Даже после легкой формы COVID-19 восстановление может затянуться на месяцы. К слабости и одышке нередко добавляются нарушение пищеварения, выпадение волос, проблемы с кожей, бессонница и тревога. Врачи считают, что организм должен восстановиться сам через 2–3 месяца. Но так происходит не всегда.
«Выздоровление было долгим, и сейчас я все еще не в норме, — рассказывает продюсер Мария Мухина. Она заболела ковидом в конце марта 2020-го. — Когда по анализам и КТ все было ок, все равно оставалась сильная слабость, начались перепады настроения и бессонница». После COVID-19 Мухиной не предложили никакой реабилитации: просто выписали по результатам ПЦР-теста. Все остальные обследования и консультации с врачами она проходила платно, чтобы выяснить, все ли в порядке с легкими, что происходит с настроением, почему так быстро приходит усталость, выпадают волосы и появляются прыщи. Сейчас, через три месяца, энергии у Мухиной немного больше, но на привычный спорт ее не хватает. (Эта статья написана в августе 2020-го; добавлены некоторые факты.)
Похожая история случилась с менеджером по рекламе Лилией Гариповой. Она переболела COVID-19 в мае и до сих пор испытывает сильную слабость. Сложно справиться даже с уборкой: становится тяжело, приходится делать перерывы, сидеть и отдыхать. При этом врачи, с которыми консультировалась Лилия, не предлагали никаких способов улучшить состояние и советовали просто «потерпеть». «Единственное, что мне рекомендовали, — надувать шарики, чтобы восстановить легкие, — говорит Лилия. — Никто не может сказать, что делать, если ты выздоровел и все еще не в порядке. Когда я плакала, врачи говорили: это агрессивная форма гриппа, терпи — такая вот мантра для успокоения».
Это правда: не существует волшебной таблетки, которая поможет быстро восстановиться после COVID-19. Но можно помочь организму и ускорить этот процесс — и для этого есть более эффективные методы, чем надувание воздушных шаров. Вместе с пульмонологом Еленой Зинчук и физическим терапевтом Сергеем Иваненко из клиники «Три сестры» Reminder разбирается, как вернуть себе силы после коронавируса.
Легкие
Одышка, которая мешает переболевшим COVID-19 выполнять повседневную активность, — следствие поражения легочной ткани. «Часть легкого не может выполнять свою функцию, другой части легкого приходится работать интенсивнее, а человеку — чаще дышать, — объясняет пульмонолог Елена Зинчук.
—
К этому добавляется снижение функционального объема легких. Если нормальный взрослый человек, не спортсмен, может сделать выдох объемом от трех до четырех литров, то у переболевших COVID-19 этот объем может значительно уменьшиться». Это следствие фиброза — рубцевания легочной ткани из-за того, что организм заменяет поврежденные клетки более жесткими и плотными тканями. В результате ухудшается эластичность легких, и когда человек делает вдох, ткани хуже растягиваются и впускают в легкие меньше воздуха. Точных цифр, сколько времени занимает восстановление, нет. Елена Зинчук говорит, что беспокоиться и обращаться к врачу стоит, если через 2–3 месяца после выздоровления одышка и усталость не уменьшились — то есть оценивать свое состояние нужно в динамике.
Решение
- Тренажеры для дыхания. Совет надувать шарики, чтобы улучшить эластичность легочной ткани после пневмонии, устарел: с шариками нельзя отрегулировать
нагрузку, и она может быть слишком сильной. Для той же цели есть специальные приборы, которые называются нагрузочными спирометрами. Их рекомендуют специалисты ведущих медицинских вузов США. Нагрузочный спирометр создает давление во время выдоха, что способствует открытию альвеол, а также легкую вибрацию, что стимулирует отхождение мокроты. В отличие от шариков, нагрузка дозирована: можно контролировать скорость и объем воздуха, отслеживать результат и увеличивать нагрузку. Нагрузочные спирометры стоят недорого (от 1300 рублей), при этом их можно использовать дома без наблюдения врача.
- Дыхательная гимнастика. Подробную видеоинструкцию записали врачи клиники МЧС. Гимнастика занимает 20–30 минут, повторять нужно 2–3 раза в день. Кстати, медитация, если вы ее практикуете, тоже не будет лишней: как говорит Елена Зинчук, долгий выдох и глубокое дыхание, которые используют в практике, полезны и для восстановления работы легких.
- Богатая белком диета. Белок — строительный материал для восстановления слизистой и мышечной ткани, в том числе тех мышц, которые помогают нам эффективно дышать, поэтому в пище должно быть достаточное его количество.
- Занятия в бассейне.
