Что заставляет нас все время хотеть большего и почему это мешает жить
Недавно мы публиковали материал, в котором пытались ответить на вопрос, что такое «достаточно» — денег, материальных благ, славы, успеха — для того, чтобы чувствовать себя счастливым. И почему даже люди с внушительными счетами и множеством поклонников часто не могут перестать считать себя неудачниками. Журналистка Элли Волп собрала мнения психологов и ученых о механизмах, которые мешают избавиться от постоянного стремления достичь большего и испытывать положительные эмоции от уже достигнутых успехов. Мы пересказали ее статью.
Психолог Мейтал Айл называет это явление «эпидемией ненависти к себе». И в работе с клиентами, и в своем окружении Айл замечает, насколько сильно выматывают людей самокритика и недовольство собой. «Этот процесс нормализуется обществом, ведь когда люди испытывают такие чувства, у них появляется желание купить товары или подписаться на сервисы для самоулучшения», — говорит она.
Жизнь в культуре, одержимой бесконечным самосовершенствованием, приводит к гиперфиксации на себе. Это, в свою очередь, заставляет людей совершать множество ритуалов для того, чтобы стать лучше: от очень сложных процедур по уходу за кожей до исключения «токсичных» друзей из своего социального круга.
У этого пути нет конца: всегда найдется новая программа упражнений, новый проект улучшения дома, новый способ взломать свою физиологию, чтобы делать больше и лучше. Нам очень сложно чувствовать себя адекватными, эффективными и достаточными и очень просто — что мы не вписываемся в KPI и проигрываем в гонке, потому что недостаточно хороши и не соответствуем ожиданиям. А современные методы маркетинга и постоянно подпитываемое соцсетями стремление сравнивать себя с другими только усиливают желание тратить, стараться и улучшать себя.
Стремление к большему и лучшему буквально вшито в нашу психику и не зависит от финансового состояния, жизненной ситуации, физического и ментального здоровья. Организаторы одного исследования попросили почти 250 людей рассказать, что из того, что есть у них, можно улучшить. Говорить можно было о чем угодно — о телефоне, домашних питомцах или отношениях. Люди отвечали, что улучшить можно абсолютно все. Ничто не достаточно хорошо для Homo sapiens. Почему?
У нас есть воображение — причина, по которой от охоты и собирательства человечество пришло к жизни в небоскребах, считает психолог Адам Мастроянни, соавтор указанного выше исследования. «Кто-то должен был представить, как сделать жизнь лучше», — говорит он. Человеческая фантазия не имеет пределов, когда речь идет о возможных улучшениях, но у этой медали есть обратная сторона: то самое недовольство текущим положением вещей, продолжает Мастроянни.
При этом, человек способен адаптироваться почти к любым условием, и это умение помогает выживать, но не позволяет «сохраниться» в зоне комфорта. Этот механизм известен как гедонистическая адаптация: он заставляет раз за разом возвращаться к базовому уровню удовлетворенности жизнью после переживания как негативных, так и позитивных событий. Проще говоря, нам не может быть слишком долго ни очень хорошо, ни очень плохо — скорее, будет «нормально». Гедонистическая адаптация — причина, по которой покупка новой машины сильно радует только первые пару недель, а затем выраженность эмоции постепенно снижается, пока мы не решаем, что для счастья нам нужно что-то еще.
И еще один фактор, подпитывающий наше стремление желать большего — сравнение себя с другими. Причем, люди не просто сравнивают себя и свои жизненные обстоятельства с другими прямо сейчас, они эскстраполируют их в будущее, представляя, чего они могут захотеть и как сильно им для этого придется стараться, говорит Рачит Дубей, аспирант Школы менеджмента Массачусетского технологического института.
Сочетание гедонистической адаптации и желания сравнивать себя с другими приводит к тому, что наша планка ожиданий никогда не остается на месте. И даже когда мы достигаем поставленной цели или покупаем желанный товар, мы просто запускаем новый цикл. Когда новизна выветривается, мы ищем следующую вещь, которая кажется нам связанной с самореализацией. Может быть, коллега, сосед или друг как раз обладают этим чем-то — опытом, предметом или качеством?
«Мы стремимся к обладанию новой притягательной вещью, потом привыкаем к ней, проходим еще один этап сравнений и хотим чего-то совсем другого. Этот цикл привыкания и сравнений может вести к постоянному ненасыщаемому желанию чего-то большего, следующей вещи, которая, по нашему мнению, уж точно и кардинально изменит ситуацию», — продолжает Дубей.
