
Изображение сгенерировано нейросетью Stable Diffusion
Reminder начался в 2019 году с моего большого материала про сон. С тех пор я написал еще несколько статей о том, как спать и высыпаться, познакомился и поговорил с ведущими врачами-сомнологами, спродюсировал два онлайн-курса по теме. Параллельно я разбирался с собственными нарушениями сна — ранними пробуждениями, которые когда-то меня изматывали.
Механизмы сна и лечение бессонницы, эффективность снотворных препаратов и биодобавок, трекеры и техники расслабления — все это было дико интересно. Но сейчас мне кажется, что большую часть времени я смотрел не туда. Я искал ответы во внешней среде: что нужно пить и есть, какими должны быть освещение и температура, под какую музыку лучше расслабляться; в то время как более важным оказалось разобраться с собственными мыслями — с тем, как относиться ко сну и к его нарушениям, мнимым и настоящим.
Как устроена классическая статья или книга про сон? Сначала автор рассказывает о том, что сон важен. Стала бы эволюция отключать живые организмы на несколько часов в день, подвергая их смертельной опасности, если бы сон не имел такого решающего значения? Затем перечисляются последствия недостаточного сна: от простуды и диабета до болезни Альцгеймера. Наконец, когда читатель уже достаточно напуган, автор перечислят правила гигиены сна.
Их не так много. Три совета связаны с биологическими циклами, по которым живет наш организм.
1. Придерживайтесь режима: старайтесь ложиться и вставать в одно и то же время, даже в выходные дни. «Будучи рабом привычки, человек с трудом приспосабливается к изменениям в модели собственного сна», — пишет автор книги «Зачем мы спим» Мэтью Уолкер.
2. Больше бывайте не солнце: яркий свет в первой половине дня, а лучше — прямо с утра, корректирует биологические часы, регулирующие сон.
3. Обеспечьте физическую нагрузку в течение дня. Смена циклов активности и отдыха привычна для организма: чтобы крепко спать, нужно устать.
Еще два совета опираются на поведенческую психологию, на силу привычки.
4. Снижайте активность за 1-1,5 часа до сна и придумайте какие-то повторяющиеся спокойные действия на вечер: душ, растяжка, травяной чай, книга. Пусть организм привыкнет: после этой последовательности действий всегда наступает сон.
5. Не лежите в кровати без сна больше 20 минут, иначе у вас закрепится связь: кровать — бессонница. Не привыкайте в кровати есть, работать на компьютере, смотреть телевизор; пусть спальня ассоциируется только со сном (и с сексом). Если проснулись ночью и не можете уснуть дольше 20 минут, то встаньте и поделайте какие-то спокойные дела — желание спать постепенно вернется.
И последний совет — про стимулирующие вещества и действия.
6. Не пейте во второй половине дня кофе, если ощущаете, что это мешает уснуть. Помните, что никотин и алкоголь также могут нарушать сон. Интенсивные тренировки тоже лучше не проводить поздним вечером. Ну, и не нужно на ночь читать новости.
Еще есть куча рекомендаций, как обустроить спальню: блэкаут-шторы, проветривание, прохладная температура, удобный матрас — все это тоже в теории помогает спать крепче. Но самый ценный совет дает известный российский сомнолог Михаил Полуэктов; он состоит всего из двух слов: не катастрофизируйте.
Катастрофизация — одно из когнитивных искажений, склонность преувеличивать опасность того или иного явления. Полуэктов успокаивает: «Ничего страшного не случится, если вы не поспите одну ночь, две и даже три». Излишнее беспокойство по поводу качества сна и негативных последствий его нехватки запустит дополнительный цикл тревожности, который только усугубит проблемы. Обычно я относил этот совет в самый конец (как и сейчас). Но теперь думаю, что с него стоило бы начинать. Не закапываться в причины бессонницы, изучая все новые и новые научные статьи и книги, а расслабиться и позволить сну быть.
Чтение научных статей, конечно, не было уж совсем пустой тратой времени. Я узнал, например, что критерии бессонницы в медицине довольно жесткие — мало не выспаться несколько ночей, чтобы заподозрить у себя болезнь. И вообще, не поспать какое-то время на фоне стрессовых событий — совершенно нормально. Согласно действующим европейским гайдлайнам, чтобы ваше состояние считалось бессонницей, нужно испытывать проблемы со сном регулярно (три и более раз в неделю) на протяжении трех месяцев.