Занимайтесь с акватерапевтом (это рекомендовано пациентам после тяжелого течения заболевания) — или просто плавайте. Это помогает тренировать ослабленные болезнью диафрагму и множество вспомогательных дыхательных мышц: давление воды заставляет эти мышцы работать активнее, и дыхательный аппарат и общая выносливость восстанавливаются быстрее. Елена Зинчук рекомендует посещать бассейн хотя бы два раза в неделю, а если позволяет состояние
— каждый день. Если же на плавание сил пока не хватает, заставлять себя не стоит. Начните с гимнастики, описанной в рекомендациях
ВОЗ
по самостоятельной реабилитации после COVID-19: простые упражнения вроде ходьбы на месте и вставания со стула также помогают справиться с одышкой, если выполнять их пять раз в неделю по полчаса.
Усталость
Многие пациенты после COVID-19 жалуются на усталость и слабость. Есть мнение, что эта астения может быть связана с синдромом хронической усталости: предполагается, что он может проявляться после вирусных заболеваний; в числе прочего его признаки находили у переболевших во время вспышки атипичной пневмонии 2003 года. Однако пока существование синдрома хронической усталости — спорный вопрос: его нет в Международной классификации болезней и не все врачи признают его существование. У слабости после коронавирусной инфекции может быть и более простое объяснение, считает физиотерапевт Сергей Иваненко. «Это следствие того, что человек долгое время провел лежа, не выполнял никакой активности и внезапно стал двигаться, — говорит специалист. — При этом организм ослаблен борьбой с инфекцией, а легкие не справляются с тем объемом кислорода, который нужен организму». Следует помнить, добавляет он, что длительная слабость — не специфическое явление для вирусных инфекций: такое происходит после любого заболевания, которое приковывает человека к постели.
Решение
- Постепенное усложнение. После выздоровления от инфекции включаются адаптивные способности организма, и вы становитесь сильнее просто от того, что делаете повседневную рутинную деятельность вроде уборки и прогулки до работы.
Главное — отслеживать динамику самочувствия и усложнять двигательные задачи с каждым днем. Это и будет выводить ваше состояние
— энергию, дыхание, мышечную силу
—
на тот уровень, что был до болезни. Нужно найти баланс между тем, что совсем легко, и тем, на что не хватает сил.
- Обычная ходьба. Максимально безопасный и эффективный способ восстановить силы — интенсивная ходьба. Идеальный вариант — найти в тренажерном зале беговую дорожку под углом, что увеличивает нагрузку. Если такой дорожки нет и вы шагаете по обычной дорожке или по парку, стоит обращать внимание на скорость и дистанцию, отслеживать их в дневнике или с помощью гаджета. Например, если сегодня вы прошли 4 километра за час, после чего появилась одышка, стоит это зафиксировать —
и преодолеть на следующий день эту же дистанцию и еще 50–100 метров. Потихоньку наращивайте нагрузку — либо увеличивая скорость, либо удлиняя дистанцию.
- Контроль самочувствия. Одышка и усталость будут появляться во время движения, и это нормально. Однако дыхание должно вернуться в норму через 2–3 минуты после того, как вы остановитесь. Если одышка мешает двигаться и продолжается дольше этих 2–3 минут, это сигнал, что нагрузка слишком большая, и на следующий день стоит сделать чуть-чуть меньше упражнений. Кроме того, определенные симптомы во время движения
—
головокружение, тошнота, головная боль, липкий пот — должны насторожить. Если они появляются часто, стоит обратиться к врачу. Другие измерения во время нагрузки стоит делать по назначению врача: контроль сатурации
— если он рекомендован в выписке, контроль пульса и давления — если есть гипертония или другие проблемы с сердцем.
- Работа с балансом. Координация зависит от информации, которая поступает в мозг от специфических рецепторов под кожей. Их чувствительность можно развивать. Для этого Сергей Иваненко советует купить специальные нестабильные платформы и делать на них простые упражнения: ситуация нестабильности заставит нервную систему активнее искать баланс, и найти его уже на твердой поверхности станет легче. Также пригодятся специальные массажные коврики для ступней с рельефной текстурой. Или просто ходите по траве, песку и камням босиком либо в обуви с тонкой подошвой, которая будет передавать структуру поверхности.
Сердце
Коронавирус повышает свертываемость крови и увеличивает риск тромбоза, но есть и менее очевидная патология сердечно-сосудистой системы после COVID-19: миокардит, воспаление сердечной мышцы, из-за которого сердце менее эффективно качает кровь и хуже снабжает легкие кислородом. Пока у медиков нет уверенности, что миокардит, который выявили у некоторых пациентов после COVID-19, связан именно с действием вируса. Однако, как отмечает Елена Зинчук, проблемы с сердцем могут остаться недиагностированными — например, если пациент перенес инфекцию легко и лечился дома. Так что стоит внимательнее относиться к своему сердцу после выписки.
