Почему любовь к своему телу необязательна и нормально ли хотеть изменить его

Телеграм-канал Body Neutral Zone о проблемах с питанием и восприятием себя

Почему любовь к своему телу необязательна и нормально ли хотеть изменить его

Polina Tankilevitch / Pexels

В рубрике «Лучшее в телеграме» Reminder рассказывает о самых интересных и полезных телеграм-каналах о здоровье, психологии и саморазвитии.

Body Neutral Zone — телеграм-канал клинического психолога Юлии Лапиной, которая специализируется на расстройствах пищевого поведения. Возможно, Юлия знакома вам по книге «Тело, еда, секс и тревога: Что беспокоит современную женщину». Книга вышла в 2018 году и все еще остается, наверное, лучшим русскоязычным объяснением того, почему современный человек так фрустрирован свои телом и питанием, — причем объяснением не только психологическим, но и культурологическим, социологическим и даже слегка философским.

В своем канале Юлия Лапина также рассказывает о проблемах с питанием и восприятием тела: отвечает на вопросы читательниц о том, как прекратить приступы переедания во время изоляции, публикует истории о здоровом отношении с едой и весом, переводит англоязычные тексты и объясняет, почему психотерапия не работает быстро.

Вот несколько полезных постов.

Также по теме. «Современная женщина может открыто говорить о мастурбации. Но не о повышенном аппетите». Reminder расспросил психолога Юлию Лапину о настоящих причинах наших проблем с питанием и телесностью. Ссылка.

Нормально ли хотеть изменить свое тело

Всегда ли желание изменить свое тело является проявлением дисморфофобии? Несколькими постами выше я упомянула, что это отдельный вопрос, и читатели написали с просьбой пояснить почему. Отдельный в первую очередь потому, что психология и психиатрия немного иначе подходят к диагностике, нежели другие отрасли медицины.

Нельзя быть немножко беременной или иметь как бы недоопухоль и не обращать на нее внимания. Перелом либо есть, либо нет. Ветрянка либо есть, либо нет. Но не так с психическими состояниями, и именно поэтому было введено понятие спектра (например, аутистический спектр), то есть от полного отсутствия признаков расстройства до их максимально пышного цветения.

Так же можно говорить и про дисморфофобический спектр — от отсутствия каких-либо проблем с восприятием собственного тела до невозможности находиться в нем ни минуты, вплоть до самоубийства. И вот на этом спектре можно уже расположить каждую конкретную историю, которая не обязательно будет статично находиться в одной точке всю жизнь, а вполне себе может перемещаться, например — от подросткового недовольства чуть ли не всем в своем теле до почти в нем уверенности в зрелом возрасте.

Рассматривая состояния людей через спектр, можно понять, как находящиеся на его дальнем конце люди могут делать десятки пластических операций и не находить успокоения. Чем дальше от точки «ноль», тем меньше психика способна саморегулировать телесные тревоги через внешние действия. И, наоборот: чем ближе к точке нейтралитета, тем больше вероятность, что какие-либо модификации внешности (от самых доступных вроде стрижки до более сложных вроде пластики груди) принесут облегчение, т.е. отрегулируют эмоции. Именно поэтому задача специалиста — понимать, насколько силен психический иммунитет конкретного человека в отношении проблемы неприятия своего образа тела и насколько человек может справляться с ней сам: кого-то успокаивает релаксирующий массаж или плавание, а для кого-то телесные модификации могут превратиться в зависимость, когда даже серьезные вмешательства лишь ненадолго сдерживают невероятной силы телесную тревогу.

И имея в голове эту градацию, проще видеть цели терапии — ближайшие возможные шаги: для кого-то это будет возможность спокойно проходить мимо витрин, замечая в них свое отражение, для кого-то — спокойно выйти на пляж, для кого-то — сделать селфи и не удалять его в ужасе, для кого-то — начать есть, для кого-то — договориться о паузах в хирургических вмешательствах и т.д.

В любых психических проблемах мы можем видеть один и тот же принцип: чем больше болезнь отнимает сил, времени, энергии, заставляя сосредоточиваться на главной теме, тем сложнее выбраться из этой ловушки самому. Не только потому что силы забирает расстройство, но и потому что оно же предлагает методы с ним самим борьбы. Самый яркий и смертельный пример — анорексия, которая сеет невероятный страх перед некатастрофически худым телом и предлагает голод как метод борьбы со всеми невыносимыми эмоциями, в том числе и страхом.

Поэтому не бойтесь искать помощи, если вы ощущаете замкнутый круг дисморфофобии: неприятие тела — попытки что-то изменить — снова (или еще большее) неприятие. Не слушайте голос деструкции: вы не слабый человек, вы человек в беде, а из беды выручают другие, готовые вас понять, услышать и принять. На что деструкция, к слову, не способна. Она может только разрушать.

Берегите себя ❤️

Ссылка.

Почему любить свое тело не так уж важно

Автор — Vania Phitidis, перевод Юлии Лапиной. Источник.

