Картина мира инвестора Игоря Лутца

«У меня многое в жизни не получалось. И до сих пор не получается. Я просто не вижу в этом проблемы»

Картина мира инвестора Игоря Лутца

Игорь Лутц — легенда российской рекламы. Он работал в агентстве BBDO с 1989 года, с момента становления индустрии и значительно повлиял на нее. Но несколько лет назад Лутц кардинально сменил род деятельности. Теперь он венчурный инвестор и управляющий партнер фонда The Untitled Ventures. Reminder поговорил с ним о работе, творчестве и рисках.

💬

В инвестициях на ранней стадии главный инструмент — это интуиция. Мы многие вещи лучше понимаем интуитивно, особенно в тех областях, где есть наработанная экспертиза и большой опыт. Кортекс — маленькая часть мозга, а большая его часть — рептильный мозг, который помогает нам мгновенно принимать решения на бессознательном  уровне. Поэтому я люблю встречаться с людьми лично, face to face: буквально за пару секунд ты многое о человеке понимаешь — тем самым рептильным мозгом, который подсказывает, твой этот человек или не твой. Потом уже включается сознание: мы рационализуем, и начинаем придумывать для себя объяснение, почему мы приняли именно такое решение.

Чтобы сделать что-то крутое, получить радикально новое решение, приходиться сильно рискнуть: отказаться от комфорта, удобной позиции, шагнуть в неизведанное — иногда даже без видимого шанса на успех. Мой уход из рекламы тому пример. Взял и ушел. Можно было эти пять лет провести в хорошо знакомой индустрии, где все было понятно и относительно легко, но потенциала для бурного развития в ней уже не было.  В венчурной индустрии на тот момент я ничего толком не понимал, как кстати и в технологиях — пришлось разбираться. Это был риск.

Как правильно рисковать? Первое. Я не вижу смысла рисковать по мелочи, просто ради дозы адреналина. Нужна большая цель, которую ты постоянно держишь в фокусе. При этом есть такая буддийская фишка: находясь в фокусе, ты должен оставаться расслабленным. Когда ты напряжен, у тебя шоры на глазах, ты видишь и упираешься только в одну цель. А когда ты расслаблен, ты можешь вдруг увидеть совершенно новые возможности и оперативно поменять вектор своей активности. Первоначальная гипотеза может оказаться неверной, и по мере движения в пространстве неопределенности ты можешь увидеть новую цель вообще в другой стороне. Так что у тебя должна быть цель, большая картина — но ты должен смотреть по сторонам и быть готовым от всего этого отказаться. А дальше — работать, работать и еще раз работать.

Во-вторых, нужно подумать, хорошо ли вам известна область в которой вы оперируете, и максимально глубоко погрузиться в предмет. Я рискую в областях, которые мне знакомы и понятны: маркетинг, реклама, медиа, и не вкладываю, например, в наукоемкие технологии, в которых не разбираюсь.

Третье. Делите риски с партнерами, которые разделяют ваше видение и ценности. Партнеры дадут вам поддержку, экспертизу, капитал. Мне крайне везло в жизни на партнеров. Многое из того, что я добился, благодаря им, за что я им всем искренне признателен. Мой принцип, делиться и двигаться быстрее.

Наконец, чтобы, как говорил Черчилль, «идти от поражения к поражению, не теряя оптимизма», надо ментально разрешить себе ошибаться. Ты должен быть готов проиграть, быть готов к тому, что что-то может не получиться — и у меня многое в жизни не получалось. И до сих пор не получается. Я просто не вижу в этом проблемы. Проиграть сражение — не значит проиграть войну. Это вопрос толерантности к риску и готовности бороться дальше. Идешь, идешь, падаешь, ошибаешься, встаешь, идешь дальше... Самые успешные проекты — как правило, не первые. Мы любим, когда предприниматель уже совершил несколько ошибок, когда у него есть предыдущие проекты — успешные или неуспешные, не так важно. По нашему наблюдению, как правило, только третий-четвертый проект у фаундеров получается крайне успешным. Побеждают не самые умные и не самые талантливые, а самые упрямые.

Где ты находишься — результат решений, которые ты принимаешь каждый день. Рефлексия должна быть постоянной: я постоянно анализирую, что получается, что нет, и по результатам принимаю новые решения. Есть замечательная книга, One Thing, — как раз о том, как наши маленькие решения приводят нас к большим достижениям — или не приводят никуда. Я каждый день смотрю: продвинулся ли я вперед, к моей цели? Что получилось и что нет? Почему? Уточняю или меняю приоритеты.

Люблю записывать задачи на бумажках, хотя у меня есть и электронный календарь для операционной деятельности: когда, что произойдет. На бумажках я выделяю приоритеты: как правило, это понедельный план. Почему бумажки? Их можно перечитывать, перекладывать, переписывать. Плюс для меня важно взаимодействие руки и мозга: когда я занимался рекламным агентством, много читал о креативности, о том, как работает наше сознание, как его можно обмануть. И знаю точно, что эта методика письма от руки позволяет быть более сфокусированным.

