Почему не стоит строить самооценку вокруг карьерных достижений

Психолог Эмили Эсфахани Смит — о концепции генеративности, которую люди начинают воспринимать только в старшем возрасте

Почему не стоит строить самооценку вокруг карьерных достижений
Reminder продолжает цикл эссе о смысле жизни и больших идеях, объясняющих, как устроен мир. Три предыдущих выпуска можно прочитать здесь, здесь и здесь

Что такое успех? Для многих из нас это достижения в образовании и карьере. Лучше закончить престижный университет, чем малоизвестный институт. Лучше быть менеджером крупной компании, чем отцом семейства, который нянчится дома с детьми. Лучше иметь два миллиона незнакомых подписчиков в инстаграме, чем постить фотографии для друзей. Такое представление об успехе часто называют спортивным. На самом деле в нем важен не спортивный элемент, а стремление соответствовать чужим стандартам. Об этом в своей статье написала психолог и научный журналист Эмили Эсфахани Смит. 

Мы делаем карьеру, получаем престижные дипломы или контракты не потому, что хотим именно этого, а чтобы доказать свою состоятельность. Ориентироваться в стремлении к успеху не на себя, а на чужое мнение — опасная иллюзия, которая может серьезно навредить тем, кто в нее верит, уверена Смит. Практические исследования, которые она провела при работе над книгой «Сила смысла», показывают: пока вы соответствуете этому стандарту успешности, жизнь кажется вам осмысленной. Но в случае неудачи вы рискуете потерять то единственное, что составляло ее смысл. Вспомним историю предпринимателя, инвестора и писателя Энтони Тяня. 

Едва закончив Гарвардскую бизнес-школу, Тянь возглавил быстрорастущую интернет-компанию стоимостью $100 млн и готовился к первому публичному размещению акций. Выход на биржу должен был стать вершиной его стремительной карьеры. Но не стал. В назначенный день, 10 марта 2000 года, на бирже лопнул пузырь доткомов — произошел крупнейший в истории обвал индекса высокотехнологичных компаний NASDAQ. В итоге акции были проданы по заниженной цене. Вместо сверхприбыли компанию Тяня ждала реструктуризация и три раунда увольнений. А его самого — унижение и отчаяние. 

Оправившись от поражения, Тянь начал анализировать причины катастрофы и пришел к выводу, что оказался на краю пропасти из-за неправильного представления об успехе. Чтобы соответствовать стандартному образу успешного айти-предпринимателя, он вложил все свое время, энергию и деньги в проект по выходу на биржу. Но только проиграв, понял, что на самом деле его интересовало не это. По-настоящему для него были важны инновации и возможность влиять на мир вокруг. Так он открыл для себя генеративность. 

Речь идет о концепции знаменитого психолога Эрика Эриксона. По его теории, любая личность развивается постоянно — от рождения до смерти. При этом все мы проходим одинаковые этапы, на которых нужно развить определенные способности, соответствующие возрасту. Для подростка ключевая задача —  самоидентификация. Для молодого человека — поиск своего места в обществе и связи с людьми. Для зрелого человека — развитие генеративности. Это многомерное понятие, спектр значений которого включает в себя и воспитание детей, и продуктивную работу. Главное в генеративности — способность выйти за пределы своего эго. Состоявшийся взрослый человек, по Эриксону, должен перерасти детский эгоизм и юношеский максимализм — переориентироваться со своих желаний на заботу о других. Для этого нужна внутренняя потребность помогать близким и не очень близким людям в достижении их целей и раскрытии их потенциала. Генеративный человек ощущает себя клеткой в огромном организме нашего мира, который он старается по мере сил сохранить и, возможно, сделать немного лучше. 

Переход на новую стадию всегда сопровождается возрастным кризисом. Для Тяня таким кризисом стал провал на бирже. Этот шок помог ему осознать свои настоящие стремления и, как он пишет сам, «поставить свои способности на службу более высоким целям». Сейчас Тянь — соучредитель инвестиционной компании и строит бизнес в соответствии со своим новым пониманием успеха. Однако не всегда кризис бывает таким коротким и мощным, гораздо чаще он напоминает хроническую болезнь. 

У генеративности есть антипод — стагнация. В модели Эриксона это мучительное чувство бессмысленности жизни. Эмили Эсфахани Смит вспоминает случай одного из 40 участников многолетнего психологического мониторинга, проведенного в 1970-е в США создателем теории авторитарной личности Дэниелом Левинсоном. Это история амбициозного и успешного ученого, который считал себя неудачником. На пике научной карьеры он вдруг ощутил, что перед ним нет ни одной по-настоящему важной цели. Он чувствовал, что просто плывет по течению, пытаясь заполнить пустоту внутри научными званиями и наградами. Поворотный пункт в развитии каждого человека — момент выбора между стагнацией и генеративностью. Состоявшийся взрослый человек, по определению Эриксона, способен склонить чашу весов в правильную сторону. У героя этой истории кризис растянулся на несколько лет. Но в итоге он осознал, что в жизни есть вещи, которые интересуют его гораздо больше признания и карьеры: воспитание сына, помощь аспирантам в лаборатории, административная работа. Это не призыв отказаться от амбиций, объясняет Эмили Эсфахани Смит. Это напоминание о том, что главный залог успеха — способность осознать, что важнее всего для вас. Потому что быть успешным значит реализовать себя, а не произвести впечатление на окружающих.

Мы привыкли думать, что цели, для достижения которых стоит тратить время и силы, всегда где-то вдали. Но, может, на самом деле они гораздо ближе. Что, если наши настоящие мечты сбываются прямо сейчас, не требуя от нас никаких жертв, а мы этого просто не замечаем? Возможно, на самом деле все мы успешнее, чем нам кажется.

Фото на обложке: Damiano Lingauri / Unsplash
Вы уже оценили материал