У бессонницы могут быть серьезные физиологические причины — например, нарушение выработки каких-то гормонов, диабет или проблемы с дыханием (обратитесь к врачу). Но чаще всего плохой сон связан с гиперактивацией нервной системы: вместо того, чтобы уснуть, человек крутит в голове одни и те же мысли, будто заела пластинка.
Почему так происходит? За последние десять лет ученые довольного много узнали о том, что творится в голове пациентов, страдающих бессонницей. Исследования указывают на то, что у таких людей хуже проявлены связи между лобными долями мозга, отвечающими за осознанный контроль, и отделами мозга, обрабатывающими эмоции — например, с зоной островка. В итоге человек хуже регулирует свои эмоциональные состояния и стресс. У людей, страдающих бессонницей, также отмечена повышенная активность миндалевидного тела — части мозга, отвечающей за реакцию на опасности. Неудивительно, что бессоннице нередко сопутствуют психические расстройства, связанные со сложностями в регулировании эмоций и стресса: примерно 40% людей с бессонницей страдают депрессией, тревожными расстройствами, СДВГ и т.д.
Также неудивительно, что для решения проблем со сном врачи иногда выписывают антидепрессанты (распространенный вариант — довольно «мягкий» по действию препарат триттико) и нейролептики (например, сероквель). Большой обзор лекарственных средств, применяемых от бессонницы, показывает низкую эффективность триттико и сероквеля, хотя в моем случае они прекрасно работали в малых дозах и помогли преодолеть сложный этап в жизни, когда со сном была совсем беда. (Не применяйте препараты, не проконсультировавшись с врачом.)
Тот же обзор снотворных говорит, что лекарства в целом — не лучший метод борьбы с бессонницей: результат не сильно превосходит плацебо, много побочных эффектов. Поэтому врачи все чаще отдают предпочтение психологическим подходам — это как раз способ разобраться с мыслями, о чем я писал выше. Самый распространенный — когнитивно-поведенческая терапия бессонницы (CBT-I). Еще одна, как написал журнал New Scientist, «восходящая звезда» — терапия бессонницы с применением техник майндфулнес (Mindfulness-Based Therapy for Insomnia, MBTI).
Вы можете использовать их принципы, даже если не страдаете бессонницей в клиническом смысле, а просто хотите улучшить качество сна.
Еще в 2016 году Американская коллегия врачей вынесла официальное заключение: именно CBT-I, а не снотворные, необходимо использовать как первоочередную терапию при бессоннице. CBT-I предполагает, что есть связь между мыслями и поведением человека и качеством его сна. Терапевт помогает понять, что в образе мышления и жизни мешает полноценному сну, и предлагает способы постепенно избавиться от этого: рассказывает про принципы гигиены сна и применяет индивидуально подобранные методики.
О чем идет речь? Во-первых, это работа с нефункциональными убеждениями о сне, которые сами по себе только мешают спать. Допустим, человек считает, что он должен спать не менее восьми часов — и точка. Врачи действительно рекомендуют спать 7-9 часов, но индивидуальные потребности могут отличаться, а продолжительность сна может варьироваться день от дня, поэтому убеждение о необходимости спать именно 8 часов каждый день — слишком жесткое и может служить причиной стресса и ухудшения сна, если «норма» не выбрана. Терапевт выявляет такие плохо работающие убеждения и вместе с пациентом пытается найти им замену. В приведенном примере это может быть новое убеждение: «Если я не посплю 8 часов, ничего страшного не случится: в разные дни количество сна может быть разным».
Далее терапевт подталкивает человека к изменению поведения. Например, он может предложить на неделю отказаться от кофе и отметить в дневнике, что будет происходить со сном. Или — откладывать смартфон за 1,5 часа до сна. (Подробно о методах CBT-I рассказывает на ютуб-канале Reminder невролог Полина Пчелина.)
Самая парадоксальная интервенция CBT-I — ограничение времени, проведенного в постели. Скажем, вы укладываетесь в полночь и первые два часа не можете заснуть, а вставать нужно в 8:00. В таком случае терапевт посоветует не ложиться до 2 часов ночи. Скорее всего, время засыпания при этом значительно сократится, так как к двум часам вы просто устанете и выключитесь, а сон будет эффективнее. Вы будете придерживаться этого режима 3-4 дня, затем вам посоветуют сдвинуть время отхода ко сну на 1:00, а потом и на желаемые 12:00. В итоге, вы будете находится в постели с 12:00 до 8:00 и почти все это время спать.
