вещество, дающее ощущение близости и безопасности. Солнечный свет повышает выработку уже упомянутого серотонина и других важных для поддержания хорошего самочувствия веществ, в результате, как показывают научные работы, мы становимся активнее и позитивнее (заодно улучшается качество сна).
Именно поэтому, — тут Крис ссылается на книгу «Зажги себя! Жизнь — в движении» — физическая нагрузка наряду с полноценным сном, пребыванием на солнце, социальной активностью — всем тем, чему уделялось повышенное внимание во время эксперимента, — лучшие средства для улучшения работы мозга. А также повышения мотивации и внимательности, способности фокусироваться. То есть всего того, что напрямую сказывается на производительности.
«Мой эксперимент подчеркивает важный момент: заботясь о своем теле, вы заботитесь и о мозге», — пишет Крис. Заботиться о теле — это позволить ему жить так, как оно должно: то есть поддерживать достаточный уровень физической активности, правильно питаться, высыпаться, общаться с другими. Так мы можем стать счастливее, здоровее, спокойнее и продуктивнее.
Художница и организатор экспедиций Тина Рыбакова о том, как короткие путешествия помогут полюбить свою рутину (и почему они лучше отпуска на месяц)
Как преодолеть страх неопределенности и поменять карьеру и жизнь к лучшему
26 креативных способов управления минутами, часами, днями и годами