Работа
24 марта, 2025
Новое

Генетический стартап 23andMe, в который инвестировал Сергей Брин, объявил о банкротстве

Компанию погубили репутационный скандал с утечкой данных и падение спроса на генетические тесты

Генетический стартап 23andMe, в который инвестировал Сергей Брин, объявил о банкротстве

Офис компании 23andMe

Компания 23andMe, известная благодаря своим домашним тестам ДНК, объявила о банкротстве в США и запустила процесс продажи. Генеральный директор и соосновательница Энн Войцки (бывшая жена Сергея Брина) ушла с поста, чтобы участвовать в торгах как независимый покупатель. Все это на фоне падения спроса, миллиардных убытков и утечки данных почти 7 млн пользователей.

Чем известна 23andMe

23andMe — одна из первых компаний, сделавших генетическое тестирование массовым. За сумму от $99 до $199 любой желающий мог заказать набор, отправить в лабораторию пробирку со слюной и через шесть-восемь недель получить отчет, который включал данные 

  • о происхождении, 
  • генетических рисках, 
  • реакции на диету и физнагрузки,  
  • вероятности развития заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера или макулярная дегенерация.

Резкий всплеск интереса к компании произошел после того, как в 2013 году Анджелина Джоли публично рассказала о своей двойной мастэктомии — решении, основанном на генетическом тестировании. Хотя она использовала медицинский тест, внимание к теме резко выросло и 23andMe, как более доступный сервис, получила огромную волну новых пользователей.

Как писал биохакер Ильмо Стремберг, один из героев материала Reminder, тест 23andMe позволил ему обнаружить ген долголетия, скорректировать рацион и перестать волноваться из-за беспокойного сна — оказалось, это просто генетическая особенность.

Свою роль в раскрутке сыграл и Сергей Брин, бывший муж соосновательницы компании. Он обеспечил проекту инвестиции в размере $3,9 млн от Google на раннем этапе, а также участвовал в ряде исследовательских инициатив, связанных с болезнью Паркинсона, к которой у него есть генетическая предрасположенность.

Что случилось

23andMe подала в суд Восточного округа штата Миссури добровольное заявление о защите от банкротства по главе 11. Это означает, что компания продолжит работу в обычном режиме, но теперь ищет покупателя, который сможет спасти бизнес. Официально Войцки объяснила решение о банкротстве как «лучший способ сохранить ценность компании». Она покинула должность CEO, но осталась в совете директоров и собирается участвовать в торгах за активы — уже не как руководитель, а как сторонний инвестор. В руководстве ее заменил финансовый директор Джо Селсэвидж.

На время реструктуризации 23andMe получила $35 млн от фонда JMB Capital Partners. В течение продажи компания продолжит работать и обещает сохранить прежний уровень защиты данных. Однако ее будущее зависит от того, найдется ли покупатель, готовый восстановить доверие к бренду, который когда-то считался флагманом генетической революции. 

Войцки, несмотря на увольнение, заявила , что по-прежнему верит в миссию компании: «Если мне удастся вернуть активы 23andMe, я продолжу работать над тем, чтобы генетика стала частью системы здравоохранения по всему миру». 

В чем причина

К 2021 году 23andMe уже привлекла более $1,1 млрд инвестиций. А затем вышла на IPO, объединившись с VG Acquisition Corp. — SPAC-компанией, основанной Ричардом Брэнсоном. Это позволило обойти традиционную процедуру выхода на биржу и привлечь инвесторов напрямую, включая Fidelity и GlaxoSmithKline. Оценка компании составила $3,5 млрд. Тогда компания переживала свой звездный час: акции вскоре достигли цены $17,27 за штуку, а Войцки говорила, что это «лучший момент для развития персонализированной медицины». 

С тех пор стоимость акций 23andMe упала более чем в 17 раз. В марте 2024 года Войцки предлагала выкупить компанию примерно за $11 млн (по $0,41 за акцию) при рыночной оценке в два с лишним раза выше. Сейчас капитализация 23andMe составляет менее $50 млн. 

К такому положению компанию привели сразу несколько факторов. 

  • Массовая утечка данных. В 2023 году были скомпрометированы личные данные 6,9 млн клиентов, то есть почти половины пользователей. Компания до сих пор не оправилась от удара по репутации.
  • Падение спроса. Генетические тесты перестали быть модным подарком — продажи снизились, клиенты начали массово требовать удалить свои данные. 
  • Сокращения и сворачивание проектов. Осенью компания уволила 200 человек (40% команды) и прекратила разработку всех лекарственных препаратов.
  • Юридическое давление. После утечки 23andMe согласилась выплатить $30 млн и обеспечить пострадавшим пользователям трехлетний мониторинг безопасности. Генпрокурор Калифорнии призвал всех клиентов удалить свои данные из базы компании.

В России тоже работают компании, предлагающие услуги генетического тестирования, например Genotek, Atlas и MyGenetics. Они обещают пользователям узнать о склонности к заболеваниям, особенностях метаболизма и даже личностных чертах. Однако скепсис со стороны научного сообщества сохраняется. Биоинформатик, доктор биологических наук Михаил Гельфанд объясняет: «Можно предсказывать, будет ли человек хорош на коротких дистанциях или на длинных, — это разный обмен веществ. И там известны варианты генов, которые лучше работают у тех и у других. Но будешь ли ты марафонцем велосипедным, беговым или конькобежным? Это превышение точности».

Вы уже оценили материал
Продолжайте читать

«Буддийский покой»: почему обязательно стоит отправиться в лес зимой

Прогулка по заснеженному лесу с известным немецким натуралистом Петером Вольлебеном

Прогулка по заснеженному лесу с известным немецким натуралистом Петером Вольлебеном

Немецкий натуралист Петер Вольлебен считает зимние прогулки по лесу чем-то вроде медитации на ходу
Работа
16 января, 2026

Как вернуть «убегающее» внимание

Концентрацию можно накачать, как мышцу. Вот три простых шага

Концентрацию можно накачать, как мышцу. Вот три простых шага

Как вернуть «убегающее» внимание
Картина мира
13 января, 2026

«Я перестал бояться смерти»

Зачем предприниматели и топ-менеджеры уходят в тайгу без связи и удобств

Зачем предприниматели и топ-менеджеры уходят в тайгу без связи и удобств

«Я перестал бояться смерти»