
Владислав Попов, Наталья Панкратова, Иван Слезкин и Евгений Курышев — коллаж выполнен с помощью ИИ
Разговоры о том, что нейросети отберут работу у большинства из нас, ведутся давно, но реальных кейсов полной замены человеческого труда искусственным интеллектом пока немного. С появлением вайб-кодинга — то есть программирования с помощью ИИ без знания специальных языков — ситуация грозит измениться. Хоть многие и относятся к тренду скептически, как к игрушке для дилетантов, уже сейчас вайб-кодинг помогает экономить на программистах и создавать креативные проекты, которые раньше сложно было себе представить.
Мы поговорили с четырьмя героями — предпринимателями,креаторами, родителями — и спросили, как они использую вайб-кодинг в работе и жизни и почему это так затягивает.
Слово «вайб-кодинг» вошло в обиход всего около года назад — все подхватили его после твита сооснователя OpenAI Андрея Карпатого, в котором он рассказывал, что пишет код, «вообще не прикасаясь к клавиатуре».
К марту 2025 года 25% стартапов в Y Combinator использовали код, на 95% написанный ИИ-агентами. Британский словарь Collins, подводя итоги 2025-го, назвал vibe coding словом года.
Суть вайб-кодинга в том, что можно создать простую программу, не используя языки программирования: вы пишете или диктуете нейросети инструкцию — и через несколько раундов правок получаете готовый файл, который остается только запустить или разместить на сервере.
Для вайб-кодинга можно использовать как большие языковые модели — Claude, Gemini, ChatGPT, DeepSeek, — так и специальные инструменты для разработки — Claude Code, Cursor AI, Windsurf Editor. У большинства есть бесплатные тарифы с дневным лимитом токенов и расширенные версии, доступные по подписке.
Хотя почти все программисты так или иначе используют нейросети для написания кода — по данным опроса ICT.Moscow, вайб-кодинг применяют 76% российских разработчиков — многие относятся к тренду скептически, как к игрушке для дилетантов.
В теории вайб-кодинг могут освоить даже те, кто никогда не программировал, но чтобы создавать действительно крутые продукты, по-прежнему нужны системное мышление, креативность и усидчивость. А чтобы эти продукты еще и работали без ошибок, готовый код обязательно должен проверить опытный тестировщик.

«Мне нравится идея, что вайб-кодинг — это новый виток компьютерной грамотности, информатика 2.0. Появляется новая плеяда людей, которые, наверное, не будут называть себя программистами, по факту ими являясь. Просто пишут они не на Python, не на машинном коде, не на перфокартах, а на русском языке.
Для вайб-кодинга нужны самые элементарные компьютерные навыки. С этим справляется мой восьмилетний сын. Я ему, конечно, помогаю, но в целом он сам делает математические игры. Он, например, диктует: «Давай сделаем такую игру, там сверху падают блоки, а на блоках написаны простые математические задачки. Если я их решаю, то блок взрывается, и я получаю очки. А если нет, то блоки падают. Когда их становится слишком много, игра заканчивается». Он надиктовывает это своим детским голосом, с ошибками, но он не боится, что у него что-то не получится. Потом говорит: «Нет, это не так, как я хотел, давай переделаем». И вот за вечер он может две такие игры сделать. Он, конечно, бросает так же быстро, как и делает, но смысл здесь в том, что это просто. Когда он все надиктует, я ему помогаю найти, где находится файл с игрой и как его запустить, потому что это ему сложнее, чем придумать и создать. Создать он может, а запустить — пока нет. Хотя чтобы запустить — надо просто найти файл и два раза на него кликнуть.
В ChatGPT я сгенерировал для сына книжку с его любимыми игрушками. Я их сфоткал и попросил нейросеть придумать короткую главу про каждого персонажа. А потом навайбкодил мини-приложение — книгу, которая учит ребенка пользоваться часами, потому что детям трудно дается сама концепция времени. Там есть интерфейс для родителей, где можно управлять длиной главы, картинками, персонажами. И есть интерфейс для ребенка: он просто читает, нажимает кнопку — и генерируется новая глава. Я сделал так, чтобы дети тоже могли промптить, что произойдет дальше. То есть у них тоже мини-вайб-кодинг с дофаминовым вознаграждением».