Дубей и его коллеги по MIT провели любопытный эксперимент: они создали цифровые модели личностей, виртуальные конструкты, которые действовали подобно людям — выполняли задачи, получали за них награды и сравнивали себя с другими цифровыми личностями. Они смогли достичь больших успехов в виртуальном мире, но платили за это снижением уровня удовлетворенности своим опытом.
Сравнение себя с другими может мотивировать человека на самые разные действия — например, получить повышение или купить квартиру. И это вполне нормальная, здоровая ситуация, говорит Дубей. Но нам очень трудно не зациклиться на постоянном стремлении к большему, и порой даже самые невинные устремления могут быть «улучшены» до их полной противоположности. Например, приносящее удовольствие и радость хобби легко может превратиться в подработку, лишающую вас последних сил.
Стремление улучшить жизненные обстоятельства прекрасно работает, когда наши ресурсы ограничены и за них нужно все время сражаться. Проблема возникает позже, когда у вас уже есть достаточно, но вам навязывают бесконечные товары и возможности.
Как показывает одно из исследований, деньги могут сделать человека счастливым — если их хватает для покрытия основных нужд и комфортной жизни. Но преодолев планку «идеального дохода» люди парадоксальным образом начинают чувствовать себя более несчастными: потому что они закрыли базовые потребности и начинают задавать себе вопросы вроде «А как вообще у меня дела?» или «Как я выгляжу по сравнению с другими?».
«Путь от несчастья к удовлетворенности жизнью пройти довольно просто, — говорит Адам Мастроянни, — тяжелее всего дается переход от “нормально” к “отлично”». Ориентируясь на свое представление об этом «отлично», мы чаще всего гонимся за материальными благами, которые, как мы надеемся, должны помочь сдвинуть баланс в нужную сторону, чтобы у нас стало «достаточно».
«Так работает рынок — через активацию нашей неуверенности в себе и усиление внимания к сферам, в которых мы ощущаем дефицит», — говорит Брук Эрин Даффи, доцент кафедры коммуникаций Корнелльского университета. Мы считаем, что больше денег, больше вещей, лучшие вещи или лучшая версия нас самих сделают нас счастливыми. «Мы одержимы покупкой сыворотки, которая преобразит кожу, или гаджетов для тренировок, чтобы наше тело выглядело идеально, но в этой гонке теряем понимание, зачем все это вообще нужно», — говорит психолог Мейтал Айл.
К тому же, у этой одержимости есть и вполне рациональное объяснение: квест по самооптимизации может быть попыткой контролировать хоть что-то в жизни среди хаоса, происходящего вокруг — войн, климатических изменений и политической нестабильности, рассуждает Айл.
Совет Адама Мастроянни — перестаньте думать из позиции дефицита. Если мы воспринимаем стартовую точку как находящуюся ниже базового уровня, мы никогда не выберемся из этой ямы. Этот паттерн мышления приводит и к когнитивному искажению: нам кажется, что люди, обладающие меньшим — хуже оплачиваемой работой, менее комфортным жильем, не имеющие наших связей — не могут жить полноценно, быть довольны своей жизнью.
Еще один часто встречающийся совет — ставить цели в жизни. Исследования доказывают, что это действительно увеличивает продуктивность и мотивацию. Но не все цели одинаково хороши, подчеркивает Тал Бен-Шахар, основатель Академии исследования счастья и профессор университета Сентенари в Нью-Джерси. Если не дать себе время для размышлений о том, чего вы на самом деле хотите от жизни, легко застрять в чужом представлении об успехе.
Разберитесь, может ли поставленная цель повысить ваш уровень счастья, или, напротив, отберет его. Действительно ли цель достижима? Является ли она тем, чего хотите вы сами, или вы оглядываетесь на достижения окружающих? На эти вопросы непросто ответить честно, но они стоят того, чтобы их себе задать.
Чтобы сформировать более здоровую перспективу, исследователи и эксперты советуют практиковать техники выражения благодарности: вести дневник, делать короткие записи в ежедневнике или писать письма. Сознательный фокус на положительном опыте защищает нас от привыкания к новому — вещам, работе или отношениям, считает Бен-Шахар.
«Чтобы противостоять эффекту гедонистической адаптации, нам нужно постоянно уделять внимание важному опыту», — объясняет Бен-Шахар. Всего пара минут за ужином или перед сном помогут напомнить, что мы достаточно хороши, и больше думать о ценном для нас, а не соскальзывать в тревожные мысли о том, где и в чем мы не дотягиваем до воображаемого идеала.
Как менять жизнь с помощью ведения дневника. Простые техники помогут увидеть все под другим углом