Иногда мы перестаем себя контролировать — начинаем истерить, кричать или плакать, переживаем сильный гнев, не можем заниматься даже простыми рутинными делами, продолжать «вывозить», иногда испытываем сильные внутренние переживания, фоновую тревогу и бессонницу. Такие моменты мы называем нервным срывом — но медицина не знает такого диагноза. Что же такое нервный срыв, какие факторы его провоцируют, какое влияние он оказывает на организм и как с ним справиться? Reminder отвечает на эти вопросы вместе с онлайн-школой психологических профессий «Психодемия».
«Нервным срывом» принято называть острую реакцию человека на стресс; состояние, когда психика не выдерживает количества напряжения и дает сбой. Срыв проявляется как более яркая или нетипичная для конкретного человека эмоциональная реакция, потеря им эмоционального контроля.
Четкого определения «нервного срыва» в современной науке нет: психологи называют так определенное состояние — обострение, пик одного из расстройств, связанных с тревогой и стрессом. «Нервный срыв» не является медицинским термином, не указывает на конкретное психическое заболевание, но при этом не является нормальной или здоровой реакцией на стресс, объясняет доктор Дэниэл Холл-Флавин из американской клиники Mayo. По его словам, пациенты обычно используют этот термин для описания стрессовой ситуации, в которой они временно не могут нормально функционировать, отвечать на жизненные вызовы эмоционально и физически.
«Если бы мы были автомобилями, нервный срыв — это полный разрыв шины, из-за которого мы оказались на обочине дороги», — пишет Крис Кертис из Института психического здоровья Хантсмана при Университете медицинских наук штата Юта.
Признаки и симптомы нервного срыва могут варьироваться в зависимости как от его основной причины, так и от человека, его физического и психического состояния. Вот некоторые распространенные признаки:
Люди могут называть «нервным срывом» очень разные вещи. «Человек с тревожным расстройством может по ошибке назвать срывом паническую атаку, человек с БАР (биполярное аффективное расстройство) или ПРЛ (пограничное расстройство личности) может посчитать срывом самоповреждающее поведение. В любом случае, срыв может стать для человека сигналом, после которого он начнет осознавать тяжесть своего состояния и обратится за помощью», — говорит основательница «Психодемии», кандидат психологических наук Мария Данина.
Сопутствующие психическое расстройства могут менять модель самого нервного срыва: люди с паническим расстройством во время нервного срыва чаще жаловались на проблемы с дыханием или нарастающий страх, подобный панике. А люди с аффективным расстройством испытывали гораздо более сильный гнев и большую склонность к крику и агрессивному поведению, чем люди без сопутствующих расстройств.
Важно: нервный срыв следует отличать от психотического срыва или психоза, гораздо более опасного состояния. У этих состояний наблюдается ряд схожих симптомов, но есть главное и ключевое отличие: адекватность человека. Во время нервного срыва человек чувствует себя неспособным нормально функционировать, но полностью и адекватно осознает происходящее с ним и вокруг него. А во время психотического срыва человек не может адекватно оценивать обстановку, теряет связь с реальностью, у него могут начаться слуховые или зрительные галлюцинации, странные и бредовые идеи, мысли о причинении вреда себе или другим. Если в случае нервного срыва помощь специалистов желательна, то в случае психоза человек нуждается в обязательной и немедленной психиатрической помощи.
Вот наиболее распространенные причины:
Но это объяснение современных ученых, а при появлении термина «нервный срыв» его главной причиной считался острый дефицит особой «энергии», приводивший к тому, что ваши нервы переставали работать (на английском языке «нервный срыв» звучит как nervous breakdown, что можно перевести как «поломка нервов»).
Его в самом начале XX века предложил американский невропатолог Джордж Миллер Бирд; он же в конце XIX века первым описал и ввел в оборот термин «неврастения», под которым понимал «дефицит или недостаток нервной силы».
Доктор Бирд считал, что каждый человек с рождения обладает определенным, конечным запасом «нервного капитала», который невозможно рассчитать или измерить. Нервный капитал расходуется в течение жизни примерно так же, как заряд электрической батареи. Главной причиной слишком быстрого расходования нервного капитала Бирд считал современную цивилизацию, которая отличается от древних пятью характеристиками, вызывающими у людей нервное истощение: паровые машины, периодическая печать, телеграф, науки и умственная деятельность женщин.
В 1901 году Бирд опубликовал книгу Nervous Breakdown (полное название: «Нервный срыв. Сопутствующие ему пороки, профилактика и лечение. Правильная техника жизни для работников умственного труда»). К нервному срыву, который можно перевести и как «поломка нервов», и как «нервное банкротство», приводит именно неврастения, считал Бирд. Непосредственной причиной этой поломки он называл «ментальную переработку» (mental overwork): по очевидным причинам она чаще встречается у людей, занимающихся умственным трудом, которые к тому же пьют слишком много алкоголя, кофе и чая, плохо питаются и мало спят.
