Психологическое богатство — третий ключ к счастью

Для удовлетворения от жизни нам недостаточно благополучия и ощущения собственной значимости

Психологическое богатство — третий ключ к счастью
Emilio Garcia / Unsplash

Стремление к счастью — право, закрепленное за человеком как минимум в одном государственном документе. Но как именно его достичь, до сих пор неизвестно. Психологи более или менее точно представляют, как устроены ментальные проблемы, но все еще далеки от разгадки формулы счастья. В этом году удалось расшифровать очередной фрагмент этого ребуса. 

Сколько можно смотреть телевизор, если по нему постоянно показывают одно и то же? Речь не о политических ток-шоу. А о психологическом эксперименте, проведенном пару лет назад в Нидерландах. Его участники, сидя в пустой комнате перед экраном с повторяющимся видеороликом, не смогли вытерпеть и часа. Одни начинали для разрядки есть горстями М&М’s. А другие, кому вместо шоколадного драже предложили только электрогенератор с двумя прикрепленными к руке проводами, сами били себя током. Сначала слегка, а потом все сильнее. Видимо, иногда даже боль лучше, чем однообразие и скука, решили авторы исследования. И как теперь выясняется, сфера действия этого правила гораздо шире, чем просмотр телевизора. 

Недавно в Psychological Review вышла статья, которая суммирует результаты серии исследований, проведенных американскими психологами Шигехиро Оиши и Эрин Уэстгейт. Начали они с простой задачи: определить, что именно ассоциируется у людей с «хорошей жизнью». Традиционно считается, что главных факторов два. Во-первых, благополучие — материальное, эмоциональное, сексуальное и прочее. Иногда в исследованиях его называют счастьем, но это не мгновения эйфории, а ровное течение комфортной жизни. Во-вторых — осмысленность существования: ощущение того, что у вас в жизни есть цель, вы важны для окружающих и не совсем безразличны для Вселенной. (Как найти смысл жизни и зачем он нужен, мы рассказываем в подробном гиде.) 

Участникам опроса в США было предложено выбрать из списка определений те, которые, по их мнению, характеризуют «хорошую жизнь». Первые два результата оказались предсказуемыми. Большинство (62%) указало характеристики, относящиеся к благополучной жизни: «стабильная», «комфортная», «беззаботная», «радостная», «приятная». Вторая большая группа (24,7%) голосовала за осмысленность: хорошей они считали жизнь «значимую», «дающую возможность для самореализации», «достойную», «имеющую цель», «связанную с призванием». Предполагалось, что оставшиеся 13% попадут в промежуточную категорию. Но неожиданно они составили третью по численности сплоченную группу, не похожую ни на первую, ни на вторую. В ней самые высокие баллы получили определения, не связанные с двумя традиционными факторами удовлетворенности от жизни, но хорошо сочетающиеся между собой: «интересная», «насыщенная событиями», «драматичная», «полная неожиданностей» и «разнообразная». 

Примерно так же распределились голоса в ходе контрольных опросов, проведенных еще в восьми очень разных странах: от Германии до Анголы. Первое и второе место заняли характеристики, относящиеся к благополучию и смыслу жизни. Но на третье (с долей до 17%) — неизменно выходило разнообразие. Что ж, некоторые любят погорячее? Не совсем так. На самом деле, оказалось, что погорячее любят все. Просто в разной степени. Когда тех, кто изначально выбрал комфорт и осмысленность, попросили описать «хорошую жизнь» своими словами, они тоже обязательно упоминали разнообразие, возможность смены ракурса и богатый опыт. После этого стало ясно, что речь идет о третьем базовом элементе счастья. Ученые назвали его «психологическим богатством».

То, что «живой опыт» напрямую связан со счастьем, подтвердило другое исследование, опубликованное в Journal of Experimental Social Psychology в 2020 году. Его авторы в ходе двух массовых опросов установили, что от новых впечатлений люди получают больше удовлетворения, чем от новых вещей. Причем с эмоциональной точки зрения траты на впечатления не только лучше окупаются здесь и сейчас, но и приносят больше дивидендов в будущем. Психологические активы самой удачной покупки быстро девальвируются. Сколько раз вы с нежностью вспомните о купленных пять лет назад кроссовках? А вот воспоминание о концерте любимой группы или о прыжке с парашютом становится со временем только ценнее. 

Однако до сих пор под «живым опытом» подразумевались позитивные переживания. Исследования Оиши показали, что психологически обогатить жизнь, а значит и усилить чувство удовлетворенности, способны не только впечатления со знаком плюс. Ценители благополучия и смысла далеко не всегда испытывают удовлетворение от своей жизни, потому что ни комфорт, ни осмысленность не спасают от однообразия и скуки. Зато обладатели «психологического богатства» обычно довольны своей жизнью, даже если она представляет собой контрастный душ из приятных переживаний и проблем. Главное — чтобы проблемы были новыми. В чем тут секрет?