В бодипозитив-сообществе подчеркивается важность любви к телу. И это может заставить вас подумать, что вы должны любить свое тело, чтобы найти мир с телом и едой, чтобы делать в жизни те вещи, которые хочется делать и чтобы лучше о себе заботиться. И многие люди весьма настойчиво говорят об этом.

Я видела многих женщин, чье состояние я бы назвала «агония от невозможности любить свое тело таким, какое оно есть». Они винят себя — не только за обладание телом, которое они (и наша культура) считают неприемлемым, но и за невозможность его полюбить. Они считают себя проигравшими на обоих фронтах. К травме добавляется боль.

Идея любви к телу нагружена множеством смыслов. Что значит любить свое тело? Означает ли это любить свое тело так, как вы любите своего ребенка? Или любовника? Или домашнее животное? Или друга, сестру или бабушку (и еще много, много вариантов).

Я думаю, что мы слишком многого от себя ждем, когда говорим о любви к телу. И из-за этого слишком много давления на нас. И я подумала… 

А действительно ли любить свое тело так важно и необходимо?

Поймите меня правильно: я целиком и полностью за любовь на всех уровнях! Но я спрашиваю себя: действительно ли погоня за любовью к своему телу так необходима для обретения мира с едой, телом и собой? А может быть, погоня за этой любовью откладывает возможность жить именно той жизнью, какой вы хотите жить именно сейчас? Может быть, это ожидание даже отвлекает нас от созидания нового, участия в том, что нас вдохновляет и наполняет жизнью?

Избавьтесь от этого давления!

Я бы рекомендовала избавиться от этого давления гонки за любовью к телу. Изменить свою цель: с чувства любви к телу — на ощущение нейтральности по отношению к нему. Другими словами — работайте над тем, чтобы убрать из своей жизни осуждение тела. Работайте над тем, чтобы говорить о своем или любом другом теле нейтрально. Используйте описательную лексику, без использования оценок. Когда вы ловите себя на том, что критикуете тело, перефразируйте мысль или фразу на нейтральную. Или почему бы не пойти смело дальше? Скажите себе о своем теле что-нибудь доброе, хорошее или ценное.

Создавайте для себя маленькие изменения — и это поможет начать делать для себя те вещи, которые вы откладывали до тех пор, пока не сбросите 5-10-15-20 кг. Например, носить более открытую одежду в жару. Или пойти в бассейн и на пляж. Пусть первым шагом будет момент, когда в бассейне или на пляже не слишком людно. Просто сделайте маленький реальный шаг.

Другой способ думать о любви

Вместо того, чтобы думать о любви как о чувстве (то есть как о существительном), думайте о нем как о глаголе (действии). Замените в своем восприятии «любовь» на «любить». Вы можете начать относиться к своему телу с любовью, даже если вы не чувствуете любовь к нему. Составьте список того, что вы можете сделать, чтобы продемонстрировать любовь к себе, вне зависимости от того, испытываете вы ее или нет.

А затем выполните пункты этого списка.

Ссылка.

Как справиться с мыслями, что ты толстая

Добрый день, Юлия! Спасибо Вам за канал, он мне очень помогает. Я длительное время борюсь с компульсивным перееданием и даже выигрываю (как мне кажется). Но есть одна проблема, которая не дает мне покоя. Я вроде стала бодипозитивно смотреть на себя, перестала взвешиваться, гнобить себя, ненавидеть свое тело, но я очень стесняюсь ездить в многолюдные места. Я сейчас сижу в декрете и выхожу из дома только на прогулки с ребенком (а это крохотный микрорайон). Но мне также нужно бывает куда-то съездить, и тут я никак не могу решиться. Я очень боюсь, мне кажется, что все люди в метро будут смотреть на меня и думать: «нифига се какая толстая». И вроде с помощью логики мне удается на время побороть страх, но через пару часов он снова наступает. Из-за этого я постоянно откладываю поездки. Умом я понимаю, что никому до меня дела нет, но все равно боюсь. Может, Вы сможете эту тему осветить на своем канале, а если нет, то прошу прощения, хотя бы выговорилась. Спасибо.

Добрый день! Спасибо за слова благодарности, за доверие и разрешение опубликовать ответ на канале. Поверьте, Вы не одна, кто переживает что подумают знакомые и незнакомые люди о внешнем виде. Мы, люди, социальные существа. И мы во многом выстраиваем свою систему «хорошо — плохо» из тех сигналов, которые считываем из общественного пространства, которое и состоит из людей и их оценок. И в этом — яд диетической культуры, которым пропитано общество.

Только представьте: молодая мама тратит свой сверхценный ресурс на тревогу о соответствии ее тела текущим общественным стандартам! Мне правда жаль, что все так. Возможно, Вам будет проще быть в людных местах, если с Вами будет кто-то (друзья, родственники) или что-то (книга, плеер), что отвлечет Вас от тревог и просто технически переключит внимание.