Идеи Бирда были весьма передовыми: в то время люди, которые обращались к врачам с симптомами нервного срыва, часто признавались мнимыми больными, ипохондриками, испытывающими беспочвенный страх перед несуществующей болезнью. «Есть много людей, которые страдают от неясных симптомов без видимой причины, — писал Бирд во введении к книге, — У них нет доказательств плохого здоровья, родные и друзья им не сочувствуют, предлагая отправиться на работу или приложить больше силы воли, многие врачи находят их физически здоровыми и говорят: “Вы просто нервничаете, с вами все в порядке”». Бирд же утверждал, что неврастения и нервные срывы — это «настоящие» расстройства, которые необходимо лечить, потому что они вызывают подавленность, сексуальные расстройства и несварение желудка; люди могут стать раздражительными, потерять сон, память и даже начать опасаться за свой разум.
Лечить нервные срывы Бирд рекомендовал в первую очередь сном — «естественным восстановителем утомленного мозга». А лучшими стимуляторами сна он называл физические нагрузки — охоту, игру в гольф или езду на велосипеде — «откачивающие кровь» из перенапряженного мозга и распределяющие ее по всему телу. Но категорически советовал избегать переутомления: оно, как и умственное переутомление, зря расходует конечный запас нервной энергии. Бирд также советовал пациентам меньше тревожиться («Убивает не работа, а беспокойство») и больше отдыхать, избегая умственных нагрузок. А врачам — при необходимости использовать массаж, гипноз, лечение водой и электричеством (Бирд рекомендует статическое электричество как почти незаменимое средство от бессонницы и очень полезное при перенапряжении мозга и алкоголизме).
Неврастения считалась болезнью бизнесменов, интеллектуалов, писателей и других представителей высших классов. Особенно — женщин из высших классов: считалось, что они более уязвимы из-за «более слабой нервной системы». Силас Вейр Митчелл, один из сторонников Бирда, вообще считал, что неврастении подвержены только две группы людей: работающие в очень конкурентной среде бизнесмены и социально активные женщины.
Митчелл предложил «лечение покоем», предназначенное в основном для женщин: со временем оно стало самым известным методом лечения неврастении. В течение 6-8 недель их удерживали в постели, массировали и кормили жирной пищей; считалось, что для выработки нервной энергии организму нужны «жир и кровь». Но были и более активные методы лечения: мужчин и женщин отправляли в лесные пансионаты или на ранчо, там они ели жареное мясо, много гуляли и дышали свежим воздухом. Тем, кто не мог позволить длительный и дорогой отдых, предлагали временное облегчение через лечение электрическим током в кабинете врача.
В то же время, большинство крупнейших и общедоступных национальных парков в США были открыты именно в те годы, когда неврастения стала «модной болезнью»: они считались отличными местами для уединения и отдыха неврастеников. А бурный рост популярности езды на велосипеде, путешествий и спортивных лиг также во многом обеспечивался уверенностью людей в том, что физические нагрузки помогают избежать нервного истощения. Но уже в 1920-х годах популярность неврастении пошла на спад.
Значительная часть медицинского истеблишмента всегда относилась к этому диагнозу скептически: идея неизмеримого «нервного капитала» казалась многим сомнительной. А к концу 1930-х годов медицинская парадигма изменилась окончательно: врачи практически перестали ставить диагноз «неврастения», а ее симптомы начали рассматривать как психические. Окончательно неврастения как диагноз исчезла после Второй мировой войны. А в 1960-х годах начался резкий взлет доступной и массовой психиатрии, появились новые лекарства для лечения ментальных расстройств и о «нервном капитале» и его истощении больше не вспоминали.
Но, конечно, люди не перестали испытывать нервные срывы.
По своей сути, нервный срыв является защитной реакцией на психическое напряжение, которое испытывает человек, своего рода предохранителем. С помощью этого состояния организм сбрасывает стресс — часто через слезы, крики, агрессию. И напряжение действительно уходит — и это можно было бы даже назвать плюсом нервного срыва. Но все сложнее: эта защитная реакция работает только в моменте, и если человек после срыва возвращается в ту же среду или продолжает переживать тот же стресс, велика вероятность, что срывы будут повторяться.
Да, в большинстве случаев нервный срыв можно предотвратить. В жизни современного человека, как правило, повышенный уровень стресса, но это не делает срыв неизбежным. Если успевать расслабляться, восполнять ресурсы и таким образом регулярно снижать уровень напряжения, это поможет не допустить перерастание стресса в нервный срыв.