«Последние пять лет в России и два года в Португалии в нашем сообществе «Шмит16» проводится закрытое ежегодное мероприятие — двухнедельный кэмп под кодовым названием «коливинг». Мы собираемся камерной компанией в 100-150 человек, с семьями, и живем 10-14 дней вместе, во многом руководствуясь принципами фестиваля Burning Man.
Каждый приносит то, чем хочет поделиться. Мои друзья принесли тему вайб-кодинга и предложили сделать проект телеграм-бота. На тот момент я был лидом массажного кемпа, и нам нужно было решить нетривиальную задачу по распределению мастеров массажа и клиентов по разным локациям и тайм-слотам. Вдохновившись возможностями Cursor’а, за пару дней я сделал работающего бота, но баги его быстро похоронили.
На помощь ко мне пришел товарищ с 14 годами разработки за плечами, и мы занялись параллельным вайб-кодингом: он показывал как надо, а я задавал вопросы и учился. К слову, бот заработал только к концу коливинга, когда уже потерял свою актуальность, но это было суперкрутое вдохновляющее прикосновение к новому знанию которое меня захватило.
На сегодня я навайбкодил себе VPN-туннелирование на роутере с OpenWRT, классный полноценный сайт для Nomusicians на Astro с Sanity Studio, помог с несколькими ботами своей девушке и вместе с начальником нашего КБ работаю над интересной бизнес-задачей.
Несмотря на небольшой опыт в разработке, я много учусь в процессе — на конкретных проектах и задачах пытаюсь разобраться в особенностях баз данных, языков, логики устройства LLM, вспомогательных инструментов типа MCP, A2A, различных IDE, нащупать ограничения сегодняшнего дня.
И кайфую от осознания того, что нахожусь в контексте острия информационных технологий мира — на одной волне с Андреем Дороничевым, Сэмом Альтманом или Илоном Маском.
ИИ требует от нас постоянной адаптации, постоянных изменений. Образование в этом смысле сильно отстает. Если раньше ты учился, приходил на работу, и тебе говорили: «Забудь все, чему тебя учили в вузе», то теперь можно сказать: «Забудь все, что было месяц назад, у нас новая версия LLM». Все меняется настолько быстро, что мы как будто становимся ненужными и сами к этому стремимся. В этом есть какой-то ключевой экзистенциальный кризис. И кажется, что тренд «уехать в деревню, завести козу» в ближайшие годы будет становиться все более актуальным. Я себя успокаиваю тем, что я учился музыке, и могу пойти Рахманинова на фортепиано играть.

Сейчас я занимаюсь рабочим проектом по получению из текстового промпта параметрической 3D-модели мебели, расчета и чертежа. То есть я пишу, что мне нужен такой-то шкаф — и нейросеть выдает мне модель для ArchiCAD, понимая, что, например, для двухметрового шкафа нужно пять полок, и учитывая размеры размеры каждой детали.
На следующем этапе Python-скрипты делают расчеты стоимости изделия и оформляют эскиз. Если связать это с Nano Banana, можно будет сразу генерировать фотореалистичную визуализацию. В итоге это должно выглядеть так: клиент к нам пришел с заданием — и тут же после встречи получил пачку эскизов на согласование деталей. Такой продукт мог бы дать нам весомое конкурентное преимущество, помимо экономии».

Евгений: «Это как игра, в которой ты получаешь результат очень быстро. Просишь Cursor сделать какую-то штуку — он быстро делает, но это работает не совсем так, как нужно. Еще пять минуточек, сейчас переделаем. И вот уже три часа ночи, а ты не можешь лечь спать, потому что еще чуть-чуть — и заработает. Эти бесконечные итерации создают дофаминовую петлю. Я уже слышал от знакомой: «Вайб-кодинг отнял у меня мужа. Лучше бы он, как раньше, по ночам сериалы смотрел и в игры играл». Наверное, основной минус в том, что вайб-кодинг может стать способом успокоения. Ты тратишь время и деньги, и при этом думаешь: я же не ерундой какой-то занимаюсь, а делом занят. В общем, это аддиктивная штука».
Иван: «Ты наблюдаешь магию — как твоя идея превращается в код и в работающий продукт. Вот я — человек, который не знает, как писать код. И я говорю ИИ: «Напиши мне бота». Потом спрашиваю: «А как запустить?» И он говорит: «Делай раз, делай два». И ты думаешь: «Прикольно, а что еще можно сделать?» Это дает надежду в то, что скоро мы в космос полетим. Сейчас построим космический корабль за месяц с пацанами во дворе, и полетим. И действительно, вайб-кодинг — он про вайб, про настроение, про то, что ты садишься за компьютер с каким-то творческим порывом. И это, мне кажется, подстегивает нас в целом, потому что у людей есть потребность в творчестве, в созидании, а не в нажимании кнопки на конвейере».

