Это чуть видоизмененный текст нашей еженедельной рассылки. Если вы хотите получать от нас по вторникам и пятницам письма, которые содержат тонну полезной информации и ссылок, — подпишитесь на рассылку тут.
Представьте, что скоро президентские выборы, причем настоящие. Один кандидат разделяет ваши ценности и вызывает сильную симпатию. За другого вы точно не собираетесь голосовать. Но вы соглашаетесь принять участие в эксперименте, в котором ученые предлагают оценить противоречивые заявления обоих кандидатов. Изменится ли ваше мнение о политике, который вам симпатичен?
Скорее, нет: вы будете критичны к нелюбимому кандидату, но противоречия в словах того, кто вам нравится, проигнорируете. Это не голословное утверждение, а итог реального эксперимента. Он также показал, что когда нужно оценить кандидатов, о которых у вас уже есть мнение, мозг не работает аналитически: активны только области, регулирующие эмоции.
Человеческий мозг запрограммирован на самообман: мы с легкостью игнорируем неудобные факты, что часто приводит к неверным решениям. Но развитое критическое мышление помогает избежать многих из них. Вот несколько признаков, что у вас с ним все в порядке.
Вы не считаете себя гуру критического мышления. 75% водителей считают, что управляют автомобилем лучше среднего, рьяные противники ГМО уверены, что знают о генной инженерии больше всех. Все это примеры эффекта Даннинга — Крюгера: некомпетентные люди склонны себя переоценивать, а компетентные — наоборот. Так что считать свое критическое мышление далеким от совершенства — хороший признак.
Вы проверяете информацию. На этикетке написано: «без сахара». Прочитаете ли состав, чтобы убедиться? Допустим, слова «сахар» там действительно нет. Если вы не остановились на этом, а нашли в составе ячменный солод и погуглили, что это за продукт, поздравляем! Вы нашли сахар и прошли проверку на критическое мышление.
Вы можете объяснить пятилетнему ребенку то, в чем разбираетесь. Понятная речь — знак того, что ваши мысли упорядочены. Отсутствие ясности, наоборот, часто маскирует манипуляцию: тема якобы слишком сложна для понимания, не думайте сами, доверьтесь эксперту.
Вы анализируете эмоциональные призывы. Как можно покупать новый смартфон, пока дети в Африке голодают? Почувствовали вину и отложили покупку — манипуляция удалась. Апеллировать можно и к другим чувствам: страху (смартфоны вызывают опухоль мозга), желанию соответствовать стандартам (все уже купили новый смартфон, а вы?). Стоит понимать, когда кто-то специально стимулирует чувства — и принимать решение осознанно.
В споре вы не цепляетесь к мелочам. Философы называют это принципом доверия: вы по умолчанию считаете, что человек говорит правду и мыслит логически, и сфокусированы на сильных, а не слабых сторонах его слов. Понимая, как думает собеседник, вы выбираете хорошие контраргументы — и можете его переубедить.
Вы признаете, что shit happens. Почему люди верят в теории заговора? Обычно это объясняют невежеством. На самом деле, конспирологи не могут примириться с тревогой и неудачами — и ищут простые объяснения несправедливости мира. Поэтому так важно не видеть в случайных событиях злой умысел и считать, что плохие вещи случаются со всеми, даже с очень хорошими людьми.
Вы не позволяете запутать себя ссылками на авторитеты. Допустим, некий автор написал прекрасный учебник по психологии. Будете ли вы принимать всерьез его мнение о политике? А о психологии? Высший пилотаж — проверить, специализируется ли он именно на той области психологии, о которой говорит.
Вы берете паузу, прежде чем принять решение. Нобелевский лауреат Даниэль Канеман делит мышление на две системы. Первая срабатывает автоматически и не требует усилий, вторая по-настоящему задействует процесс размышления — но требует сосредоточения и боится торопливости. Первая система помогает действовать быстро, но опасна из-за когнитивных ошибок. Например, эффекта привязки — склонности полагаться на первую попавшуюся информацию и спонтанные эмоции. Брать передышку на раздумье — хороший способ включить вторую систему и избежать ошибок.
Вы готовы признать ошибку. Вы купили смартфон. Но тут вы узнаете, что почти за те же деньги можно было купить более новую модель, с большим объемом памяти и большим количеством функций. Можно решить: новая модель ничуть не хуже старой, а можно задать себе вопрос: стоило изучить варианты до покупки? Первый ответ защитит от мук когнитивного диссонанса, постфактум приписав выбору положительные черты. Но если все же признать промах, можно проанализировать его причины — и потом принимать лучшие решения.
Ваше мировоззрение меняется. Есть люди, которые постоянно убеждаются в равнодушии окружающих, считают вопрос «как дела?» издевательством, а прошлое превращается для них в череду неудач. Вообще, это описание депрессии. Но еще — отличная иллюстрация предвзятости подтверждения, которую психиатр Аарон Бек считал симптомом депрессии. Суть когнитивного искажения в следующем. Мы склонны игнорировать все, что противоречит нашему мнению, интерпретировать любые факты как подтверждающие его — и помнить только соответствующую информацию. Так что если ваша картина мира не статична — вы думаете не по привычке, а критически. Кстати, Бек отметил, что у всех его пациентов, больных депрессией, были примерно одни и те же негативные установки. Он изобрел шкалу измерения тяжести депрессии, которую используют для самодиагностики по всему миру. Если вы подозреваете у себя депрессивный эпизод, пройдите тест на нашем сайте.
Собрали самые захватывающие открытия и исследования, опубликованные в 2024 году
Что стоит за хроническим обманом, можно ли его вылечить и как общаться с такими людьми
Идеально для работы над собой в новогодние каникулы