Работа
24 марта, 2025
Новое

Генетический стартап 23andMe, в который инвестировал Сергей Брин, объявил о банкротстве

Компанию погубили репутационный скандал с утечкой данных и падение спроса на генетические тесты

Генетический стартап 23andMe, в который инвестировал Сергей Брин, объявил о банкротстве

Офис компании 23andMe

Компания 23andMe, известная благодаря своим домашним тестам ДНК, объявила о банкротстве в США и запустила процесс продажи. Генеральный директор и соосновательница Энн Войцки (бывшая жена Сергея Брина) ушла с поста, чтобы участвовать в торгах как независимый покупатель. Все это на фоне падения спроса, миллиардных убытков и утечки данных почти 7 млн пользователей.

Чем известна 23andMe

23andMe — одна из первых компаний, сделавших генетическое тестирование массовым. За сумму от $99 до $199 любой желающий мог заказать набор, отправить в лабораторию пробирку со слюной и через шесть-восемь недель получить отчет, который включал данные 

  • о происхождении, 
  • генетических рисках, 
  • реакции на диету и физнагрузки,  
  • вероятности развития заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера или макулярная дегенерация.

Резкий всплеск интереса к компании произошел после того, как в 2013 году Анджелина Джоли публично рассказала о своей двойной мастэктомии — решении, основанном на генетическом тестировании. Хотя она использовала медицинский тест, внимание к теме резко выросло и 23andMe, как более доступный сервис, получила огромную волну новых пользователей.

Как писал биохакер Ильмо Стремберг, один из героев материала Reminder, тест 23andMe позволил ему обнаружить ген долголетия, скорректировать рацион и перестать волноваться из-за беспокойного сна — оказалось, это просто генетическая особенность.

Свою роль в раскрутке сыграл и Сергей Брин, бывший муж соосновательницы компании. Он обеспечил проекту инвестиции в размере $3,9 млн от Google на раннем этапе, а также участвовал в ряде исследовательских инициатив, связанных с болезнью Паркинсона, к которой у него есть генетическая предрасположенность.

Что случилось

23andMe подала в суд Восточного округа штата Миссури добровольное заявление о защите от банкротства по главе 11. Это означает, что компания продолжит работу в обычном режиме, но теперь ищет покупателя, который сможет спасти бизнес. Официально Войцки объяснила решение о банкротстве как «лучший способ сохранить ценность компании». Она покинула должность CEO, но осталась в совете директоров и собирается участвовать в торгах за активы — уже не как руководитель, а как сторонний инвестор. В руководстве ее заменил финансовый директор Джо Селсэвидж.

На время реструктуризации 23andMe получила $35 млн от фонда JMB Capital Partners. В течение продажи компания продолжит работать и обещает сохранить прежний уровень защиты данных. Однако ее будущее зависит от того, найдется ли покупатель, готовый восстановить доверие к бренду, который когда-то считался флагманом генетической революции. 

Войцки, несмотря на увольнение, заявила , что по-прежнему верит в миссию компании: «Если мне удастся вернуть активы 23andMe, я продолжу работать над тем, чтобы генетика стала частью системы здравоохранения по всему миру». 

В чем причина

К 2021 году 23andMe уже привлекла более $1,1 млрд инвестиций. А затем вышла на IPO, объединившись с VG Acquisition Corp. — SPAC-компанией, основанной Ричардом Брэнсоном. Это позволило обойти традиционную процедуру выхода на биржу и привлечь инвесторов напрямую, включая Fidelity и GlaxoSmithKline. Оценка компании составила $3,5 млрд. Тогда компания переживала свой звездный час: акции вскоре достигли цены $17,27 за штуку, а Войцки говорила, что это «лучший момент для развития персонализированной медицины». 

С тех пор стоимость акций 23andMe упала более чем в 17 раз. В марте 2024 года Войцки предлагала выкупить компанию примерно за $11 млн (по $0,41 за акцию) при рыночной оценке в два с лишним раза выше. Сейчас капитализация 23andMe составляет менее $50 млн. 

К такому положению компанию привели сразу несколько факторов. 

  • Массовая утечка данных. В 2023 году были скомпрометированы личные данные 6,9 млн клиентов, то есть почти половины пользователей. Компания до сих пор не оправилась от удара по репутации.
  • Падение спроса. Генетические тесты перестали быть модным подарком — продажи снизились, клиенты начали массово требовать удалить свои данные. 
  • Сокращения и сворачивание проектов. Осенью компания уволила 200 человек (40% команды) и прекратила разработку всех лекарственных препаратов.
  • Юридическое давление. После утечки 23andMe согласилась выплатить $30 млн и обеспечить пострадавшим пользователям трехлетний мониторинг безопасности. Генпрокурор Калифорнии призвал всех клиентов удалить свои данные из базы компании.

В России тоже работают компании, предлагающие услуги генетического тестирования, например Genotek, Atlas и MyGenetics. Они обещают пользователям узнать о склонности к заболеваниям, особенностях метаболизма и даже личностных чертах. Однако скепсис со стороны научного сообщества сохраняется. Биоинформатик, доктор биологических наук Михаил Гельфанд объясняет: «Можно предсказывать, будет ли человек хорош на коротких дистанциях или на длинных, — это разный обмен веществ. И там известны варианты генов, которые лучше работают у тех и у других. Но будешь ли ты марафонцем велосипедным, беговым или конькобежным? Это превышение точности».

Вы уже оценили материал
Продолжайте читать

Рассылка Reminder «15 полезных ссылок»: выпуск 75

Парадокс усилий, тренировка «12-3-30» и час со смартфоном в постели
Сознание
1 апреля, 2025
Новое

Может ли ИИ заменить психотерапевта? Новое исследование дает ответ

Общение с искусственным интеллектом снижает проявления депрессии на 51%

Общение с искусственным интеллектом снижает проявления депрессии на 51%

Может ли ИИ заменить психотерапевта? Новое исследование дает ответ
SPECIAL
10 марта, 2025

Обучение для взрослых: как начать и не бросить

14 приемов, проверенных наукой и лабораторией Яндекс Практикума

14 приемов, проверенных наукой и лабораторией Яндекс Практикума

Обучение для взрослых: как начать и не бросить