Мне вообще тяжело концентрироваться, я такой multitask-человек: много что интересно, много что отвлекает. Поэтому, для меня идеальное состояние для работы - это когда я отключаю телефон и в помещении никого нет. Работаю два-три часа — считаю, больше нет смысла, дольше удерживать фокус сложно. Остальной день делю между встречами и другими делами. Тут нужен баланс: ты не можешь шесть часов подряд качественно работать сидя у компьютера, но пару часов в день ты должен сесть, сфокусироваться и упорно поработать, в остальное время — можно отвечать на письма и проводить на встречах.

Челленжить себя надо — и ментально, и физически. Занимаясь спортом, я понимаю: да, иногда можно пару недель отдохнуть, в этом нет большой проблемы. Но если хочешь быть в форме, ты должен возвращаться в зал и двигать себя дальше. Через боль, одышку, нежелание. Если мышца не болит, значит она не растет. Так же и в жизни.

Вкладывая в проект деньги, я с ними ментально расстаюсь. Конечно, я даю их не для того, чтобы расстаться, наоборот, я планирую заработать на порядок больше. Но понимаю, инвестиции на ранних стадиях — это огромный риск и всегда есть вероятность эти деньги потерять. Поэтому я даю их ровно столько, сколько готов потерять. Я знаю, что это фатально не повлияет на мое благосостояние, не помешает семье нормально существовать, отправить детей в хорошую школу. Терять в такой ситуации неприятно, больно, некомфортно, но не драматично. Для меня ценнее и интереснее профинансировать новый проект, чем купить новую машину. 

По той же причине я не ставлю задачу пробежать марафон или переплыть Ла-Манш, заработать все деньги мира. Я считаю, надо выбирать нагрузку по силам. При этом амбиции должны постоянно расти, нагрузка постоянно увеличиваться, иначе не будет развития. Выгорание, слом происходит потому, что человек берет на себя слишком много обязательств и предъявляет к себе нереалистичные требования — то есть не соизмеряет свои ресурсы с нагрузкой, с нуля, без подготовки подходит к подъемному снаряду.

Конечно, и у меня бывает состояние усталости, депрессии. Это нормальные человеческие состояния, не надо их бояться. Желательно в них не застревать. Как учит китайская философия, энергии должны циркулировать. Но личностный кризис, такого, чтобы полностью надорваться — нет. Может быть, я просто ленивый человек, поэтому не беру на себя больше, чем могу сделать. Да, у меня есть большие цели, но я не стремлюсь прийти к ним раньше, чем созрею.

Мозг и тело сильно связаны. Спорт учить видеть цель и дисциплинированно работать на ее реализацию. Бокс, в частности, отлично тренирует мозг. В отличие от бега или сайклинга, где тренировка похожа на медитацию, в боксе ты должен быть постоянно сфокусирован. Казалось бы, немного — три раунда по три минуты, плюс по минуте отдыха, — ты работаешь в состоянии постоянного стресса. Это огромная нагрузка на рептильный мозг: тебе все время делают больно, а рептильный мозг этого крайне не любит. Отлично тренирует навык работы в нестандартных ситуациях.

Я благодарен своим родителям: они ничего от меня не требовали, я был троечником. Они, конечно, не были этому сильно рады, как и любые нормальные советские родители, но и не давили — так что у меня нет никаких проблем с самооценкой. Плюс у меня не было особых амбиций, я никогда не хотел быть космонавтом, но с удовольствием занимался тем, что увлекало. А дальше — старался не работать исключительно ради денег (хотя раньше такое часто приходилось делать) и постоянно искал, что меня вдохновляет. Я недостаточно упорный, чтобы долго заниматься какой-то неинтересной мне хренью.

Для успеха ты должен заниматься чем-то значительно больше и более мотивировано, чем все остальные. А ты не можешь так делать с тем, что тебе не интересно. Нельзя создать что-то выдающееся, если занимаешься этим через силу и несчастлив. У меня бывали такие состояния, даже когда я работал в больших успешных компаниях. Ты встаешь утром и думаешь: ради чего? Зачем мне все это? Тогда я набирался духа и уходил. Мой товарищ недавно хорошо об этом написал: есть люди, которые бросили миллионный бизнес, чтобы построить миллиардный. Фишка как раз в этом. Уметь бросить бизнес, который приносит тебе сегодня миллион, чтобы завтра заработать миллиард. Это универсальная формула — не важно, о каких цифрах и о цифрах ли вообще идет речь. Важно не то, что ты имеешь, а то, что ты готов потерять.

Мне повезло. Сейчас у меня есть возможность заниматься тем, что мне интересно и общаться с теми, с кем мне интересно. На сегодняшнем жизненном этапе мне ценнее жизненный баланс между работой, друзьями, семьей. Приносит ли это больше денег? Не факт. Для меня качество времени важнее, чем количество нулей на банковском счете.

Вы уже оценили материал