CBT-I также использует практики расслабления: например, размеренное дыхание или прогрессивную мышечную релаксацию. Они помогают успокоиться и уснуть. Терапия обычно продолжается 6-8 сессий, но бывает, что достаточно и пары встреч со специалистом. Исследования показывают, что эта методика эффективна для 70-80% пациентов — у них уменьшается время засыпания, увеличивается продолжительность сна, сокращается число пробуждений. Главная проблема метода — в нехватке специалистов. Особенно в России.
СОВЕТ. Приемы CBT-I используются в мобильных приложениях Sleepio SleepSpace. На русском языке есть бот в телеграме Слипи, его создатели также опирались на CBT-I.
«Сон это такая штука, которую очень трудно испортить себе», — говорит Полуэктов. Конечно, можно перемешать день и ночь, не выходить на дневной свет и пить энергетики круглые сутки, но даже в этом случае организм будет выкраивать требуемый минимум сна. «Состояние сна заложено в наших генах, и оно неминуемо будет реализовываться, потому-что это необходимо для жизни организма».
Естественному отходу ко сну, как говорилось выше, мешает гиперактивация, которой сопутствует психологический дискомфорт: тревожные мысли, беспокойство или возбуждение. Хороший способ справиться с дискомфортом, по словам Полуэктова, — это практики майндфулнес.
Казалось бы, странно слышать это слово от ученого, доцента кафедры нервных болезней и нейрохирургии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и заведующего отделением медицины сна университетской больницы. Но терапия бессонницы с помощью майндфулнес (MBTI) действительно стала применяться в медицине и уже зарекомендовала себя как эффективное средство.
MBTI предполагает, что помимо первичного возбуждения, которое не позволяет уснуть, существует вторичное, провоцируемое мыслями о сне или текущем состоянии. Чтобы поправить сон, нужно использовать, по сути, буддийский принцип безоценочного отношения к мыслям. Участников программ MBTI учат отмечать свои мысли по поводу сна, не пытаясь их изменить. «Это больше про то, как вы относитесь к мыслям, чем про их содержание», — говорит пионер метода, ученый из Чикаго Джейсон Онг.
Обычно программа MBTI проходит в группах по 6-8 человек, они проводят двухчасовое занятие с терапевтом раз в неделю на протяжении двух месяцев. Занятие начинается с медитации — это способ развить майндфулнес; затем идет обсуждение. Терапевт так же, как в CBT-I, может рассказывать о принципах гигиены сна и предлагать менять поведение. Участники же разбирают свои суждения о сне и бессоннице. В протоколе MBTI приводится пример разговора:
Пациент. Я пытался ночью прогнать свои мысли, очистить сознание, но они возвращались. «Отпускать мысли» — это видимо не про меня.
Терапевт. «Отпускать» — не значит очистить сознание или прогнать мысли. Кто из нас не пытался прогнать мысли? Это не работает. Наоборот, «отпускать» — значит, позволить мыслям быть как есть, двигаться своим курсом. Вы можете заметить, что если вы позволите этим мыслям появляться и исчезать в вашем уме, не вовлекаясь в них, то они в итоге сами сойдут на нет. Это совсем другой, неочевидный способ работы с мыслями!
В итоге — благодаря беседам и сеансам медитации — пациенты учатся нескольким ключевым принципам, которые помогают принимать свои суждения о сне и менять отношение к ним. Вот они:
Развивайте «сознание новичка». Каждая ночь — новая ночь, не стоит увязывать ее с прошлой («Я плохо спал накануне, поэтому сегодня обязательно нужно выспаться»). Воспринимайте каждую ночь как отдельное событие и как возможность попробовать что-то новое.
Не прилагайте усилия. Сон — это процесс, который нельзя запустить силой. Наоборот, ему нужно позволить развернуться. Не стоит прикладывать усилия, чтобы спать дольше и лучше. Вычеркните это из списка дел.
Отпустите. Беспокойство по поводу сна, приверженность неким «идеальным стандартам» ночного отдыха приводят к еще большему беспокойству о последствиях недостатка сна. Такая тактика не принесет результата и противоречит самой природе сна, предполагающего, что вы «отпускаете» все дневные заботы.
Практикуйте безоценочное отношение. Мы автоматически считаем отсутствие сна и ночные пробуждения чем-то вредным и опасным. Но этот «негативный заряд» сам по себе может вредить сну. Участников программы учат относиться к подобным мыслям о сне просто как к мыслям, спонтанно возникающим в сознании, — не плохим, и не хорошим.
Принятие. Лучше принять свое текущее состояние, чем бороться с ним. Например, если вы принимаете, что сейчас не спите и вряд ли скоро заснете, то почему бы тогда не встать с кровати? Многие продолжают лежать в постели в попытке заснуть. К сожалению, это лишь приводит к тому, что вы приучаете себя ассоциировать кровать с отсутствием сна.
