Захламленность мешает сосредотачиваться, ухудшает сон, повышает уровень кортизола и даже заставляет есть больше сладкого. Что делать? Всем известная Мари Кондо советует просто взять вещь в руки и почувствовать радость. Если радость не возникает — с вещью пора расстаться.
Совет хорош. Но его недостаточно, считает куратор выставок и автор книги «Fewer, Better Things» Гленн Адамсон. Ему, например, метод Кондо никак не помог сократить количество книг, потому что он читает не только для радости. А еще подход Кондо помогает избавиться от хлама, но не превращает жилье в уютное, индивидуализированное пространство.
Вместо того чтобы просто сводить к минимуму количество вещей, Адамсон предлагает думать об имуществе как о возможности для самовыражения. То есть действовать как музейный куратор. Прежде всего это означает заботу: слово «кураторство» восходит к латинскому глаголу curare — «заботиться». Причем это забота особого рода. Правильный вопрос для куратора — не что вещь может сделать для меня, а что я могу сделать для своих вещей?
Вот три кураторских принципа, которыми Гленн Адамсон советует дополнить или заменить уборку по методу Мари Кондо.
Когда куратор приобретает предмет для коллекции, он как бы говорит музею, его посетителям и миру: «Этот объект важен, и вы тоже должны так думать». Чтобы вынести такой вердикт, куратор учитывает три важных обстоятельства: избыточность, взаимодополняемость и аутентичность. Попробуйте сделать то же, прежде чем купить что-то новое домой. Не ограничивайтесь вопросом: «Это классная вещь?» Спросите себя: «Насколько хороша она для моего дома?»
Куратор, например, оценивает долгосрочное развитие коллекции и места, где она расположена. Вы также можете задуматься, каким вы видите свой дом в будущем.
Подобные вопросы применимы к самым разным покупкам: книгам, одежде и мебели.
Музеи не выставляют все экспонаты разом. Обычно на виду только 10% коллекции. Но остальные 90% не просто лежат и покрываются пылью. Кураторы отправляют предметы на выставки в другие музеи, открывают к ним доступ исследователям.
Тут аналогия немного хромает — Адамсон не предлагает сдавать личные вещи в аренду. Но он объясняет, что думать как куратор — значит помнить о вещах, об их достоинствах, даже когда вы ими не пользуетесь. Это больше, чем просто разложить предметы по категориям в шкафу.
Жена Гленна Адамсона, например, расставила книги по цвету их корешков. Сначала это показалось ему красивым, но непрактичным. Но скоро Адамсон понял: у него есть четкое представление о каждой книге, и хранение по цвету активировало эти нейронные связи. Найти книги стало проще, а еще к ним проснулся интерес. Автор советует: придумайте свой принцип динамичного хранения и примените к книгам, одежде, посуде.
Чтобы выставка была успешной и понятной даже тем, кто не читает сопроводительные тексты, куратор придерживается принципа «Показывай, а не говори». То есть передает сложные понятия за счет визуальных акцентов. Иногда он решает: нужно поставить объект в угол. А бывает, что лучше оставить пространство вокруг предмета пустым — и тогда он будет говорить сам за себя. Если применить принцип к обустройству дома, это поможет избавиться от лишнего и подчеркнуть характер пространства, предметов и хозяев. Нужно всего лишь собрать информацию, понять, что лучше для предметов и задумки, — и сделать выбор.
Если вас заинтересовала идея кураторского подхода к разным сторонам жизни, рекомендуем почитать книги главного куратора современности Ханса Ульриха Обриста.
Разбираем самые популярные заблуждения вместе с врачами и биохакерами
Разбираем самые распространенные заблуждения с врачом-офтальмологом