Решение
- УЗИ сердца. Если после двух и более месяцев после болезни одышка не уменьшается и двигаться все еще тяжело, нужно обратиться к кардиологу и сделать УЗИ сердца.
- Отказ от стимуляторов. Стимуляторы, такие как кофеин или эфедрин, могут усугубить проблемы с сердцем. Поэтому эспрессо лучше временно заменить зеленым чаем — в умеренных количествах.
Микробиом
Многие из экспериментальных лекарств, которыми лечили пациентов, крайне токсичны, как гидрохлорохин — его давали некоторым российским больным в марте и апреле. «Даже сейчас пациенты получают в лучшем случае два антибиотика, в худшем случае — 8–10, — рассказывает Елена Зинчук.
—
В результате мы сталкиваемся с последствиями антибактериальной терапии: псевдомембранозным колитом, например, который вызывается условно патогенными бактериями клостридиями». Подобные бактерии постоянно живут у нас в кишечнике и не размножаются сверх меры, так как другая кишечная микрофлора мешает им колонизировать среду. Когда происходит массивная антибактериальная терапия и убивается вся полезная флора, патогенные клостридии оживают, что проявляется в виде нарушений стула и болей в животе.
Решение
- Пробиотики. Восстановление микрофлоры после антибактериальной терапии занимает около шести месяцев. Пробиотики — препараты, содержащие различные штаммы бифидо- и лактобактерий,
—
уменьшают диарею после приема антибиотиков, но их эффективность для восстановления микробиома не доказана (есть данные, что они и вовсе этому мешают). Лучший выход — здоровая и разнообразная еда. Так, живые бактерии содержатся в ферментированной пище вроде квашеной капусты и кимчи. Подробнее об этом здесь.
- Пребиотики. Богатая пищевыми волокнами пища вроде фруктов, овощей и злаков содержит пребиотики
— пищу для бактерий, населяющих кишечник. Если состояние желудочно-кишечного тракта не позволяет есть свежие овощи и фрукты, стоит выбирать овощи и фрукты, которые прошли термическую обработку: запеченные, тушеные, вареные, приготовленные на пару.
Кожа и волосы
Некоторые переболевшие COVID-19 сообщают о кожных заболеваниях и сильном выпадении волос. Такие последствия не уникальны для коронавируса: то же самое может случиться во время других тяжелых инфекций вроде гриппа или даже через несколько месяцев после них. Одна из главных причин — психологический стресс: высокий уровень гормонов стресса заставляет волосяные фолликулы войти в состояние отдыха, от чего волосы выпадают. Гормоны стресса также стимулируют сальные железы работать активнее и замедляют восстановление кожи, что приводит к акне, псориазу, розацеа и экземе или усугубляет их. Среди других объяснений — жар во время инфекции (физический стресс для организма, который приводит к тем же последствиям для кожи и волос, что и стресс психологический), борьба с вирусом (мешает иммунитету бороться с «вредными» бактериями на коже) и ношение маски (трение и влажная среда создают для этих бактерий благоприятную среду).
Решение
- Консультация с дерматологом и трихологом. Связаны ли проблемы с кожей и выпадение волос с жаром во время инфекции, стрессом или чем-то другим, порядок диагностики все равно один: визит к специалисту, который назначит все анализы, если нужно — отправит на обследование к другому врачу, например, эндокринологу, и назначит подходящие лекарства и косметические средства.
-
Гигиена маски. Маска должна быть чистой: если она не одноразовая, ее нужно стирать после каждого использования. Стоит отказаться от макияжа, чтобы не пачкать маску, и в целом сократить количество средств, которые вы наносите на лицо под маску. Однако забывать об увлажнении не стоит: оно смягчает механическое трение ткани о кожу, а также помогает восстановить барьерную функцию кожи, с нарушением которой связаны акне и контактный дерматит.
- Забота о ментальном здоровье. Логично ожидать, что после выздоровления от COVID-19 уровень стресса снизится и связанные с ним проблемы исчезнут. Однако болезнь может вызывать долговременные последствия для психологического здоровья
— от панических атак до ПТСР. Уровень выраженности депрессивных симптомов можно оценить по классической шкале Бека (вот онлайн-тест для проверки себя), но если часто беспокоят тревога, апатия или другие симптомы ментального неблагополучия, лучше без лишней самодиагностики записаться к психотерапевту.
Фото на обложке: chrissie kremer / Unsplash