Но самое главное, на мой взгляд, помнить три важные вещи.

  1. К сожалению, самый жестокий критик для каждого из нас — это мы сами. Как мы умеем раскритиковать себя до малейших деталей и самыми обидными словами, другие просто не смогут. Хотя бы потому, что не уделяют нашим «недостаткам» столько внимания. На самом деле даже если кто-то на минутку что-то и подумал, 99,99999999% мыслей людей посвящены своим тревогам и переживаниям (в том числе и о теле), а не «лишним» килограммам других.

  2. Даже если вдруг кто-то что-то скажет, а такое может быть, не все люди интеллигентны, деликатны и имеют контроль над своим поведением, то — да, это может ранить. Но, поверьте, человек, критикующий внешность незнакомцев, живет не в мире со своим телом. Мягко говоря. Это вообще не про Вас.

  3. На самом деле мы никогда точно не можем знать, что думают о нас незнакомые люди. Может быть, Вы напомнили кому-то бывшую жену и гримаса на лице — лишь отражение неприятных воспоминаний. Может быть, Вы идете с ребенком и кто-то думает «понарожали» или «почему у всех кроме меня есть дети», а вовсе не про Ваше тело. То есть я хочу сказать: раз уж мы не знаем, что о нас конкретно думают люди, то это дает нам свободу интерпретаций. И лишь наш жестокий внутренний критик пытается все всегда однозначно интерпретировать против нас (или нашего тела). По сути, с ним и важно вести основную борьбу.

Очень хочется пожелать Вам сил, терпения и доброты к себе на этом непростом пути борьбы! 

Ссылка.

Как говорить с дочерью о ее теле

Текст: Sarah Koppelkam. Перевод Юлии Лапиной.

Шаг первый: не говорите с дочерью о ее теле, за исключением объяснений, как оно работает.

Ничего не говорите, если она похудела. Ничего не говорите, если она поправилась.

Если вы считаете, что тело вашей дочери выглядит классно, не говорите этого. Лучше сказать так.

«Выглядишь цветущей»— отличный вариант.

Или как насчет «Ты выглядишь такой сильной»?

«Я вижу, какая ты счастливая, прям светишься».

А лучше сделать комплименты, которые не касаются тела.

Не комментируйте тела других женщин. Вообще. Ни одного комментария: ни хорошего, ни плохого.

Научите ее не только доброте к другим, но и доброте к себе.

Ни в коем случае не говорите при дочери, как вы ненавидите свое тело, и не говорите о своей новой диете. На самом деле не садитесь на диету при дочери. Покупайте здоровую еду. Готовьте здоровые блюда. Но не говорите: «Я сейчас не ем углеводы». Ваша дочь никогда не должна думать, что углеводы — зло, потому что стыд за еду ведет лишь к стыду за себя.

Вдохновляйте вашу дочь бегать, потому что это помогает бороться со стрессом. Вдохновляйте вашу дочь идти в горы, потому что на пике горы можно ощутить всю красоту Вселенной. Вдохновляйте ее кататься на горном велосипеде, пробовать серфинг, взбираться по скале, потому что это может дать чувство победы над страхом.

Помогите своей дочери полюбить футбол, греблю или хоккей, потому что спорт может помочь ей стать лучшим лидером и более уверенной в себе женщиной. Объясните, что неважно, сколько тебе лет, умение работать в команде нужно всегда. Никогда не заставляйте ее заниматься спортом, который ей не нравится.

Докажите своей дочери, что женщинам не нужен мужчина, чтобы подвинуть мебель.

Научите вашу дочь готовить брокколи. Научите вашу дочь готовить шоколадный торт с кремом.

Передайте ей рецепт рождественского бабушкиного пирога. Передайте ей свою любовь к прогулкам.

Может быть, у вашей дочери крупные бедра и широкая грудная клетка. Очень просто возненавидеть ненулевой размер. Не надо. Скажите ей, что сильные ноги помогут ей пробежать марафон, если она захочет, а ее грудная клетка — просто место, которое защищает сильные легкие. С ними она может кричать, петь и поднять весь мир, если захочет.

Напоминайте своей дочери, что лучшее, что она может сделать со своим телом, — это использовать его для мобилизации своей прекрасной души.

Ссылка.

Вы уже оценили материал

Продолжайте читать

Что делать, если партнер не хочет идти на семейную терапию?

Как понять, что без психолога уже не обойтись, и чего ждать от парных сеансов

Как понять, что без психолога уже не обойтись, и чего ждать от парных сеансов

Что делать, если партнер не хочет идти на семейную терапию?

33 способа начать что-то новое

Как преодолеть страх неопределенности и поменять карьеру и жизнь к лучшему

Как преодолеть страх неопределенности и поменять карьеру и жизнь к лучшему

33 способа начать что-то новое

Спросили у марафонца и физиотерапевта

На толстом слое. Правда ли, что бегать лучше в кроссовках с массивной подошвой