Сто лет назад Фрейд назвал религию массовой иллюзией, и с тех пор специалисты избегают ее при лечении психических расстройств. Но психиатр-исследователь из Гарвардского университета Дэвид Розмарин, как и некоторые ученые до него, обратил внимание, что религия может быть частью ментального здоровья людей, причем вне зависимости от религиозных убеждений.
Исследование показало, что в марте 2020 года в 95 странах, в том числе в России, в Google стало больше запросов со словом «молитва»: причем пики роста примерно совпадали с пиками роста заболеваемости. Интерес к духовным практикам подтверждается и другими исследованиями: например, в американском опросе больше 60% психиатрических пациентов хотели бы включить в сеансы религиозные практики.
В ответ на растущую потребность в духовном подходе к лечению ментальных расстройств Розмарин с командой ученых, психотерапевтов и священников создали новую форму когнитивно-поведенческой терапии, внедрив в нее религиозные практики (проект SPIRIT): психиатры наравне с терапевтическим лечением назначают сеансы молитв и изучения религии.
И кажется, в этом есть смысл. Например, Розмарин отмечает, что самые значительные улучшения в ментальном самочувствии во время пандемии ощутили те, кто посещал религиозные службы онлайн. Другие исследования показали, что эффективнее всего психиатрическое лечение проходило для верующих пациентов (это связывают с тем, что с религиозностью коррелирует и доверие к терапии). Наконец, молитва не так далека от медитации, которая носит терапевтический характер: у верующих нашли более плотную структуру серого вещества в областях мозга, участвующих в практиках осознанности и медитации — а это важный фактор в профилактике и лечении депрессии.
Улучшения от практики SPIRIT отметили 90% пациентов, и это не зависело от их диагноза, возраста и даже отношения к религии — 36% из них были вовсе не религиозны. Розмарин предполагает, что неверующие люди могут испытывать еще большую потребность в духовной практике любого рода: они с меньшей вероятностью применяют ее в повседневной жизни. Кроме того, пациенты были отзывчивее к SPIRIT, если их лечащий психиатр сам был атеистом.
Розмарин утверждает, что все люди, даже явно светские, во что-то верят. Духовная терапия не обязательно должна опираться на понятия Бога и религии. Задача психиатра — определить, во что человек верит, и через это помочь ему найти надежду.
Также по теме. Строгий режим и аскеза: почему успешные предприниматели живут как монахи? Ссылка.
И два способа сделать это: сложный и простой
Ментальные и телесные практики, которые помогут изменить жизнь к лучшему
Идеально для работы над собой в новогодние каникулы