Photo by sarandy westfall
Почему мы безошибочно узнаем свою любимую кружку среди десятков похожих или сразу отличаем старые кроссовки от новых? Новое исследование показало, что в мозге есть отдельные нейроны, специализирующиеся именно на запоминании предметов. Ученые из Университета Британской Колумбии обнаружили овоидные клетки — редкий и незаметный ранее тип нейронов, который отвечает за то, чтобы мы могли узнавать знакомые вещи даже спустя месяцы. Открытие не только меняет представления о работе памяти, но и может помочь в изучении нарушений, связанных с болезнью Альцгеймера и эпилепсией.
Гиппокамп давно известен своей ролью в пространственной памяти, но ученые обнаружили, что в его структуре есть отдельный класс возбуждающих нейронов, который «специализируется» на запоминании объектов. Эти овоидные нейроны расположены рядом с пирамидальными клетками (которые участвуют в кодировании и хранении информации), но отличаются от них по генетическому составу, электрической активности, форме и связям с другими участками мозга.
Ключевая особенность этих клеток — избирательная реакция на новые объекты. Ученые провели эксперимент на мышах, чтобы проверить, как овоидные нейроны участвуют в запоминании предметов. Для этого использовали три метода.
Исследователи предполагают, что овоидные нейроны могут играть ключевую роль в нейродегенеративных и неврологических заболеваниях, таких как болезнь Альцгеймера и эпилепсия. «Объектная память — один из ключевых аспектов болезни Альцгеймера: люди забывают, что такое ключи или что на фотографии изображен их любимый человек. Что, если мы сможем управлять этими клетками, чтобы предотвратить или замедлить этот процесс?» — говорит Адриен Кинман, ведущий автор исследования.
Ученые также обнаружили, что при эпилепсии овоидные клетки становятся гиперактивными. Это может означать, что они участвуют в запуске и распространении судорожной активности. «Мы видим, что при эпилепсии овоидные клетки становятся чрезмерно возбужденными и могут играть роль в возникновении и распространении судорог. Это делает их перспективной целью для открытия новых методов лечения», — объясняет Кинман.
Хотя это пока только предположения, ученые изучают, можно ли влиять на работу этих клеток. Если подтвердится, что они действительно связаны с нарушениями памяти и судорогами при эпилепсии, в будущем можно будет разрабатывать новые способы лечения этих заболеваний.
Что почитать по теме. В этом гайде разбирались, можно ли улучшить нашу память и как именно мы запоминаем те или иные вещи.
Научный взгляд на то, как тело, психика и окружение формируют настроение в первые минуты дня
Коуч Катя Стрельникова делится личным опытом
14 приемов, проверенных наукой и лабораторией Яндекс Практикума