Возможно, в том, что мозг вообще любит новизну. Стремление к новому опыту — одна из врожденных нейробилогических программ. Лабораторные мыши сами увлеченно исследуют все закутки лабиринта. Дети автоматически переключают внимание на новую игрушку, даже если под рукой есть старая и любимая. Само движение в сторону нового стимула — источник информации не только об объекте любопытства, но и об окружающем мире. А чем больше знаний о среде обитания у мозга, тем адекватнее его реакции. Благодаря новым впечатлениям мозг в буквальном смысле меняется, расширяя сеть нейронных связей.

Новизна настолько ценна для мозга, что он готов нам за нее платить. Как показали опыты с животными и людьми, мозг подталкивает нас к новому опыту двумя способами. Во-первых — с помощью старого доброго дофамина. При появлении в поле зрения незнакомого объекта центры удовольствия, локализованные в среднем мозге, мгновенно активируются и усиливают снабжение нейронов гормоном удовольствия. Поэтому люди испытывают легкую эйфорию и возбуждение, оказавшись в непривычной обстановке, гуляя по незнакомому городу или просто примеряя новую одежду.

Во-вторых, ради новых впечатлений мозг даже замедляет для нас время. Как объясняет невролог и специалист по восприятию времени Дэвид Иглман, это связано с особенностями работы памяти. Мозг «записывает» в память только новую информацию. В детстве почти любая информация для нас — новая, поэтому к концу лета у нас накапливается столько воспоминаний, что несколько месяцев кажутся вечностью. Время растягивается, как надувной шар, чтобы вместить в себя весь опыт. Для взрослого человека то же лето пролетает незаметно, потому что он уже «все видел», а жить без новых впечатлений — все равно, что смотреть фильм на перемотке. 

Получается, формула счастья: все новое минус все старое. Зачем же тогда мы держимся за привычную жизнь, даже если сожалеем о недостатке остроты ощущений, как треть опрошенных в другом исследовании Оиши? Дело в том, что мозгу нравится не только новизна, но и рутина. Физиологические и биохимические процессы — дыхание, метаболизм, деление клеток — это повторяющиеся циклы. Психика тоже тяготеет к автоматизму. Более чем на 40% повседневные действия состоят из рутинных процессов. И они дают нам много преимуществ: снижают стресс, освобождают мозг от черновой работы, экономят энергию. А как же дофаминовое счастье от новизны и риска? Мозг не обязан делать нас счастливыми. Его главная забота — безопасность. И чтобы удержать нас в коконе безопасной рутины, у него есть еще один «гормон счастья» — окситоцин. Это он дает чувство покоя, стабильности и защищенности, которое ассоциируется с благополучием. 

Счастье — искусство тонкого баланса трех главных элементов удовлетворенности жизнью, которые могут с легкостью превратиться в три главные проблемы, если минусов станет больше, чем плюсов.
Счастье — искусство тонкого баланса трех главных элементов удовлетворенности жизнью, которые могут с легкостью превратиться в три главные проблемы, если минусов станет больше, чем плюсов.

Новизна повышает удовлетворенность от жизни, только если не вступает в конфликт с ощущением благополучия. Новый опыт может быть проблемным, но не должен быть слишком опасным и травматичным. Болезненный развод, угроза смерти, столкновение с природными катаклизмами могут психологически обогатить вашу жизнь, пишет Оиши, но не сделают ее счастливой. Как соблюсти баланс? Общее правило: для остроты ощущений нам нужны непривычные, но решаемые задачи и непредвиденные, но преодолимые трудности.

В ходе исследований психологи определили несколько видов активности с оптимальным соотношением новизны и безопасности. Оказалось, что ощутимо преумножить психологическое богатство могут самые простые занятия: посещение театра, клуба или выставки, тренировка, участие в спортивных мероприятиях, поход в гости, шопинг. Самым эффективным оказалось короткое путешествие, например, однодневная спонтанная вылазка на природу. (Много идей таких «микроприключений» можно найти у британского блогера Алистера Хамфриса.)

Конечно, стремление к психологическому богатству всегда будет сопряжено с риском. В итоговой статье Шигехиро Оиши вспоминает известное высказывание французского математика и философа Блеза Паскаля о том, что все беды человечества — от неспособности спокойно усидеть в своей комнате. Именно желание побороть гнетущую скуку — тот «тайный инстинкт», который заставляет нас совершать не только великие открытия, но и величайшие глупости: причинять боль себе и другим, придумывать поводы для бессмысленных конфликтов и войн. Но Оиши считает, что тяга к разнообразию — не проблема, а попытка ее решения. Стремление во что бы то ни стало сохранить благополучие и стабильность тоже может превратиться в стагнацию и изоляцию от мира. А погоня за смыслом — перерасти в фанатизм и навязчивую идею. У нашей природной тяги к новизне и разнообразию, как и у двух других факторов счастья, есть своя темная сторона. Но в своих лучших проявлениях она помогает нам справляться с экзистенциальными проблемами. Трагедии и драмы в жизни неизбежны. И только готовность мозга извлекать даже из них пользу в виде нового опыта делает их терпимыми.

 

Вы уже оценили материал