Доверие. Стоит довериться своему организму — он способен погружаться в сон, это заложено природой. Тело и мозг сами отрегулируют недостаток сна. Короткий, но крепкий сон может принести больше удовлетворения, чем длинный, но прерывистый. Недостаток сна в одну ночь может привести к более качественному сну на следующую ночь, если вы не будете прилагать усилий для засыпания.
Терпение. Участникам программы напоминают, что не нужно спешить. Выйти на оптимальное количество (и качество) сна можно постепенно.
Исследования показывают, что пациенты, прошедшие MBTI, не только избавляются от бессонницы — эффект часто сохраняется на протяжении 12 месяцев.
Можно ли достичь такого же результата самостоятельно, без группы и терапевта? Даже небольшой опыт медитации помогает не вовлекаться в тревожные ночные мысли. Например, если я просыпаюсь раньше положенного времени, я делаю несколько размеренных вдохов-выдохов и просто наблюдаю за возникающими мыслями (примеры: «Я не высплюсь и буду весь день разбитым», «Я занимаюсь на работе какой-то ерундой и скоро останусь без денег»), и тогда они действительно исчезают так же внезапно, как и появляются. Я могу также встать и походить какое-то время или почитать книгу — когда через 10-15 минут я ложусь в кровать, то обычно засыпаю крепким сном до утра. Идея, что спать нужно обязательно и всегда восемь часов без перерыва — неверная.
СОВЕТ. Попробуйте медитацию на дыхание или сканирование тела. Их описания можно найти в нашем гайде.
Я также перестал следить за показателями спортивных часов, которые меряют качества сна и показывают длину разных фаз: глубокого сна, сна с быстрым движением глаз и т.д. Во-первых, эти данные очень приблизительные. А во-вторых… Тут я приведу цитату предпринимателя и автора книги «Биохакинг без фанатизма» Ильи Мутовина. Илья перепробовал более десяти разных трекеров сна, но в итоге отказался от них. «У каждого из нас, — говорит он, — есть совершенно бесплатный датчик — самоощущение. Я за 10 секунд после пробуждения понимаю, в ресурсном ли я состоянии, готов совершать подвиги или нет». А если так, то к чему трекеры?
«Развитие майндфулнес позволяет посмотреть на проблему бессонницы через чистые линзы, не затуманенные стремлением ко сну и прилагаемыми усилиями», — говорится в одном из исследований. В итоге вы воспринимаете сон как естественный процесс — спите, когда хочется, бодрствуете, когда есть силы.
«Вы учитесь принимать мир таким какой он есть, — говорит Полуэктов. — Примерно так его принимают животные». Вряд ли ваша кошка или собака переживают по поводу того, что поспали на час меньше положенного или из-за того, что не смогут себя хорошо чувствовать после плохой ночи. Приблизиться к такому же восприятию сна — пожалуй, самый полезный навык.
И, конечно, нужно помнить про гигиену сна. Режим, солнечный свет днем, повторяющиеся вечерние ритуалы — все имеет значение. А также то, что создает психологический комфорт. Нет никаких научных доказательств, что какая-то специальная фактура постельного белья может улучшить сон (что бы ни обещала реклама), но если с конкретным комплектом белья у вас связаны приятные воспоминания, то это поможет вам психологически. Ваши мысли и ощущения — лучшее снотворное.
Вместо эпилога. В одном из исследований по MBTI приводится в пример обсуждение с пациентами стихотворения поэта-суфия XIII века Руми. Оно — о принятии и безоценочном отношении к мыслям и эмоциям.
Человек — гостевой дом.
Каждое утро новые гости.
Веселье, уныние, подлость,
Иногда понимание заглянет
Как нежданный гость.
Приветствуй и угощай их всех!
Даже если гости — многие муки,
Которые яростно сметут
Всю мебель в твоем доме,
Все равно оказывай каждому честь.
Может быть, он очистит тебя для новой радости.
Темная мысль, стыд, злоба —
Встречай их у порога, смеясь,
И приглашай войти.
Будь благодарен, кто бы ни пришел,
Ведь каждый был послан
Как наставник свыше.
Плюс — идеи, которые превратят вашу поездку в полноценный отпуск
Как работают коллагеновые пептиды, почему добавки эффективнее бульона и по каким критериям их выбирать
Разбираемся, как свести вред к нулю и сохранить волосы красивыми и здоровыми.