«С женщинами часто происходит самое интересное, когда они уходят в декрет. После рождения второй дочки я прочитала в каком-то паблике, что в отпуске по уходу за ребенком можно бесплатно по госпрограмме получить новую профессию, и выбрала программирование на Python. Курс дал мне общую рамку: программистом я не стала, но начала понимать основные идеи. Одновременно я вернулась к идее написать диссертацию — через 15 лет после окончания аспирантуры. В поисках темы пришла в архив социально-политической истории и там в документах обнаружила, что в первые годы после революции у людей резко поменялось отношение к деньгам: быть бедным стало наиболее безопасной стратегией, стратегией успеха. Так я стала исследовать денежные установки, которые передаются из поколения в поколение.
Для диссертации мне нужно было опросить как минимум 200 человек. Я решила обратиться к своей аудитории — у меня небольшие аккаунты в нескольких соцсетях. А чтобы людям было интересно и полезно проходить опрос, придумала исследовательского телеграм-бота, который бы работал по методу, близкому к коучингу и когнитивно-поведенческой терапии. Бот собирает рассказы людей об их первом финансовом опыте. Участники анализируют свои убеждения и получают инсайты, а я — исследовательскую базу. Этого бота я писала полгода по ночам. Уложу дочек спать — и сажусь за код. ChatGPT помог написать архитектуру бота и сам код. Основную часть я собирала с помощью Bolt и v0.dev. Конечно, приходилось многое проверять, перезапускать, исправлять ошибки. Этот проект я дописывала вечером 31 декабря.


«Мы в «Стадике» внедрили связку из нескольких генеративных нейросетей для видео, фото и текстов. Я использую, в основном, три: ChatGPT, Gemini и Claude. Чату GPT я надиктовываю свои мысли, и на их основе он формулирует четкие техзадания. Gemini 3 Pro помогает, например, сверстать лендинг для нового продукта. Для вайб-кодинга удобен Claude Code. В итоге эти три нейросети заметно ускоряют разработку и помогают решить задачи, до которых у IT-команды просто не доходили руки.
У «Стадики» несколько сообществ в Telegram, в крупнейшем из них почти 150 тысяч человек, и туда попадает много спама. Этот спам мы устали фильтровать вручную, поэтому наша команда написала своего бота. А потом решили его монетизировать как сайд-проект. И вот у нас готов довольно сложный бэкенд. Осталось собрать несколько страниц для лендинга, сделать прототип админки, написать тексты и адаптировать их под требования законодательства. На все этапы разработки и согласования у команды ушло бы около двух месяцев.

С помощью ChatGPT и Gemini 3 Pro я сделал прототип сайта в одиночку за неделю. Причем я уделял этому несколько часов в день. А дальше уже наша IT-команда соединила бэкенд с фронтендом. Мне не пришлось выделять на этот проект менеджера, нанимать редактора, дизайнера, верстальщика и юриста. Для компании это сэкономило десятки тысяч рублей».
Иван: «Первый шаг — найти комьюнити: людей на том же уровне или чуть выше, которые могут помочь и провести за руку. Все проходят примерно один и тот же цикл: восторг, восхищение, разочарование, боль и опять восторг. Второй шаг — выделить на это время и начать с простой задачи вроде учета финансов. Придумать продукт для себя, который можно сделать за вечер, чтобы пройти полный цикл».
Наталья: «Нужно понимать, что конкретно ты хочешь получить и зачем. Перед тем, как запустить бота, я задала себе серию коучинговых вопросов. Какого результата я хочу добиться? Для чего мне это? Как это изменит мою жизнь? Я набросала ответы на бумаге, и это помогло в создании архитектуры бота. Искусственный интеллект будет уводить тебя в сторону, поэтому всегда надо держать в голове свою идею».
Владислав: «Нейронке нужно ставить задачу как программисту-джуну. Это такой джун-отличник, который может хорошо написать код, но у него мало опыта в том, как применить этот код к проекту, и он сам не выберет, где лучше расположить кнопку. Ты даешь ему инструкции и оставляешь пространство для действий. А если ты опытный программист, то ты поднимаешься на уровень тимлида, который дает каждому разработчику свою задачу, настраивает тестирование и делает код-ревью».
Евгений: «Я заметил метанавык, который отличает тех, у кого круто получается вайб-кодить, от тех, кому это не дается. Он заключается в том, что если ты застрял, нужно спросить у самой нейронки, что делать дальше. И у одних этот навык быстро формируется, а у других появляется блок. Им не хватает терпения, чтобы продолжить».
Иван: «Большая проблема — добежать до конца. До 90% работы ты делаешь легко. Cursor постоянно тебя кормит дофамином: сейчас мы все сделаем, сейчас все полетит. А потом вдруг вылезает баг. И вот эти последние 10% зависят от того, насколько у тебя развито системное мышление».
Даже такая пугающая процедура может превратиться в повод для радости. Если посмотреть на нее под новым углом
Гид по пищевым добавкам: как торговая сеть определяет, что может содержаться в продуктах на полках
Как меняются правила фитнеса с возрастом