Иллюстрация создана Midjourney, отредактирована человеком
В 1990 году недавняя выпускница филологического факультета Джоан Роулинг сидела в поезде из Манчестера в Лондон. Поезд задержали, и, скорее всего, к моменту отправления писательница провела немало времени в своих мыслях. Именно тогда ей внезапно пришла в голову идея о мальчике-волшебнике, который не знает о своем происхождении и однажды получает письмо, меняющее всю его жизнь. Позже, изменилась и вся жизнь Роулинг — благодаря книгам о Гарри Поттере она стала самой высокооплачиваемой писательницей в мире, заработав за год 95 миллионов долларов.
Наверное, если бы мы точно знали, что каждые поездка на поезде, мытье посуды, прогулка по знакомым улицам или другое занятие, которое заставляет «витать в облаках», принесет миллионы долларов, мы бы обращались к ним чаще. Это, увы, не так — но у такого состояния мозга действительно есть преимущества, которые помогают в работе, и в том числе и генерировать неординарные идеи.
В 1997 году, когда вышла первая книга о Гарри Поттере, нейроученый Роберт Шульман проводил в своей лаборатории в Вашингтоне рутинные эксперименты с позитронно-эмиссионной томографией – изучал активность мозга, пока испытуемые выполняли разные задания. Шульман заметил, что даже в перерыве между заданиями, когда участники ничего, казалось, не делали, некоторые зоны их мозга оставались очень активны. Когда же испытуемые концентрировали внимание на следующем задании, эти зоны затухали и начинали светиться снова лишь в следующем перерыве.
Почти также внезапно как Роулинг, Шульмана озарило: даже когда внимание не направлено на происходящее в окружающем мире и человек витает в облаках, его мозг работает и, по-видимому, выполняет какие-то задачи. Через четыре года вместе с Маркусом Райхлем они описали сеть режима по умолчанию (default mode network, DMN), которая отвечает за это состояние. Она стала первой из десятка сетей мозга, изученных к настоящему моменту (есть еще, например, исполнительная сеть и сеть оценки значимости).
Спустя больше двадцати лет после открытия DMN о нем известно гораздо больше. Исследования показали, что она нужна для формирования представлений о себе, переосмысления прошлого и мечтаний о будущем, проявления эмпатии и генерации творческих идей.
Когда нужно оценить себя или свои действия, мы погружаемся в режим по умолчанию и активируем DMN. В одном из исследований мозга участникам показывали карточки со словами и задавали о них вопросы. Например, могли показать слово «перфекционист» и спросить «Определяет ли это слово вас?» или «В нем есть 4 гласные?». Оказалось, только во время ответов на вопросы, которые требовали рефлексии, у участников была активна сеть режима по умолчанию.
Сеть по умолчанию также нужна для «ментальных путешествий во времени»: она активна как во время переосмысления прошлого, так и воображения будущего.
Способность генерировать новые идеи и неочевидные решения полезна почти в любой профессии. Ученые из Израиля исследовали роль сети по умолчанию в этом свойстве. Прямо во время операции на мозге (по согласию участников) они стимулировали DMN и давали задачи на креативность: например, придумать варианты использования предметов. Во время стимуляции участники придумывали больше разных вариантов, хоть и делали это медленнее.
Сеть по умолчанию участвует в способности понимать чувства и мысли других людей. Она помогает примерить на себя переживания другого, и объяснить для себя, что он чувствует и почему так поступает. Кроме того, DMN активна и во время этических выборов. В одном из исследований участникам предлагали решать классические моральные дилеммы и записывали функциональную МРТ мозга. Например, нужно было решить знаменитую проблему вагонетки: дать ей продолжить движение и сбить пятерых рабочих или перевести стрелку, чтобы она сбила одного человека на соседнем пути. Оказалось, в момент размышлений о проблеме были активны ключевые узлы сети по умолчанию.
Так, во время ничегонеделанья у человека появляется ментальное пространство, чтобы осмыслить и сформировать в картину свой опыт, роль других людей, намерения и идеи. Проанализировав исследования DMN, профессор психиатрии и поведенческих наук Стэнфорда Винод Менон приходит к выводу, что сеть работы мозга по умолчанию нужна для построения внутреннего нарратива.