Вот некоторые профилактические меры:
У вас могут быть собственные методы, которые помогают восстановиться и вернуться в спокойное состояние — сходить на массаж или в сауну, заняться активными видами спорта, зажечь свечи или ароматическую лампу, собрать паззл или раскрасить картину по номерам. Используйте все, что эффективно работает и не причиняет вам вреда.
Но что делать, если нервный срыв все-таки случился?
В первую очередь, необходимо снизить уровень стресса. Вам могут помочь простые и работающие методы, которые используются для торможения симпатической нервной системы, активизирующейся во время стресса.
Если вы считаете, что у вас был нервный срыв, необходимо дать себе передышку и снизить все нагрузки: как и после болезни, организму нужно время для восстановления. Уменьшите на время все нагрузки; возьмите отпуск или отгул на работе; отложите все несрочные дела; как следует выспитесь.
Желательно обратиться к психологу: психотерапия не только поможет снизить уровень стресса, но и ускорит процесс выхода из нервного срыва. Для быстрого восстановления в рекомендуются такие методы, как когнитивно-поведенческая терапия или терапия эмоциональной эффективности. Иногда могут понадобиться лекарственные средства.
Найдите его причины. Нервный срыв — это сигнал тревоги, с помощью которого организм дает понять, что нагрузка на психику была чрезмерной. Если не убрать причины срыва, он может повториться, но с каждым разом психика будет истощаться и хуже адаптироваться к новому стрессу. Важно проанализировать причины и проверить их на актуальность.
Когнитивно-поведенческий психолог и эксперт «Психодемии» Александра Титарева рекомендует разбить все возможные причины стресса на три группы:
Проблемы, с которыми вы можете разобраться;
Проблемы, с которыми вы ничего не можете сделать;
Проблемы, которые не требуют вашего активного участия.
Уделяйте больше внимание первой группе: решение проблем дает нам удовлетворение и уверенность, это снизит уровень стресса. А фокусируясь на проблемах, повлиять на которые мы не способны, мы будем чувствовать себя беспомощными.
Позаботьтесь о себе. Рекомендации здесь будут очень похожи на перечисленные выше меры по профилактике нервного срыва, разве что с большим фокусом на расслаблении и «ленивых» способах отдыха. Больше спите, больше гуляйте, проводите время с близкими, по возможности возьмите отпуск, не требуйте от себя слишком многого.
Клинический психолог Илья Гавин отмечает, что человек привыкает к напряжению в теле и перестает чувствовать его. Даже сейчас, читая этот текст, вы можете не замечать, как напряжены ваши плечи, пока не обратите на них внимание. Напряжение, которое человек переживает до нервного срыва и во время него, ослабляет его чувство тела и внимание к нему, напряжение становится его нормой. Важно обращать внимание на ощущения в теле, замечать физическое напряжение и расслабляться. С этим помогут телесные практики и практики осознанности.
Cократите (хотя бы на время), потребление информации. Александра Титарева отмечает, что чрезмерное поступление информации прямо влияет на снижение эмоциональной стабильности. Проверьте, не проводите ли вы слишком много времени в интернете или перед телевизором. Постарайтесь выделять небольшие временные промежутки на чтение основных новостей дня, и соблюдайте этот график.
Любопытно, что большинство советов доктора Бирда, который тоже недолюбливал прессу, все еще актуальны: врачи и сегодня рекомендуют людям после нервных срывов избегать алкоголя, кофе и других стимуляторов, лучше питаться, больше спать и для лучшего сна заниматься физической активностью, но не умеренно, до легкой приятной усталости.
Проверьте здоровье. Стресс, который предшествует нервному срыву, сам по себе плохо влияет на здоровье, а последствия нервного срыва могут проявляться снижением иммунитета, работоспособности, когнитивных функций, болями неясного генеза и, при наличии дополнительных факторов, —инсультами и инфарктами. Немного отдохнув после срыва, сделайте чекап здоровья: посетите основных врачей, сдайте основные анализы, если заранее знаете свои «слабые места», проверьте их.
Бесплатный мини-курс Психодемии «Как жить эту гребаную жизнь»
Статья «Как отличить “нормальную тревогу” от тревожного расстройства»
Что такое медитация и как ее практиковать: 33 полезные ссылки
Как настроить уровень стресса: практические рекомендации Reminder
Плейлист с техниками саморегуляции на YouTube-канале ассоциации EMDR
Как преодолеть страх неопределенности и поменять карьеру и жизнь к лучшему
26 креативных способов управления минутами, часами, днями и годами