«Этот нарратив помогает сформировать чувство «я», влияет на то, как мы воспринимаем себя и взаимодействуем с другими. Возможно, он формируется еще из разговоров с самим собой в детстве. Внутренний нарратив — важная часть нашего сознания» — рассказывает ученый.
Может показаться, что чем больше задач мы выполняем в режиме фокуса – тем лучше. Но это миф. Исследование показало, что выполнение задач без перерыва может мешать поиску новых решений. Креативность и способность решать проблемы улучшаются, если дать мозгу «поблуждать» — переключиться на легкую, не связанную с основной задачей активность. Это оказалось даже эффективнее, чем перерыв в виде ничегонеделания.
В широком же смысле, не давая своему разуму поблуждать, мы заглушаем свой внутренний нарратив — ту внутреннюю историю, с помощью которой мы осмысляем опыт, строим планы, понимаем себя и других. Постоянно думая о работе, мы рискуем пропустить свои переживания, идеи, отношение к ситуациям и людям — и наконец выйдя из гонки за очередным достижением, обнаружить себя далеко от точки, в которую действительно хотелось попасть.
Правда, слишком много времени проводить в себе тоже не полезно, из-за этого могут начаться руминации – навязчивые повторяющиеся мысли. (И наверняка пострадает продуктивность). Поэтому, как и во многом, здесь важен баланс.
Например, для успешного брейнсторма важно не только генерировать оригинальные идеи, но и выбирать из них самые удачные и «живучие». И действительно — в этом процессе участвует не только сеть по умолчанию, но и исполнительная контрольная сеть, которая помогает критически оценить полученные идеи. Именно оптимальное количество переключений между этими двумя сетями способствует максимальной креативности.
Если вы чувствуете, что работа и задачи занимают слишком много ваших мыслей, возможно, стоит тратить чуть больше времени на бесцельное блуждание сознания. Психиатр Элизабет Нетертон считает, что в этом вопросе важнее само отношение к процессу, чем то, как именно вы будете это делать. Многие люди чувствуют страх упустить возможности, когда позволяют себе не концентрироваться на задачах, но стоит рассматривать это как инвестицию в построение долгосрочных целей, креативность и самосознание. Вот несколько практик, которые помогут активировать сеть по умолчанию и обратиться к внутреннему нарративу.
Планируйте переключение в режим по умолчанию. Включайте в план на день время, чтобы осознать все события или поразмышлять над планами развития себя и своих проектов. Это должно быть мягкое обязательство — никакого давления, просто прогуляйтесь до знакомого места, сделайте простые механические задачи в перерыве или не делайте ничего вовсе.
Отложите телефон и выключите неинтересный подкаст. Хотя мы и так знаем, что телефоны мешают сосредоточиться, у них есть еще один, менее обсуждаемый минус: они не дают нашему уму блуждать достаточно свободно. Попробуйте вместо фонового сериала или подкаста обратиться к собственным мыслям и ощущениям.
Не ставьте цели. Все, что вы делаете, чтобы позволить уму поблуждать, должно быть свободно от конкретных целей. Например, пробежка может стать отличным способом отвлечься, если вы бегаете просто ради удовольствия и движения, говорит автор книги «Niksen. Голландское искусство ничегонеделания» Ольга Мекинг. Но если вы бежите с трекером, сверяя пульс и время круга в рамках подготовки к марафону, то ум вряд ли сможет отключиться.
Отдохните на природе. Можете даже просто полежать на шезлонге с закрытыми глазами — исследования показывают, что звуки природы меняют связность сети по умолчанию и помогают восстанавливаться от стресса.
Своим опытом и методикой делится эксперт Контура Анна Ялунина
Интерактивные знания от исследователей, университетов, The Economist и The Atlantic отвечают на любые ваши вопросы
Журналистка Мэгги Джексон о том, почему страх перед неизвестным мешает нам думать, чувствовать и развиваться, и как это можно изменить